Ирина. 1983, ЗАГС и экзамен по РЗА

 (Глава из неопубликованной повести "Про меня и про Ирину") 

    Сессия в разгаре. Тоскую по Ирине.
    Впереди, 12 января 1983 года очень серьёзный экзамен. Ещё Пушкин подметил:
             Мы все учились понемногу
             Чему-нибудь и как-нибудь….
    Не буду распинаться по этому поводу, ибо все знают, что такое учёба, просто отмечу: релейная защита и автоматика электрических сетей – далее РЗА – был очень серьёзный предмет, уже относящийся к моей будущей специальности.
    И было запланировано очень важное мероприятие в моей жизни. В Ирининой – тоже. Ещё в новогоднюю ночь на этот день мы запланировали подать заявление в ЗАГС. Для Ирины - очень сложный шаг. Решалось в её судьбе очень многое. Это требовало в корне корректировать свои планы, решится отказаться от уже достигнутого….
    Если бы ещё в ноябре 1982 Ирина поделилась со мной своими планами и проблемами, то не было бы у неё того нервного срыва, чуть не приведшего к полному краху наших отношений. Для Ирины всё было намного сложнее. Сам себя «хвалю» за то, что каким-то шестым чувством ощущал тогда её состояние. Но точно не догадывался в чём проблемы. И я не зациклился на тех «хулиганских» выходках. Хотя было очень неприятно и больно. Тогда же я совсем близко подошёл к собственному осознанию, что моё отношение к Ирине уже не просто влюблённость в красивую девочку, а полюбил я её. Потому так тяжело переживал ноябрьскую размолвку. Ирина переосмыслила наши отношения. И приехала на новый 1983 год. Новогодний уговор с Ириной в силе.
    
    Я готовлюсь к экзаменам. Зачёт я по этому предмету получил автоматом. Зачёт заключался в защите с десятка лабораторных. Лабораторные работы вела преподаватель, инженер кафедры ЭСС. Хорошенькая, стройненькая, миниатюрная молодая девушка. Она была на пару-тройку лет старше меня. Вне занятий я мог звать её по имени. Звали Марина (имя я изменил). С ней создались дружеские отношения.
     Наша «бригада-четвёрка», была самой лучшей в группе. Трудно сказать кто, из четверых, был более продвинут в релейной защите. Но все имели заслуженный авторитет у Марины.


     Остаются сутки до экзамена. К обеду 11 января остаётся одна тема – Дифференциальная защита. С чувством, с толком, расстановкой оставшийся объём реально можно повторить часов за десять. Т.е. время есть. Да, ведь у студента одна ночь перед экзаменом оказывается плодотворнее целого семестра. Так что никакого цейтнота! Всё под контролем и по плану.
     Время – полдень. Лежу на диване, читаю. Дверь в комнату открылась, и я вижу миленькое личико Ирины. Ирина приехала на сутки раньше!
      - Виталь, я не выдержала бы до завтра. Еле утра дождалась и к тебе. Я не буду тебе ме….
     Пока она это говорила, я уже обнял её и не дал ей говорить. Поцелуй затянулся. Как я был рад!
     - Я приготовлю что-нибудь. Или в магазин надо? Нет –
ты давай занимайся, я сама всё сделаю.
     Вот как можно теперь заниматься?
      - Иди  и занимайся, - наставнически прогнала меня Ирина с кухни.
      - Ты как зашла?
      - Соседка как раз выходила. Она же меня в новый год видела. Она и впустила. Ты давай учи.
     Мы поели. Поговорили. Я насмотреться на Ирину не мог. Какая она у меня красавица. Нежная и добрая, заботливая. Ну почему тогда, в мае 1980, я так поздно это увидел? Не забывается то отчаянное волнение, когда Ирина растворилась в толпе пассажиров на станции Пермь II. 
   

     Но надо «грызть гранит науки». После еды спать захотелось. Встал то я очень рано. С утра у меня мозги лучше работают.
     Ирина ушла в душ, с дороги ополоснуться. Ехала в общем вагоне.
Вышла взбодрённая.
      - Иди и ты освежись. А то носом клюёшь уже.
     Ушёл полоскаться. Ирина ушла в другую комнату.
      - Виталя,всё же прилягу. Я с двух часов ночи на ногах. А ты иди и учи. Больше не буду мешать.


     Прошло время с час. В голове мелькнуло:
      - В другой комнате спит моя невеста. А я тут с книжкой обнимаюсь.

     Зашёл к Ирине в комнату. Она мирно спала. Рядом с Ириной лежала развёрнутая общая тетрадь с лекциями. Я улыбнулся. Учёба никому не давала покоя.
     Я стоял и любовался ею. Как тогда в поезде. «На заре ты её не буди»! Но я разбудил:
      - Ирина, давай ещё то, что я в ноябре хотел, - смущаясь, прошептал я ей на ушко.
     Эта фраза в разных вариациях и сейчас понимается однозначно для нас. Так уж повелось с новогодней ночи 1983 года.


     На экзамен чуть не проспали.
     В 9-30 утра я уже сидел и писал тезисы ответа по первому вопросу билета. Три вопроса готово.
     Четвёртый вопрос из недоученной вчера темы. Ничего существенного из «пальца высосать» не удалось. Только общие слова. Как назло, всё вылетело из головы.
    

     Моя очередь идти отвечать. Мне повезло! А может, и нет. Это смотря, что считать везением. Я шёл отвечать к Марине.
     Я ответил на три вопроса явно на «отлично». На четвёртый налепетал всякой фигни.
     Всегда честно говорил: – «Я не знаю». Не мучил ни себя, ни преподавателя. Он решал: казнить или миловать. Бывало по-всякому. Либо я выкарабкивался на дополнительных  вопросах и это чаще. Или «неуд» - двойка.
     Я сказал Марине: - «Это всё, что я могу доложить по этому вопросу».
     Надо заметить, эта тема, недоученная мною, была четвёртым вопросом во всех билетах. Мне же не повезло: из того, что я повторил, в этом билете мне не попалось.
     И тут неожиданный ход. Марина подходит ко второму преподавателю (он лекции читал), шепчется с ним. Подзывает меня к столу, где разложены билеты.
     Такого ещё не бывало в моей учебной жизни:
      - Сыров, тяни другой билет. Но отвечать придётся на все четыре вопроса, - не очень громко сказала Марина, - давай тяни и не валяй дурака, - ещё тише сказала она.
     Вот застрял я! Ирина, мается, ждёт меня в коридоре. Там даже присесть не на что. А мне тут «ромашку» из экзаменационных билетов устроили. Но я согласился. А зачем? Куда делся мой принцип: – не знаешь – не позорься? Выучи и потом пересдай. Но чёрт попутал, да и с двойкой перед Ириной не хотелось позориться.
     Во втором билете тоже самое. Ответил на первые три. По четвёртому – опять только общие слова. А время на дворе почти полдень.
     А Марина не отпускает. Пока второй «препод» выходил покурить, Марина навязывает тянуть третий билет. Дурак, вытянул. Марина даёт возможность прочитать вопросы и предлагает сходить в туалет. Я, сдуру, не понял её трюк – она мне дала возможность быстро глянуть в лекции или учебник. Но я отказался выходить. Я сел готовится к ответу по третьему билету. Но через пять минут я подошёл к Марине и тихонечко ей сказал:
       - Марина Александровна, ставьте двойку. Я не успел всю дифзащиту повторить.
Она ещё упирается.
      - Марина Александровна, меня невеста в коридоре ждёт. Мы в ЗАГС заявление хотим сегодня подать. Можем опоздать, а она специально из Перми приехала вчера. Отпустите меня. Я потом пересдам.
     Она удивлённо посмотрела на меня, прыснула смехом в ладошку. Встала и направилась к дверям.
      - Ребята, а кто Сырова ждёт?
     Я услышал Иринин голос. Она подтвердила, что ждёт.
      - Вы что, правда, его невеста, и сегодня в ЗАГС идёте? – продолжила неугомонная Марина. Её за шустрость и неугомонность за глаза называли «электровеник».
     Опять слышу Иринин голос.
     - Да. А он, что экзамен по семейным отношениям сдаёт? А мне сказал, что «релейку»? –весело ответила Ирина.
     В ответ на это Марина засмеялась. Вернулась к столу.
- Эх, Сыров! И не стыдно тебе – двоечник!? Такая девочка-красавица тебя ждёт! Иди уж в свой ЗАГС! Только ради твоей красивой невесты, которая аж из Перми приехала. Жду на пересдаче.
     Таким образом, вся группа узнала, что Сыров решил жениться!


     Ирина по дороге в ЗАГС рассказывала, что на неё сразу после этого обратили внимание те, кто ожидал своей очереди. А вообще то, в группе было заведено дожидаться конца экзамена. Потому в коридоре были почти все – экзамен то уже подходил к концу. Даже «классный папа» уже подошёл. Кто-то принёс Ирине стул, усадили. Ещё и пирожком угостили.
     Рассказала, как пришёл наш «классный папа», как поинтересовался о ходе экзамена. Ему сказали, что пока одна двойка. И доложили, что Сыров с самого утра там. Всё ещё его Марина Александровна мучает.
      - Сыров выкрутится. Он любимчик у Марины. – обнадёжил «папа»
      - А ты с двойкой вышел,- засмеялась Ирина, - спать не надо было со мной ложиться! Спи один и двоек не будет.


     А первая свадьба в нашей группе случится в январе 1983 году. И оказалось, что не я один собрался женится. В группе тогда отгуляли три свадьбы подряд: 18 и 25 марта и 1 апреля. Группа не «просыхала» три недели. Гуляли тогда с пятницы и порой даже воскресение захватывали. 
     Заявление мы успели подать. Назначили на 18 марта 1983 года. Время регистрации будет сообщено дополнительно.
     Мы вернулись домой. Посмеялись над моими приключениями. Марина не могла мне, даже за мои заслуги, при всей симпатии ко мне, поставить «Удовлетворительно». Была такая дурь по одно время: черновик с тезисами ответов на вопросы по билету, с подписью, сдавали преподавателям и обязательно прикладывали к протоколу экзамена. А у меня ничего по четвёртому вопросу.
     Следующий экзамен через четыре дня. Мы целых два дня провели вместе. Впервые нам никто не мешал. Мы были только вдвоём!
     Ирина вдруг вспомнила, что привезла с собой грампластинку с песней Юрия Антонова. Это была гибкая грампластинка. Тогда в финал телефестиваля «Песня года 1983» вышла его песня «Крыша дома твоего». Ставшая шлягером на многие годы, эта песня оказалась для нас очень в тему. Мы опять пустились в воспоминания нашего знакомства.
 
   
     Тогда мы вдоволь наслаждались нашим счастьем, забыв обо всём на свете! Но главнейший вопрос нашей дальнейшей, совместной, уже супружеской жизни так и не был ещё решён.
     И мы решили его! Скажу только одно:
     Ирина пожертвовала ради нашего семейного благополучия своей перспективой поступления в институт. Подавая заявление в ЗАГС, Ирина уже решила прекратить занятия на «Рабфаке», а перед самой свадьбой напишет заявление на увольнение с завода. И уже в мае 1983 года, поменяет паспорт, примет мою фамилию и окончательно переедет в Свердловск. Устроится работать в Чкаловский Райпищеторг и получит направление на учёбу. А в августе 1983 года, успешно сдав экзамены, поступит в техникум «Советской торговли» и с сентября месяца приступит к учёбе на дневном отделении по специальности бухгалтер-экономист.
     В своёй карьере достигнет уровня главного бухгалтера большого продовольственного магазина с филиалами. После рождения дочери решит уйти на менее хлопотную работу – бухгалтер по зарплате. И даже сменит профиль уйдёт из торговли, и по сей день работает в области металлургии. 

     Меня когда-то как зациклило. Смущало моё подвешенное состояние: что я мог дать молодой девушке, не имея ни образования, ни профессии. Это мне и мешало сказать: - «Стань, Иришка, мне женой. Я люблю тебя!».

 
     До свадьбы оставалось чуть больше двух месяцев. А ждать и догонять - занятия трудные.

Продолжение: http://proza.ru/2018/10/18/1460


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.