Ек. 9, 11-12 Рыба и сеть, птица и силки

(из конспекта разбора)

9:11-12: Переход. Человек подобен птице, попадающей в силки

Этот текст переходный. Говоря о силках, в которых запутываются птицы, он напоминает о предыдущих стихах о смерти, а 11-й стих – мостик к последующим стихам о том, что мудрость не гарантирует успеха в политике.

9:11: И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их.

Как это «не проворным достается успешный бег» согласовать с «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми», о чем Соломон писал в Пр.22:29?

Два взгляда на мир: детерменизм и неопределенность

Здесь два взгляда на мир. Один предполагает, что все в мире определяется причинно-следственными связями (понимание друзей Иова и, кажется, Соломона – Пр.22:29): хорошее поведение приводит к хорошим результатам, успеха в этой системе координат добиваются усердные положительные герои. Другой взгляд учитывает неопределенность и непредсказуемость происходящего в мире (понимание Екклесиаста – Ек.9:11). Причем Екклесиаст анализирует движущие силы неопределенности, об этом ниже. Здесь мы затрагиваем большую библейскую тему о нарушениях закона сеяния и жатвы, о которой я не стану сейчас писать.

Опыт показывает, что не всегда правильные решения и хорошие поступки приводят к хорошим результатам. История Иова – яркая тому иллюстрация. Попутно: есть две крайности в наставлении новообращенных.

• Говорить и всячески акцентировать то, что теперь у них будет тяжелый период искушений, сатана будет ополчаться и нападать на них, Бог – испытывать и проверять и т.п. «Иисус попал после крещения в пустыню, где был искушаем, вот и у тебя теперь будет что-то подобное, готовься к проблемам и трудностям». Проблема этого взгляда: это безрадостное христианство, власть сатаны преувеличивается, Бог показан слишком суровым.
• Говорить и всячески акцентировать то, что после покаяния они будут прямо летать, Бог будет отвечать на все молитвы, в жизни начнутся чудеса, Библия станет понятной и дорогой книгой, в сердце будет мир и любовь к ближним и т.п. Проблема этого взгляда: таких однозначных обещаний в Библии нет, при таком подходе умалчивают о необходимости духовного роста, мир и действующие в нем законы излишне упрощаются, а новообращенные, которые не встречают всего этого в избытке в своей жизни, начинают сомневаться – а) действительно ли они родились свыше, б) работают ли советы, которые им давали до сих пор, и вообще, истинно ли христианство.

Два уровня наблюдения: точка зрения рыбы и рыбака

В качестве рабочей гипотезы предлагаю такое согласование высказываний Соломона/Екклесиаста: в Пр.22:29 показан взгляд рыбы и других рыб, а в Ек.9:11 показан взгляд рыбака.

• Нижний уровень наблюдения, точка зрения рыбы (человека): проворная рыба – более сытая.
• Верхний уровень наблюдения, точка зрения рыбака (Бога): проворная рыба может так же попасть в сеть, как и любая другая, при закидывании сети на судьбу проворной рыбы начинают влиять дополнительные переменные – воля и умения рыбака.

Такое понимание совпадает и с выводом из предыдущей цепочки рассуждений Екклесиаста в 9:1.

Перечисленных в 11-м стихе достоинств может оказаться недостаточно для успеха. Важно еще подходящее время (Ек.3:1). «Случай» – это неблагоприятное обстоятельство, которое может встать на пути человека с одним из перечисленных достоинств. И самые лучшие из нас не могут предсказать, когда произойдет что-то подобное:

9:12: Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

Мудрому может помешать случай и глупый

В этом и в последующем фрагменте показаны две силы, которые могут помешать мудрому:

• в 9:11-12 это случай
• в 9:13 и далее до 10:19 это глупый

Вот источники или движущие силы неопределенности, о которой шла речь выше. На самом высоком уровне наблюдения источник неопределенности – Бог. Об этом Екклесиаст уже сказал в 9:1: перечисление катаклизмов в восьмой главе он резюмировал словами «праведные и мудрые и деяния их - в руке Божией». Рассматривая более материальный, земной уровень наблюдения, Екклесиаст говорит, что мудрому и проворному могут помешать две силы – случай и окружающие глупцы.

18.10.2018


Рецензии