Утро, в Елисеевский

Я уже сказала, что очень любила ходить утром с бабушкой в магазин за продуктами. Но однажды покупку продовольствия взял на себя её муж. Мы собрались, празднечнее одевшись, и сели на троллейбус №3. Мы ехали в Елисеевский! Снова я окунулась в удивительную атмосферу любимого городского торгового центра. Пока парочка моих предков пополняли продуктовую корзину, я остановилась как вкопанная возле витрин с коробками шоколадных конфет. Одна из них оказалась у меня в руках, и я поняла, что больше ее не выпущу. Коробочка конфет была небольшая, но очень красивая, и мне её купили. Это была Москва будущего, как её представляли наши далекие предшественники, жившие прямо здесь же, где и мы, но целых 150 лет назад. Конфетная фабрика Товарищества ЭйнемЪ выпустила серию открыток. У меня оказалась открытка №2 с рисунком, на котором застекленные аэросалазки шмыгали по Тверской мимо Елисеевского, а над ними пролетали дирижабли. Надпись гласила: "Красивая ясная зима 2259-го года. УголокЪ старой веселящейся Москвы, древнiй ЯрЪ по-прежнему служитЪ мЪстом широкого веселья москвичей, какЪ было и при насЪ 300 сЪ лишнимЪ лЪт тому назадЪ". Шоссе было сплошь ледяной зеркальной дорогой.
Конфетная фабрика ЭйнемЪ была основана в 1851 году, и теперь называется "Красный октябрь". Теодор Фердинанд фон Эйнем открыл её на Берсеневской набережной Москвы-реки недалеко от Кремля, потому что один серебряный рубль с каждого фунта продукции - конфет, пирожных и печенья - передавал на фронт Первой мировой войны и бедным детям, оставшимся без родителей. Он, наверное, очень интересовался будущим родной страны, хотя сам был немец, и придумал выпустить эти футуристические рисунки. Известно что футурум - это будущее. Мне показалась очень забавной эта картинка, древние люди так представляли себе Москву 23 века, но ошиблись на 150 лет, она выглядела так уже сейчас, удивительных вещей было даже больше. Вряд ли москвичи прошлого могли бы представить себе современный троллейбус.
Пока я доедала оочень вкусные конфетки из прошлого, бабушка Мария Федоровна, разглядывала коробочку.
- Ну надо же, - удивилась она, - ведь Елисеевский совсем не изменился.
Я хотела все узнать об этой улице. И бабушка рассказала...
...При королеве Екатерине I был такой знатный граф Апраксин. Он был ещё сподвижником Петра I, её мужа. При нем он стал адмиралом и героем Азовской кампании. Он получил такое доверие государей, что сам мог править и подписывать указы. Когда царь Петр умер, он поручил старику Апраксину заботится о своих жене и детях. Молодая дочь царя Петра Элизабет или Бесс очень любила всякие увеселения и обожала кататься на коньках. для нее все Замоскворечье и Тверскую улицу заливали льдом и все горожане и сама Бесс катались там на коньках, санях и салазках. Повсюду продавали конфеты, пряники и горячие пирожки. После гуляний Бесс останавливалась во дворце Апраксиных, на первом этаже которого располагался шикарный французский магазин нарядов и кондитерская. Молодая Бесс, будущая королева Елизавета подолгу жила во дворце Апраксиных.
Гораздо позднее этот французский магазин у Апраксиных выкупил купец Елисеев Григорий Григорьевич. Елисеев благодаря Эйнему стал тоже крупным кондитером, предпринимателем, и организовал торговое товарищество Братьев Елисеевых.
Бабушка сказала, что в старину наши родственники вошли в товарищество купцов Елисеевых. Они тоже были купцами. Моя бабушка маленькой девочкой приходила в этот Елисеевский магазин со своими родителями, как теперь я. Вторая жена Григория Елисеева Вера Федоровна Васильева была нашей дальней родственницей.
Елисеевский магазин есть также и в Санкт-Петербурге, и тоже в тамошнем дворце Апраксиных. Вот какие дружные семьи были до революции. Перед смертью купец Елисеев с друзьями, женой и детьми уехал жить в Париж. Так что вряд ли мы теперь увидимся со своими дальними родственниками.
Продукты и товары для Елисеевского магазина заготавливались членами Товарищества уникальные. Специально и только для Елисеевского была создана сеть поставщиков от заготовки до упаковки, были открыты филиалы товарищества по всему миру, предприниматели и купцы выискивали и закупали там для уникального магазина самый редкий и лучший товар. Такого больше нигде нет - был девиз Елисеевского. Оформлением залов занимались самые лучшие французские дизайнеры начала 20 века в стиле Ар-деко, французского постимпрессионизма. Стиль Елисеевского задал новое направление Ар-деко в России, где возник стиль Арт-нуво, более праздничний, блестящий и легкий, чем французский.
20 век показал такое же бурное развитие технологий, как и в свое время 19-й. Открытое в недавнем прошлом электричество стало основной энергетикой будущего.
Сейчас уже 21 век, для нас детей будущего стали привычны все бытовые и повседневные приборы, которые казались фантастикой для жителей середины 19-го, начала 20-го века.


Рецензии