Мост над Обрывом Случай Ницше

В детстве, впервые проявив интерес к философии, я буквально боготворил и обожествлял этого немецкого мудреца и знатока человеческой породы, каковым, безусловно, и был Фридрих Вильгельм Ницше, но со временем слепая вера и погоня за острыми эмоциями, сменились здравым рассудком и анализом.

Я не скрываю, философия Ницше, и до сих самых пор представляет для меня что-то личное и даже внутреннее, интимное, но теперь на его примере, я отчетливо вижу пределы и естественные ограничения, которые существуют для человеческой психики, буквально встроены и заложены в нее. Кем или чем? Быть может – высшими силами?
 
Но ведь по Ницше высшая сила на земле только одна и это Воля к Власти, не связанная с Духом, надеждой на иной мир, в том то и дело, что между двумя крайностями, а Ницше был, безусловно, философом крайности и крайних состояний, истина, как правило, лежит посередине.  Мог ли Ницше прийти для самого себя, для своей внутренней природы, к гармонии и золотой середине, согласию с собой? Очевидно, что это не так, ведь если бы это было так, у нас был бы другой Ницше, не просто его философия была бы другой, попросту был бы другой человек, который бы звался Фридрихом Ницше.

Раскол в природе Ницше, следуя его собственной логике, которую он применял ко всем философам, религиям и школам мысли, начался в детстве. Есть данные, что до своей юности Ницше был глубоко религиозен, его отец был священником и воспоминания об отце, как о простом человеке, который многим помогал, невозможно подделать. Но потом случилась болезнь отца Ницше и его кончина, не тогда ли, еще ребенком, он усомнился в христианстве?

Считал ли Ницше себя пророком? Безусловно, его произведение «Так говорил Заратустра» вместе с его учением о Сверхчеловеке – это пророчество, но чего? Быть может необходимости гибели глобальной религии слабости для торжества личной веры сильного человека. Есть места в его книгах и высказываниях, где Ницше прямо говорит, что он не отрицает народную религию, основанную на обычаях и воли конкретного народа, а наоборот всячески ее поддерживает.

Быть может, Ницше первым остро почувствовал угрозу отдельным народам исходящую от абстрактных идеалов – глобализации и цивилизации, таким образом, он был защитником естественной культуры в противовес мракобесию сугубо технотронной цивилизации, во главе которой стоит Абстрактный Разум или Глобальный Логос, не имеющий собственных свойств и качеств, но полностью синтетический и кибернетический? Но это уже мои домыслы, т.е. то как мне хотелось бы понимать Ницше, скорее всего исходящие из того на, что он сам претендовал, но на что ему не хватило проповедуемого им здоровья.

Его война с христианством, которая хоть и содержит пророческие и крайне проницательные идеи, на самом деле была попыткой личного осмысления, исходящей из глубокой детской привязанности и такого же закономерного отторжения позднее. О христианах Ницше говорил, что: «в сущности, был только один христианин и тот умер на кресте». Что же, согласимся с этим утверждением и обозначим его, как Случай Христа. А что тогда можно сказать о Сверхчеловеке Ницше и его Воли к Власти? Можно сказать, что, в сущности, был только один человек, мнящий себя Сверхчеловеком, и тот сошел с ума.

Понимал ли это сам Ницше, когда в своих поздних письмах, подписывался, как «Распятый»? Но я вовсе не считаю Ницше сумасшедшим, но полагаю, что вся его борьба с христианством, была внутренней борьбой за попытку обновления омертвевших институтов веры, это была его ревизия, его анализ, глубочайший и тончайший. Ницше обнажал фальшивость символов веры, но не ее сути, поэтому ему понадобился Заратустра, это наиболее полное современное религиозное учение. Может быть, поэтому Ницше, подписывался как Распятый, потому что считал самого себя пророком и воплощением того же самого принципа?

Следуя логике Ницше, защищавшей естественную культуру и естественного человека, от чего сам Ницше был очень далек, можно сказать, что естественная культура человека имеет такую же естественную потребность в вере. Ее имели Древние Греки, которыми увлекался Ницше, ее, имели Римляне, Этруски и другие древние народы. Анализируя и исследуя Платона и позднейших платоников, можно ли сказать, что Ницше был знаком с Гностицизмом?

Основная идея Гностицизма, заключена в том, что Бог, Творец и Дьявол являются по сути одним лицом, т.е., что мысль о Добром и Милосердном Боге, это скорее сказка и вымысел для успокоения слабых и невежественных масс. На самом деле Творец – это Зло, обрекающее людей на бесконечные страдания, это Верховный Судья и Тюремщик. Здесь заключен очень важный момент, суть Христианства, без которой Христианство никогда не возникло и не состоялось бы. Идея о Злом Демиурге, Творце, подготовила мысль о необходимости пришествия Спасителя.

Бог, без ведома которого на Земле ничего не происходит, дает своему сыну погибнуть на кресте. Это уже другая идея из Греческой мифологии, гласящая, что Бог Времени Хронос – это Титан, пожирающий своих собственных детей.
Чтобы понять Случай Ницше и Случай Христа в сравнении, можно задаться вопросом, а чем была истинная, не упадочная вера, вера, которую испохабили и извратили гностики?

Ницше защищал мирское и волю, силу и т.п., но при этом для самого Ницше его собственная жизнь была наказанием и мучением. Исторический Христос, наоборот ругал волю, силу, власть, но его собственная жизнь, для него была мучением и наказанием. Распятие Христа, его наказание – это Гностическая Тайна. Якобы минус, помноженный на минус, может дать плюс, но это не так.

Таким образом, после нашего анализа и небольшого исследования, мы можем сказать, что философия Ницше сильна, интересна, проницательна, но сквозь призму болезненности, поэтому воспринимать ее можно только критически исходя из принципа духовной гигиены, о которой часто говорил сам Ницше. Тем не менее, здоровому человеку, у которого есть здоровая вера в жизнь, как радость, а не наказание, вообще весь случай Ницше мог бы показаться смешным.

Но глупо делать вид, что этот случай и эта болезнь – это только дело одного Ницше, на самом деле мы все частично больны этим вирусом хулы на жизнь, страданий и т.п.

Этот вирус – это тоска от бренности, собственного, личного и эгоистического бытия, и не важно, что нам обещают в конце – Вечное Возвращение по Ницше или Рай согласно Христианству.

Но есть лекарство от данного вируса – вера в Живую и Бессмертную Природу,  Природу Вечную, бессмертной частью которой мы все являемся и память о том, что часть не может быть выше целого. Мы идем по мосту над обрывом, но разве мы можем грезить, чтобы не было этого моста и этого обрыва?


Рецензии