Византия, как она была

Основная тема искусства Византии - изображение божественного мира. Его рассвет пришел на 2 в н. э., когда на европейской карте мира существовала прямая вертикальная полоса, проходившая через Венецию, и делившая мир на Западную и Восточную Римскую империю. Восточная провинция называлась Византий, столицей имела греческий Константинополь и язык латынь и греческий. Граждане Византии были ромеями. Это было время, когда еще Париж назывался Лютецией, а Милан - Мелиалан.
Византия была прогрессивным государством, наследовавшим устои Римской империи. Однако сейчас нас интересует искусство, а не политика. Точнее история возникновения классической православной храмовой архитектуры.
Еще со времен египетских коптских христианских храмов в Иерехоне, на Иордане и ближнем Востоке, Византия позаимствовала кубикулы, архитектурные прототипы комнат в катакомбах с одним продолбленным в скале окном.
Византийские кубикулы по арабской традиции расписывались анималистичным или флористическим орнаментом, густым, ярким, сказочным. Он символизировал райский сад, главной фигурой которого был павлин или пеликан - символ Христа.
Классический вид храма того времени (4 в.) храм Санта Констанца в Риме (он был тоже поделен на две части), Святого Константина. Его создание приходится на время знаменитого конанизационного вердикта епископа Константина в 313 г. В богослужение пока не используются чаши(!) миф о Чаше Грааля еще не распространился, а используются ковши. В нем еще продолжается трехнефная, трехкоридорная планировка, как в базилике Константина и Максенция, тоже в Риме. Нефы предполагали - статую божества, центральный, слева трон судьи и справа место святителя. В цветовом оформлении преобладаю коричневый - плиты пола, и оранжевый с голубым - пилястры потолка. В материалах используется поделочный камень, плитка. Обязетельна галерея - переход над проемом. Наравне с чертами базилики появляется новый вид храма - круглый в основании - Пантеон. Дохристианская традиция - мавзолей, с круглыми атриумами и баптистериями. Архитектура Пантеона - это храм скорби, усыпальница с таинством крещения и смерти. Огромные жертвы, как среди язычников римлян, так и среди иудеев-христиан склонили архитектуру Византии к купольным формам.
Столицей Древнего Рима был город Ровена. См. Вальтера Скотта "Айвенго", где описывается история крестовых походов за гробом Господнем с верой во второе пришествие Христа. Немалую роль крестоносцы сыграли и в падении Великой Римской империи. Захват Ровены стал символом падения Рима.
В Фессалониках в 5 в. стала модной золотая мозаика. На это время приходится рассвет культуры и экономики Византии, мерилом ценности и божественной благодати становится золото. Золото в лазури основной мотив в оформлении мавзолея Галаплацидия. Внутренний купол четырехпарусный, подсводные люнеты со слюдяными, а ранее алебастровыми окнами. Квадратный снаружи, он напоминает фермерский домик, овин. Это делалось намеренно, чтобы на храм не нападали грабители, зато внутри устроители не скупились на изощренное убранство, округлые своды храма выглядят вполне современно.
Искусство Византии 5-6 века выдает смещение греческих мифов с христианской традицией. Основной мотив - Добрый Пастор, пасторали наследуются позднее французской куртуазной живописью. Воздетые в небо руки - образ молитвы в римской традиции символизирует благословение в христианстве. Донна Велата - Дама в покрывале Рафаэля - прообраз Богоматери Христа. Искусство характеризуется как античный импрессионизм. Агапы (термин любви), трапезы любви - прообраз тайной вечери, причастия. Это образ райского блаженства - аналог римской оргии как божественного времяпровождения. Появляется христианское таинство Евхаристии. Легендарная Гидра переместилась в легенду о пророке Ионе жития Ниневеи - Буря, божий гнев - символ индульгенции христианству. Для обретения благодати требовалось искупление грехов, а христианский храм с трехдневным бдением стали символом чрева кита.
Скульптуры масхафоры - юноша, приносящий жертву. Ныне это христианский юноша-ангел. Неправда ли, раннехристианская трехнефная базилика некоторые здания вокзалов?...

Золотой век императора Юстиниана знаменуется градостроением, возникают знаменитые бастионы Константинополя, его Золотые ворота, которые впоследствии многократно копируются в Софии, Киеве и др. и напоминают Фивы без маяка.

Константинополь захватывается арабами в 12 веке. Это знаменует мировую победу наследника Римской империи - Католицизма. В преддверие этого знаменательного события возникает противостояние арабского и христианского востока в Византии и, как следствие - иконоборчество. Чествование икон в храмах запрещается, иконы подвергаются уничтожению, в это время утеряны величайшие образцы раннехристианского искусство, в том числе знаменитый образ Христа на плате. Иконы прячутся, вывозятся за границы Византии, греческий прообраз Христа европеизируется, пред молящимися предстает голубоглазый блондин. В крайней метаморфозе существует даже персонификация божественного образа в виде благородного заказчика иконы.
После падения Константинополя византийское искусство переезжает, бежит вместе с его авторами к святому королю Стефану, первому архиепископу Сербскому.

В основе эссе лекция "Искусство Византии" ГМИИ им. А. С. Пушкина, февраль 2017.


Рецензии