Умение беседы как... умение

В предидущих текстах рассуждения внимание было обращено на понятие беседа, что как-то увело взгляд от собственно слова "умение".
А ведь человек, умеющий ходить по канату, отличается от неумеющего не силой, а только умением.

В чём же заключается такое умение, - в наблюдении в т.ч. и "от противного" говорит писатель и мыслитель Геннадий Михайлович Шиманов в статье "Фундамент".
http://www.shimanov.narod.ru/Fundament.htm

В частности, там  говорится: "Я был на множестве патриотических собраний и обратил внимание на то, что они проходят по одному сценарию, исключающему продуктивное обсуждение важных для самоорганизации народа тем."

В статье среди множества наблюдений по этому вопросу есть и важные для нас с Вами цитаты классиков литературы 19-го века о их положении в отношении беседы и рассуждения, а также о социальных причинах, противостоящих свободной беседе.

Приведенные в  основательной статье Геннадия Михайловича мысли полезны не только в отношении работы конкретного писателя, но, что важнее, - в отношении взаимодействия в писательской среде, о чём неоднократно поднимался вопрос на Прозе.ру.

пред. текст http://proza.ru/2018/10/16/1123


Рецензии
Умением беседовать, считаю прежде всего умение слушать и самое главное слышать собеседника. В последнее время, к сожалению, все чаще и чаще встречаются не диалоги, а  монологи двух говорящих. А  если уж в беседе обсуждается проблема, где выявляются различные мнения на случившееся, то такая беседа обычно перетекает уже в дебаты.  И тут умение грамотно обосновать свое мнение и без предвзятости выслушать мнение оппонента, считаю неоспоримыми качествами интеллигентного человека. К сожалению, телевизионные дебаты, такое впечатление,  построены на дискуссиях по принципу кто кого громче перекричит. 
Здесь же в прозе.ру, как и в жизни встречаются все варианты перечисленного, только в письменном виде. )))  И критерии общения у нас остаются такими же, как и в жизни. Т.е. если есть точки соприкосновения интересов и при этом душа не испытывает каких-либо напряжений мы общаемся, причем круг интересующихся может расти. Но есть также и такие которым нравится вести бурные споры, и если это взаимно, то это конечно их право! )))  

Маришка 22   29.10.2018 21:03     Заявить о нарушении
Согласен с тем, что телевизионные дебаты учат, а если честнее сказать, программируют зрителя на поведение "антибеседы". Т.е. редакторы программ (знающие многое, в т.ч. и сказанное Вами) - предстают нам в роли именно сознательных убийц общества.

Не согласен несколько с Вашей фразой, сказанной об умении беседы как признаке интеллигентности. Вроде бы сказано верно, но само умение непонятно откуда берётся.
Ведь умение нарабатывается, тренируется, превращается в навык, от рождения же не даётся как дар.

Вот об упражнениях такого умения хотелось бы услышать Ваше мнение.
За отклик огромное спасибо, но прошу помощи далее в т.ч. и от Ваших друзей.
Многие посмотрели текст, но, видимо, за душой не имели ничего по вопросу.
.

Георгий Сотула   29.10.2018 22:05   Заявить о нарушении
"Т.е. редакторы программ (знающие многое, в т.ч. и сказанное Вами) - предстают нам в роли именно сознательных убийц общества. "

 В этом плане меня тоже настораживает их "подрывная"  работа. А также "насаживание"   каких-то ложных и мелких интересов, увлекаясь которыми общество может деградировать, по крайней мере молодое поколение. 

Маришка 22   29.10.2018 23:08   Заявить о нарушении
Под интеллигентным  человеком прежде всего подразумеваю человека, как носителя интеллекта, т.е. Человека, умеющего мыслить, а также воспринимать и понимать окружающих.  А таким может быть и представитель рабочего класса, и также житель села. 

"Ведь умение нарабатывается, тренируется, превращается в навык, от рождения же не даётся как дар. "

Иногда в редких исключительных случаях возможно и дается. Когда несмотря ни на что, человек все-таки вырастает Человеком. А в основном конечно это работа Семьи, далее влияние ближайшего окружения, т.е. друзей. Школа, к сожалению, в настоящее время отгородилась несколько от этой функции. Хотя возможно, если учитель пользуется авторитетом, то естественно и он может нести образцы поведения настоящей личности.

Маришка 22   29.10.2018 23:10   Заявить о нарушении
Поразмышляла тут над этимологией слова БЕСЕДА. Что-то официальная этимология этого слова мне показалась не достаточно убедительной. )))
Вполне возможно, что слово БЕСЕДОВАТЬ очень сильно связано с понятием говорить БЕЗ СЕТОВАНИЙ или же говорить БЕЗ СУЕТЫ. Второй вариант даже подходит лучше. 
У слова СУЕТА два значения: торопливые и беспорядочные действия и нечто пустое, напрасное, не имеющее истинной ценности. А БЕСЕДА как раз таки предполагает душевный неспешный разговор. 

Маришка 22   29.10.2018 23:19   Заявить о нарушении
Заглянула для интереса в церковно-славянский словарь. Слово БЕСЕДА раньше еще также звучало, как БЕСАДА! http://www.orthodic.org/cs/Б/7

Маришка 22   29.10.2018 23:37   Заявить о нарушении
Спасибо. Здесь вначале важен сам факт того, что этому нужно и возможно учиться.
Как то уже отмечалось, что время начала христианской эры - это время, когда умение беседы - ярко на высоте.

Даже не очень богатые граждане учились и нанимали учителей для этого.

А обратите внимание: каждый раз в синагоге после положенного чтения - обсуждение. Соответственно - постоянно идёт тренировка.

Постоянство тренировки и авторитет умения - вот что ключевое.
Умение не обретёшь, только будучи зрителем.

Надеюсь, к теме упражнений добавятся высказывания.
Благодарю.

Георгий Сотула   30.10.2018 00:33   Заявить о нарушении
Как то уже отмечалось, что время начала христианской эры - это время, когда умение беседы - ярко на высоте."

А зародилось это скорее всего в Древней Греции. Ведь там было очень много философских школ, занятия в которых проходили в форме беседы или спора, т.е. ученики излагали свои мысли в форме вопросов и ответов. К примеру, согласно Сократу, истина является человеку не в готовом виде, а рождается в процессе диалога, путем размышления и совместного решения проблемы. Было даже такое понятие, как искусство спора. К сожалению, в настоящее время им владеют далеко не все.
Немного уйду в сторону. Я как то давно читала про одну древнегреческую философскую школу, где ученики могли высказать любое свое предположение, не боясь быть осмеянными. А ведь таким образом могут рождаться великие открытия. Такие открытия скорее всего рождаются интуитивно, база для их логического доказательства еще не построена. Но загасив осмеянием смелое предположение, общество закрывает пути для дальнейшего роста. Конечно в этом случае может быть и множество фантазийных идей, не основанных на истине. Но тем не менее большим минусом нашего общества считаю именно высмеивание новаторских идей и предположений.

Маришка 22   30.10.2018 11:19   Заявить о нарушении
А обратите внимание: каждый раз в синагоге после положенного чтения - обсуждение. Соответственно - постоянно идёт тренировка."

В православии тоже есть подобные беседы. Правда это происходит в воскресных школах при церквях. Эти занятия проходят в форме бесед по основным богословским темам. В нашей церкви, к примеру, есть такой порядок. Если хотят крестить ребенка, не постоянные прихожане церкви, то крёстные и родители ребёнка должны посетить положенное количество лекций по азам православия. Многие возмущаются, что сейчас при нашей занятости невозможно найти свободного времени. Но многие с пониманием относятся к этому новшеству, тем более сами занятия проходят в форме интересной беседы. По желанию также можно посетить и лекции по истории религии.

Маришка 22   30.10.2018 11:37   Заявить о нарушении
Постоянство тренировки и авторитет умения - вот что ключевое.
Умение не обретёшь, только будучи зрителем."

Но поскольку у нас государство на официальном уровне не занимается этой темой, это становится задачей прежде всего семьи. И достаточно будет в этом вопросе умелого воспитания в семье, где должным образом уделяется внимание душевным беседам, где выслушивается мнение ребенка и где аргументировано могут доказать его неправоту в том или ином поступке, не переходя на оскорбления и унижение личности как таковой. Да вот еще, художественная литература думаю также может внести свою положительную лепту в этом вопросе.
А если таких семейных бесед нет, в силу того, что родители сами выросли в душевной "глухоте", или же, в силу своей постоянной занятости на работе, то откуда дети могут брать пример? С телевизионных программ, где считают приличным выносить на всеобщее обозрение свое "грязное бельё", а также приличным, осмеивать "грязное белье" соседа да еще и всякими изощренными методами? Или, к примеру, программа, где дружно ужинают вместе, дружно беседуют на различные темы, а после дружно критикуют еду, которой потчевал их друг. А ведь такое поведение в наши времена, да думаю, что и во все времена считалось недопустимым в нашем обществе. А именно это насаждают нашей молодежи в настоящее время. И если они не получили эти нормы в семье, то увиденное в телевизоре возможно будет считаться ими нормой общества.

Маришка 22   30.10.2018 12:07   Заявить о нарушении
Если некий предварительный итог полемике подвести, то наверно так: беседа нужна. Точно, что она такое - не знаем.
Окружены врагами к нам и к ней в т.ч. в гос структурах и колониальных СМИ, надеяться на них не стоит.
.....
Вот ещё что как способ взглянуть на наш объект промелькнуло: вариант один - мы в раю, где всё и так знаешь - будет ли там беседа? . А второй вариант - почти противоположный - (не смог написать светский вариант) подскажите.

Георгий Сотула   30.10.2018 12:40   Заявить о нарушении
Ну да, я не думаю, что в гоструктурах не знают о сложившейся ситуации на телерадиовещании. Идти с плакатами на площадь не считаю продуктивным. Ведь на этом фоне массами могут воспользоваться и другие силы. А я пережила уже две революции (живу в Кыргызстане), где народная сила показала свою обратную сторону хаоса. Больше не хочу. Надеюсь, что этот "сон в летнюю ночь" закончится и истинные правила жизни все-таки восторжествуют, а пока надо прежде всего заботится о правильном душевном развитии детей, своих и чужих по возможности, ну и естественно всех других твоих окружающих.

"...вариант один - мы в раю, где всё и так знаешь - будет ли там беседа?"

Ой ли!? А не у края ли? Да и судя по Библии не всё знали Адам и Ева в силу своего малолетнего возраста.
Да, иногда кажется, что мы подошли к какой-то черте, где каждый проходит испытание так сказать на "вшивость". Но мне не нравится такой подход.

Маришка 22   30.10.2018 13:57   Заявить о нарушении
По поводу рая мой пример, согласен, не очень хорош.
попробую исправиться: двое. Всё знают. Не имеют вопросов в т.ч. к друг другу. Встретились. Привет, привет, чмок, чмок.
Возможна ли беседа?
Или это не беседа, а нечто из приятности?
Как массаж для тела.
- Это пытаюсь максимизировать параметр,
чтоб чётче проясниться.
И Где то в тумане маячит фраза типа "нет ничего выше человеческого общения..."

Георгий Сотула   30.10.2018 15:04   Заявить о нарушении
Ну конечно! Общение открывает для нас не только новые просторы мира и внутренний мир близких по духу людей, но и позволяет познать свои тайные грани души!

Маришка 22   30.10.2018 17:50   Заявить о нарушении
По ощущению, уже куда то добрались,
что уже "горячо".

Вот эти двое, которые без вопросов. -Никто из них не имеет потребности что то знать. Предположим, что они всё же в чём то разные. И вот один из них м.б. и невольно, "нагружает" другого своей информацией, но не востребованнной этим вторым.

Общение произошло.
Уровни, как в сообщающихся сосудах, выравнялись.
Об этом ли Вы говорили?

Георгий Сотула   30.10.2018 20:04   Заявить о нарушении
Ну раз уж речь пошла об информации и о сообщающихся сосудах, то оставив сообщение другому, прибавится не только у принимающего, но и у поделившегося этой информацией, так как реакция получившего информацию может дать новый потенциал для размышлений у сообщающей стороны.
Как-то вот так! )))

Маришка 22   30.10.2018 21:35   Заявить о нарушении
Да. Тут мы зацепили связь беседы с общением вообще.
У принявшего прибавится, но прибавится и у сказавшего
!
потому что он примет ... не от второго !
а от системы двух.

Частный случай общения вообще - сэкс. Каждому хорошо от общения с... тем, кто есть "двое", как бы с ангелом пары.

Соответствеено, другой случай "общего" - общая молитва, общее пение, и т.п. - общение с уровнем "над".

Это "горячо". Прошу как то отметить для Вашего дальнейшего резюме рассуждения, но.. это не совсем то. :
ПОТРЕБНОСТЬ.
Потребности у двоих к беседе при встрече не было.
Ведь посмотришь на переписку доступную в сети и на Прозе -
прав же.
Ещё раз к актуальному нашему: проблемы есть, но обсуждать не хотим.
Или не умеем, или стесняемся, или... что?
.

Георгий Сотула   30.10.2018 22:13   Заявить о нарушении
Потребность в общении возникает, когда видят родственную душу. Тогда действительно есть о чём поговорить. И у всех насколько я понимаю разная степень открытости-закрытости.

Маришка 22   31.10.2018 09:09   Заявить о нарушении
Марина!
К Вашим словам о родственности душ не откажите,
примите благосклонно
моё поздравление с сегодняшним днём святой Марины !

Не хочу принципиально поздравлять с днём мученицы Марины,
и в этом нет никакой моей еретичности,
но есть пожелание Вам лёгкой и радостной победы над любыми,
даже и по их недомыслию или неопытности промелькнувшими поблизости проблемами.

Принимаете поздравление?

Георгий Сотула   31.10.2018 14:26   Заявить о нарушении
Благодарю, Георгий, за поздравление и добрые пожелания! ))) А я и не знала, что сегодня такой день! )))

Маришка 22   31.10.2018 14:49   Заявить о нарушении
Марина! С завтрашним праздником
Казанской иконы Божей матери!

Ещё обратил внимание, что стих в Вашем резюме
в первом 'кирпиче' имеет нелады. Слово дьявол
соседствует с Владыка слов, сливаясь в смыслах и целях.
- Не годится.

И второе, но более отдалённое:
этимология слова - попроще - его история.
История есть и у языка.

Как считаете, если кто то потрудится, и уберёт в небытие, незнание одну из начальных ступенек в истории конкретного языка, что будет с современной его жизнью и с его живыми носителями ?
.

Георгий Сотула   03.11.2018 11:22   Заявить о нарушении
Насчет стихотворения я подумаю обязательно над этим. Просто это стих моей дочери, она как раз на днях приезжает. И я посоветуюсь с ней.

"Как считаете, если кто то потрудится, и уберёт в небытие, незнание одну из начальных ступенек в истории конкретного языка, что будет с современной его жизнью и с его живыми носителями ?"

Вы имеете в виду, что будет с современной жизнью языка или того кто уберет в небытие начальные ступеньки? )))
В случае с языком, думаю, что невидимые нити все-таки остаются. Вполне возможно, что они скрыты в тех языках, которые сохранили множество слов, состоящих из двух-трех звуков. Но чтобы восстановить эти основы нужна работа целого коллектива исследователей. Процесс становления и роста языка очень сложен и полон не только внешних добавлений, но и внутренних вплетений. И вот еще, если двигаться, учитывая, что раньше язык все-таки был единым, то тогда история приоткрывает свои скрытые тайны... И тайны там открываются самые разные, есть которые можно открывать, а есть думаю и такие, которые современное сознание большинства не сможет переварить...

Маришка 22   03.11.2018 12:25   Заявить о нарушении
Марина, так ответили, что и не собирался поднимать вопрос,
но ...уже нет возможности уклониться.
Что то есть у Вас такое, глубинное интуитивное,
извините, - в логике глупое, а в деле - самое то, что нужно.

Поэтому:
вот Ваше "язык был единым... сознание не может переварить.. "
- говорит что переварить нужно, но не получается. -
это то как раз и есть та "глупость", которая нас спасает от переваривания, по моему мнению.
Издалека:
Дьявол в прежних системах религиозных, наряду с Богом - вынуждено закономерен. В индийской системе, в старорусской, и во множестве других - и это не по глупости.
Особо не развиваю сейчас тему,
отмечу только (в недавней полемике к моей рецензии автор поправил меня, указав что Искариот по ихнему звучит ИШкариот.
Т.е. ИШ -муж. И соответственно, наверно ИШЛАМ - МужЛам.
(советую с автором подружиться, обстоятельный в этимологии)

Но я о другом: праязык - для нас при его "перваривании" - чрезвычайно опасен. Знать нужно, а переваривать нельзя. При переваривании примем в себя начало его, а оно ... как структура биожизни древней. Со своими хищными, примитивными механизмами.
Не могу даже подробнее, попытаюсь примером:

берём словарь латыни.
"А" в нём - столь многозначно, что в этом "А" как начала слов почти нет определённости.
Взять неопределённость себе - убить себя из своего мира в мир непонятный, в мир-смесь, кашу.
В начале есть всё. Этим оно и страшно.

К языку ещё: без начала нельзя и с началом нельзя.
Вопрос был об этом: что будет с европейскими языками, если (по А.Н.Драгункину начало европейских -в ст.русском) убрать у них начало?
Как их страны будут жить? И будут ли?

"Убрать" - по-вашему вроде бы нельзя. Но ... можно, и это 'можно' - работа магов, духовников. Насколько она м.б. окончательно-неизменна сложно сказать.

Казанская икона да поможет понять!

Георгий Сотула   03.11.2018 13:21   Заявить о нарушении
Благодарю, Георгий, за поздравления с праздником, И также за предостережения в вопросе "переваривания" пракорней. По этому вопросу, конечно, много "за" и "против". Но если идешь по этому методу, и Библия и мифы, приоткрывают многие тайные подсказки. Можно идти по этому пути?.. Я даже не знаю...! Но бывает жутко интересно! )))

Маришка 22   03.11.2018 14:54   Заявить о нарушении
"Т.е. ИШ -муж. И соответственно, наверно ИШЛАМ - МужЛам."

Но жена в иврите ИША. Добавляется только А, и тогда слово ИШЛАМ (покорность) превращается в ИШАЛАМ (мир, безопасность и благополучие). )))

Маришка 22   03.11.2018 15:29   Заявить о нарушении
Заглянула в этимологию слова САЛАМ, ШАЛОМ. Она идет от общего корня SLM (целый, безопасный, неповрежденный). )))
Хотя по логике, слово ИСЛАМ должно исходить от имени ИСМАИЛ, сына Авраама от египтянки Агарь, так как именно Исмаил был родоначальником арабского мира, где зародился Ислам. И именно он вместе с отцом Авраамом восстановили после потопа разрушенную Каабу, святыню исламской религии.

Маришка 22   03.11.2018 15:41   Заявить о нарушении
Георгий, подскажете фамилию, рекомендованного вами автора?

Маришка 22   03.11.2018 15:42   Заявить о нарушении
Сергей Колибаба.

Георгий Сотула   03.11.2018 16:19   Заявить о нарушении
Я знакома с Сергеем! У него очень много работ по этимологии. Но он рассматривает, что русский язык произошел с иврита. Я же опять считаю, что смотреть надо гораздо ширше! Иврит только часть невидимой части "айсберга", скрытой от нас пластами времени.

Маришка 22   03.11.2018 16:36   Заявить о нарушении
замечание: вряд ли действительно он говорит, что русский с иврита.

Георгий Сотула   03.11.2018 23:28   Заявить о нарушении