Бездельник

   Молодой человек, в полосатом пиджаке и серых брюках сидел на скамье и печально размышлял, будто вторя осени. «Я не верю, что у меня было детство, нет. То были сны. Родные теперь чужие. Что делают мои родители, как они выглядят, а где брат?». И слезы выступили из влажных глаз.
   Вдруг откуда ни возьмись перед ним появилась собачка. Завиляла хвостиком и пошевелила мордочкой. Молодой человек взглянул нее вяло и безучастно. Хотел было пнуть ее, ведь она помешала, вторглась в его печальное настроение. С чего это он должен улыбнуться собачке? Но будучи совершенно обессиленным он остался недвижен. Ком подступил к горлу.
   Вскоре молодой человек встал и медленной поступью направился по аллее. Под ногами шуршали листья, дул легкий ветер. «Зачем нужны произведения искусства, если мир совершенен. Никогда и нигде не видел столь удивительной картины, а краски-то, краски какие. Ни один гениальный художник не способен изобразить такую красоту. В сущности все произведения ни что иное как примесь человеческих пороков. Но где их меньше? В популярных или малоизвестных? И кто есть гений, не гордый Каин ли… Сам холст порочен! Сколько несчастных душ употреблено на его создание. Ведь одни горбатятся на поле, выращивая лен, другие собирают его, третьи обрабатывают, четвертые завершают процесс на заводе, а еще пятые развозят по магазинам, шестые вынуждены стоять за прилавком. И приходит гений за покупкой… Если бы все перечисленные любили свое дело!». За озером, недалеко послышался смех – то были художницы, по-видимому студентки. Метнув на них ядовитый взгляд, молодой человек еще более омрачился. Приподнял воротник, опустил глаза и с злобой шумно шаркая, лишь бы не слышать их, ускорился. Через мгновенье он их уж не видел… «Какое они имеют право веселиться, когда остальные мучаются от недосыпа, от мерзких колкостей начальника, он недостатка денег и вообще от тяжкой жизни. Кем станут те художницы? Какими-нибудь дизайнерами, которые раздражают своей глупой рекламой? Две гармоничные линии называют дизайном! А слово-то какое мерзкое!» Расхохотавшись, он подошел к осине и обратился к ней. «Видишь ли, не они порочные, а я оказывается, который вынужден молчать. Я злой?!». Прикоснувшись к шершавой коре молодой человек поплелся дальше. Куда он шел, зачем думал? В кармане лежала последняя сотня. «По крайней мере я не приношу вреда». Им никакая сила не двигала, не было и огня в груди. С каждым днем он только сутулился и не удавалось найти положительные ответы на возникающие вопросы. «Все вокруг создано тяжким трудом, отвратным и ненавистным. Кто укладывает асфальт, кто строит дома, кто работает дворником, а в офисах какие люди сидят? Да где же взять хоть капельку любви, искренности? Только и остается идти в бар и слушать исповеди. Вот где истина льется! А все остальное ложь, наглая и неприкрытая». Он остановился, взглянул на небо, оно открытое и ясное, ни одного облачка, не на чем остановить взгляд, но зато в сердце отлегло и теплее стало. Солнце светило ярко. Захотелось подумать о чем-нибудь прекрасном, может добро сделать. И не успев до конца осознать мысль, впереди появился старичок, несущий пакет. Когда они поравнялись, молодой человек обратился к нему:
 - Вам помочь?
Старик замялся, метнул нерешительный взгляд из подлобья, но ответил:
 - Странное предложение.
Выглядел он уставшим: то ли день не удался, то ли жизнь потускнела.
 - Я понимаю, обычно старушкам предлагают помощь, но увидел вас и почему-то решил…
 - Ну раз вам нечем больше заняться, то держите.
Старик отдал ему пакет и они пошли молча. Их дорога лежала через ту же аллею… Опять послышался смех художниц. Они бросали друг на друга листья. Молодой человек ждал разговора. И вскоре старик неожиданно произнес:
 - Смотри-ка как веселятся.
 - Бездельницы! – раздраженно отрезал молодой человек.
 - Юные ведь, что им еще делать.
 - Пока они ждут вдохновения, люди умирают из-за каторжной работы.
 - Но ведь каторгу они сами выбрали, никто их насильно не заставляет.
 - Вы правы… Они сами. А вы кем работали? – Более спокойно сказал молодой человек, взглянув на старика.
 - Я-то? – Старик сделал паузу, – Много где. Я не лучший пример для тебя, не у того спрашиваешь.
 - Но почему вы не нашли свое дело?
 - Наверное потому что не искал.
 - Как это? Я уверен вы искали, раз переменили много рабочих мест.
 - Переменил-то, переменил… Но я не искал, а убегал. Сейчас-то я понимаю, а тогда был дурак дураком. 
 - А сейчас у вас все хорошо?
 - Поймал ты меня крепко в тиски! – старик впервые улыбнулся и взглянул прямо в глаза молодого человека. – Я и сейчас не знаю чувствую ли себя так как должно. Говорят нужно жить так чтоб каждый день был словно праздник. А что тогда будет вместо праздников? Что их заменит?
 - А ученые, а творцы искусства? Ведь они полны сил и энергии и трудятся, прерываясь только на сон.
 - Таких единицы.
 - А почему?
 - В их есть то чего нет у нас, обычных смертных.
 - Да я знаю. Так а что е есть у них. Чем я отличаюсь от какого-нибудь профессора?
 - Понятное дело, любопытством.
 - И все?
 - Остальное следствия. Ну я то откуда знаю, что вы пристали ко мне молодой человек. Я же говорил, что вы обратились не по адресу.
 - Нет, что-то еще должно быть. Откуда это любопытство?
 - У меня его нет. Спросите у тех кто его имеет. Кажется у вас оно есть. Почему вы спрашиваете? Вам ведь любопытно?
Молодой человек взмахнул рукой:
 - Ааа, чтоб!
 - Вы не ответили на мой вопрос, почему вам любопытно узнать, откуда берется любопытство?
После некоторого молчания, молодой человек кое-как собрался и произнес:
 - Ничего на ум не приходит! Как отрезало!
 - Вот так же всю жизнь было и у меня. Подумайте над этим. Я вижу вы не можете дальше идти. Неважно выглядите. Благодарю вас.
  Старик взял свой пакет и продолжил путь дальше один, а молодой человек стоял остолбенев. Порыв ветра сорвал с осины несколько листьев и они извиваясь, медленно опустились на землю. Ворона прокаркала, послышался отдаленный смех тех художниц. Через некоторое мгновенье молодой человек подернулся и присел на ту же скамью, на которой сидел до встречи со стариком, но на этот раз не было ни слез, ни злости, ни раздражения. Наступило умиротворение. Вот оно великое блаженство! Вот ради чего стоит жить!


Рецензии