Хомячок Ворчун

               

                1

     Недалеко от того места, где ручеёк втекал в тиховодную речку с илистыми заболоченными берегами, у края пшеничного поля жил хомячок.
     Вырос он большим скрягой.  И ещё, всегда во всех невзгодах, по его мнению, оказывались виноваты кто-нибудь, но не он.
Всё время этот хомяк ходил с недовольной сердитой мордочкой и никогда при встречах ни с кем не здоровался, даже с живущими рядом с ним зверюшками, а только угрюмо ворчал на них.  За это ворчание другие зверюшки и прозвали его Ворчуном.
     Проживающие вокруг поля мыши и другие хомячки запасали в свои норы большие запасы зерна, которых с излишком хватило бы им на зиму.  Даже когда запасали достаточно, между делами и развлечениями, они продолжали пополнять припасы.  Мало ли что, вдруг у соседей какая нибудь беда случится, тогда и с ними поделится придётся.  Разные в жизни неожиданности случаются.
     Хомячок, про которого здесь речь ведётся, тоже сначала наполнял зерном свою норку.  Но тут, как-то раз, на ум ему пришла «страшная мысль», и он даже вспотел от волнения.  А вдруг, пока он ходит на поле за другим зерном или еще куда-нибудь, к нему в нору заберётся вор, который съест или унесёт несколько зёрнышек из его припасов.
     Чтобы этого не произошло, хомячок сшил большой мешок с лямками, вроде рюкзака, и сложил в него весь свой заготовленный припас.  Теперь без этого тяжелейшего мешка скряга и норку не покидал.
     С такой ношей, какая уж ему заготовка запасов.  Пока Ворчун с трудом до поля доберётся, съест там несколько зёрнышек и обратно с этим же мешком идёт, а туда больше ничего и не добавишь.  Потому что он и так полнёхонек.  Да и это-то бедняга с трудом на спине несёт.

       
                2
     Как-то возвращался хомячок с поля и проходил под черёмуховым кустом.  И столько много было на том кусту сочных, чёрных, спелых ягод, что ему очень захотелось попробовать их.
     Как раз рядом рос пологий толстый ствол, а вверху хорошо проглядывалось, что кисти ягод с других тонких веток лежали прямо на нём.
     - А слажу-ка я до них и полакомлюсь ягодками, - решил Ворчун.
     Он сначала хотел снять рюкзак, но потом подумал, а вдруг пока будет там, на верху, наслаждаться вкусом ягод, кто-нибудь незаметно утащит его мешок с запасами.  Поэтому полез зверёк туда со своей ношей.
     Сначала всё шло хорошо, хоть и тяжеловато пришлось, но он добрался до первых ягод и даже попробовал одну.  Только повернувшись за второй, Ворчун неожиданно стукнулся большим мешком о нависшую сверху веточку, потерял равновесие и полетел бы вниз, но случайно зацепился лямкой мешка за сучок и повис на нём, беспомощно дёргая лапками.
     - Помогите, - громко закричал хомячок.
     Ворчуну ой как не понравилось висеть на суку, словно ёлочной игрушке в «Новый год», а без чужой помощи, похоже, ему явно никак не обойтись.
     В это время мимо как раз пробегала, живущая по соседству, мышка и услышала призывы перепуганного зверька.  Она быстро забежала по наклонному стволу черёмухи, но сил снять с сучка бедолагу у неё не хватало.
     Тогда мышка не растерялась и перегрызла зацепившуюся лямку, поэтому освободившийся хомячок плюхнулся на землю, зарывшись мордочкой в прошлогоднюю ещё не перепревшую листву. А падавшая вместе с ним котомка, больно ударила его по спине.  Быстро спустившаяся мышка торопливо заговорила:
     - Можешь не благодарить меня, каждый на моём месте поступил бы так же, придя на помощь соседу.
     И очень она удивилась, услышав в ответ такие слова:
     - Благодарить тебя?  А за что?  Бестолковое ты животное, испортила котомку.  Как я её до дому теперь дотащу с одной-то лямкой, и сколько трудов мне понадобится, чтобы починить рюкзак?
     От такой неблагодарности мышка даже растерялась, а потом, обидевшись, заявила:
     - Если следующий раз так же повиснешь, я лучше мимо пробегу.  Пускай тебя снимают с сучка сова, коршун, хорёк или другие хищники.
     При упоминании о хищниках, к которым он в беспомощном состоянии мог попасть на обед, Ворчун даже вздрогнул от страха.  Но вскоре его недовольное брюзжание вновь долетело до ушей убегающей мышки.

                3.
     Вскоре после этого происшествия, хомячок случайно услышал разговор двух воробьёв, сидевших на кустике ивы, о том, что за ручьём, на дороге, какие-то нерадивые работники просыпали целую кучу зерна.  И как же сейчас птички хорошо наелись, что даже летать им не хочется.
     Ворчуну так захотелось посмотреть на эту кучу.  Хотя понимал, он унести из той кучи ничего не сможет, разве только поест досыта.
     Хомячок добрёл до ручья, через который лежало перекинутое с одного берега на другой небольшое брёвнышко.  По нему обычно преодолевали водную преграду разные зверьки.  Налегке-то это просто было, а вот с большим мешком, хомячок неожиданно оступился и бултыхнулся в воду.  Он ещё и крикнуть не успел, как поток вынес упавшего грызуна в речку. 
     А там большая зубастая щука облизнулась и собиралась уже проглотить его.  Но проплывавшая мимо ондатра ухватила беднягу за загривок и вытащила вместе с мешком на вязкий илистый берег.  Вот только вместо «спасибо», Ворчун отругал теперь и ондатру.
     - Ты что не могла меня на чистый сухой берег вынести.  Я вместе с мешком весь в иле вывозился, а сейчас сколько времени понадобится, чтобы грязь очистить.
     - Больше не буду тебя из беды выручать, пусть следующий раз щука спасателем работает.  Неблагодарный ты! – рассердилась ондатра и поплыла по своим делам.

                4.
     Однажды, неожиданно разыгралась настоящая буря, и сильный дождь лил как из ведра.  Эта непогода застала хомячка, когда он плёлся со своей тяжёлой ношей с поля домой.
     Вдруг сильный порыв ветра обломил толстый сук дерева и тот рухнул прямо на путника, придавив того к земле вместе со злополучным мешком.  Ладно, зверёк оказался в небольшой ложбинке, поэтому сучок и не раздавил его.
     Кто и как сможет сейчас умудриться вытащить Ворчуна из-под такого тяжёлого гнёта?  Все зверьки попрятались от непогоды.  Лишь только хомячок лежал и попискивал в своей ловушке.  Он хотел домой, и мечтал, а вдруг всё же его кто-нибудь выручит.  Правда Ворчун понимал, что среди его соседей нет такого силача, который сможет сдвинуть этот обломок.  Как бы он был благодарен тому, кто его спасет.
     Этот писк услышал роющий под землёй свои лабиринты крот.  Он выглянул из любопытства наружу и сквозь дождь увидел недалеко, прижатого к земле хомячка.
Крот, недолго думая, быстро прорыл нору под самим зверьком.  И Ворчун вместе с мешком свалился в эту нору, а затем, по прорытому кротом тоннелю выбрался на поверхность.  От радости он хотел поблагодарить спасителя, но увидев выпачканный в сырой земле мех, ему самому на удивление, Ворчун даже не понял почему, может быть в следствие вредной привычки, из его рта вновь полилось ворчание:
     - Опять весь в грязи измазался.  Ты не мог, что ли просто сучок отодвинуть.
Крот даже отвечать не стал, только фыркнул и зарылся в землю.

                5.
     Всю ночь хомячок ворочался в своей постели и не мог уснуть.  Он всё время вспоминал как некрасиво и недостойно вёл себя с мышкой, ондатрой и кротом.  А ведь они буквально спасали ему жизнь.  Ворчун попробовал взглянуть на свои поступки со стороны.  И так ему вдруг стало стыдно, что он даже заплакал. 
     Нет, решил хомячок, нужно менять своё поведение и образ жизни.  Не быть в дальнейшем таким жадным и сердитым.  Может не сразу это получится, но меняться-то нужно.
     Утром по привычке он забросил за спину мешок и пошёл искать своих спасителей, чтобы попросить у них прощения за грубость и неблагодарность.
После вчерашнего ливня там, где день назад было сухо, сейчас во многих местах стояли большие лужи.  Когда хомячок проходил мимо одной из них, его лапки вдруг заскользили по сырому склону, и он оказался в воде.  Было там конечно не так глубоко, примерно по пояс ему, но очень вязко.  Хомячок с тяжёлым грузом, стоя на задних лапках, не мог вытащить их из грязи, чтобы выбраться на берег.
     Тогда он стал кричать и звать на помощь, но никто не появлялся.  Зверёк вновь попытался сделать шаг, но потерял равновесие и передними лапками тоже уперся в грязь, а тяжёлый мешок не давал ему поднять свою мордочку над поверхностью воды.  И Ворчун стал захлёбываться ею.
     А в это время недалеко от того места встретившиеся случайно мышка, ондатра и крот делились друг с другом последними новостями.
     Вдруг до их слуха долетели призывы хомячка о помощи.
     - Я не пойду, - заявила мышка. – Не хочу, чтобы он снова отругал меня.
     - Я тоже не собираюсь ему помогать, - хмыкнула ондатра.
     - Да уж, - только и вымолвил крот.
     В это время призыв о помощи резко оборвался.
     - Ой, что-то неладно там случилось, - встревоженно взмахнула передними лапками мышка, - нужно торопиться.
     И она быстро побежала в ту сторону, где оборвался крик.  За нею поспешила ондатра.  Крот тоже попытался бежать за ними, но на поверхности это у него получалось неуклюже, и он зарылся в землю.
     Когда мышка с ондатрой прибежали к луже и вытащили хомячка на твердое место, тот уже не дышал, нахлебавшись воды, и все попытки спасателей привести его в чувство не давали результата.
     - Всё, уже не спасти, - заплакала мышь. – И почему мы не побежали сразу.  Когда дело идёт о спасении жизни, нужно сразу забывать о всяких обидах.
     - Да, - поддакнула ондатра, - по глупости потеряли нужное время.
     Тут вдруг хомячок подлетел вверх, потом упал обратно, скатившись по мордочке высунувшегося из норки крота, который, быстро прорыв тоннель, выход случайно сделал под хомячком и нечаянно подбросил того.
     Неожиданно изо рта, казавшегося уже мёртвым Ворчуна, от такого удара, полилась вода, и он закашлялся.  Потом открыл глаза, обвёл ещё мутным взглядом присутствующих зверьков и проговорил:
     - Друзья, простите меня за плохое поведение.  Я постараюсь больше не быть таким грубым, неблагодарным и жадным.  Спасибо вам за всё.
     Мышка с ондатрой засмеялись, крикнули:
     - Ура, - и тут же заплясали от радости.
     Даже крот притопывал у своей норки.
     Хомячок с трудом поднялся, подошёл к мешку, развязал его и сказал:
     - Больше я не буду таскать этот мешок, все беды от моей жадности.  Угощайтесь, кто хочет.
     Он вывалил содержимое котомки на лужайку и тут же ойкнул:
     - Ой, извините меня.
     Из мешка вывалился ком сырого, плесневелого, подопревшего зерна.  Не один раз, наверно, его ноша попадала под дождь, бывала вместе с ним и в реке, и под сильным ливнем оказывалась.  А он даже не заглянул ни разу в мешок и не додумался подсушить зерно.  Вот оно и испортилось.
     Слёзы закапали из глаз хомячка.  Но тут его подбодрила мышка, заявив:
     - Да ты не переживай так.   Может это хорошо, если ты вовремя содержимое мешка увидел.  Зато узнал, что твои заготовки никуда не годятся.  Времени до зимы ещё хватит, чтобы успеть свежий запас зерна в нору наносить, и мы, может быть, чем-нибудь тебе поможем.
     И то, правда, хомячок всё же успел подготовиться к зиме.  Мешок он больше себе не шил, а носил зерно с поля за щеками.  Но из-за того, что зверёк старался положить туда как можно больше, за щёчками у него словно мешки образовались.
     А с мышкой, ондатрой и кротом они стали хорошими друзьями.  И Ворчуном его вскоре перестали звать.


Рецензии
Сказки вам так же прекрасно удаются, шикарный хомячок:—)) с уважением:—)) удачи в творчестве

Александр Михельман   30.04.2023 19:36     Заявить о нарушении
Стараюсь чтобы сказки были не пустые, а поучительные, или хотя бы познавательные.

Владимир Сорокин 3   01.05.2023 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.