Вспоминая школу

                Ко  дню  учителя.

За  многие   годы  работы  в  школе  кое – что  забылось,  вылетело  из  памяти,  но я никогда  не  забуду  одного  замечательного  ученика,  который  очень  любил  литературу  и  историю.  И  странное  дело:  у  него  всё  это  получалось  как – то  естественно,  ненавязчиво,  органично,  что  ли  . . .
Начну  всё  по  порядку. . .  Актовый  зал  школы  был  полон,   принесли  стулья  из  соседнего  класса:  мест  не  хватило. . . Должны  были  вручать  аттестаты  зрелости  об  окончании  10  классов.  Событие,  конечно,  неординарное.  В  зале  тишина.  Аплодировали  только  тогда,  когда  вручали  документ  только  тем,  кто  его  заслужил.  Приветствовали  тех,  кто  закончил  школу  на  отлично.   Трогательно,  торжественно. . .  И  вдруг:  « Аттестат  вручается  Тарасенко  Егору  Михайловичу».    Зал  будто  ждал  этого  момента,  все  повскакивали  с  мест,  кричали  «УРА»,  аплодисменты  продолжались  минуты  две.  Учителя  улыбались  друг  другу,  а  потом  начали  успокаивать  зал,  но  бесполезно,  зал    аплодировал  стоя  и  кричал : «УРА!»  Сказать,  что  я  не  ожидала  этого  вручения,  нет!  Я  знала,  что  аттестат  ему  дадут,  но  я  не  ожидала  такой  реакции  . . .  Это  правда!    Ученики  были  в  восторге.  Я  только  в  тот  момент  поняла, как    соклассники  его  любили.  Да,  он  был  хорошенький,  но  мало  ли  у  меня  было  хорошеньких?  Но  никому  так  не  радовались  и  не аплодировали,  как  Егору  Тарасенко.    Может  быть,  потому,  что  он  был  незаурядный,  интересный,  много  знал  наизусть.  Когда    речь  заходила   о  войне  1812  года ,  несколько  предложений  было  о     войне,  а  потом  вопрос:  «Можно,  я  расскажу,  как  об  этом  пишет  ЛЕРМОНТОВ?»    И  он  рассказывал  наизусть    «БОРОДИНО»,  или  вспоминал  строки: « Вы  помните,  как  шла  за  ратью  рать ,  со  старшими  мы  братьями  прощались  и  в  сень  наук  с  досадой  возвращались,  завидуя  тому,  кто  умирать  шёл  мимо  нас.»  Он  бесконечно  мог  рассказывать    басни  И.А. Крылова    «Волк  на  псарне»,  «Ворона  и Курица».  «Когда  смоленский  князь,  противу  дерзости  искусством  воружась,  вандалам  новым  сеть  поставил,  и  на  погибель  им  Москву  оставил,  тогда  все  жители  и  малый,  и  большой    часа  не  тратя  собралися,  и  вон  из  стен  московских  поднялися,  как  из  улья  пчелиный  рой. . .»
Когда  речь  заходила  о  том,  что  крестьяне   много  терпят  из-за     произвола  помещиков,  он  рассказывал  классу    басню  И.А. Крылова   «Волк  и  Ягнёнок»:  «У  сильного  всегда  бессильный  виноват,  тому  в  истории  мы  тьму  примеров  слышим,  но  мы  истории  не  пишем,  а  вот  о  том,  как  в  баснях  говорят».    И  рассказывал  наизусть  басню  Крылова…
История  и  литература  ему  давались  легко  и  просто,  а  вот  математика ,  химия,  физика…  здесь  нужно  было  как  следует  подумать,  чтобы  получить  хотя  бы  тройку…    Интересный  эпизод. . .  Ему  нужно  было  сдавать  зачёт  по  химии (был  у  нас  в  то  время  такой  интересный   приём),  а  мама  с  папой  тогда    были  в  командировке  в  Крыму.  Он  звонит  маме: «Мама,  ты  не  знаешь,  где  моя  тетрадь  по  химии?».  «Ищи  на  полочке,  где – то  там». « Нету» .  Потом  он  нашёл  эту  тетрадь,  оказалось,  что  на  ней  спала  кошка.  Вот  в  этом  был весь  Егорушка. . .
Во  время  концерта  по  случаю  вручения  аттестатов,  он  рассказывал  стихотворение  С.А.Есенина  и  посвятил  он  его  учительнице  по  русскому  языку,  в  аттестате  тоже  стояла  злополучная  тройка: 

Вы  помните,  вы  всё,  конечно,  помните,
Как  я  стоял,  приблизившись  к  стене,
Взволнованно  ходили  вы  по  комнате,
И  что- то  резкое  в  лицо  бросали  мне:
Вы  говорили:  «Нам  пора  расстаться,
Что  Вас  измучила  моя    шальная  жизнь,
Что  Вам  пора  за  дело  приниматься,
А  мой  удел  катиться  дальше  вниз. . .»

Зал  сидел  в полной  тишине,  как  заворожённый.  И  я  поняла,  как  его  любили  и  поэтому  так  долго  ему  аплодировали  и  радовались  тому,  что  ему  вручили  аттестат.  Я  представляю,  как  им  тяжело  было  расставаться  друг  с  другом .  Это  на  редкость  был  удивительный,  прекрасный  и  дружный  класс.  Они  до  сих  пор  поздравляют  меня  с  праздниками  и  иногда  звонят  и  делятся  новостями.  Может  быть, поэтому  я  чувствую  себя  чуточку  моложе,  чем  на  самом  деле.


Рецензии
Добрый вечер, коллега! Я побывала сейчас у Вас в гостях, вернее, в том актовом зале... И Вас увидела как будто наяву... И вновь окунулась в атмосферу школьной жизни, которую всегда любила и люблю... У меня тоже есть миниатюры о школе и учениках - а как же иначе..? Учитель - это же диагноз...) СПАСИБО!

Бреус Светлана   08.02.2022 22:34     Заявить о нарушении
Светлана, здравствуйте! Спасибо за отклик, жаль, что это прекрасное время уже не вернёшь, у меня годы берут своё и многое утрачено по дороге, остались только воспоминания: спасибо им хотя бы за это. Я желаю Вам здоровья и счастья.

Валентина Кочубей   21.03.2022 14:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.