Nota bene приват

         
             МЫСЛИ ДЕДА В БЕССОННУЮ НОЧЬ

                В обозначившемся тайнике души,
                Жизнь подтвердила своё присутствие.



  Какие длинные стали ночи. Какие короткие они были в молодости: только лёг спать - уже вставай, утро пришло! А теперь наоборот - дни стали короткие, пролетают мгновенно, а ночь тянется так мучительно, бесконечно, её ещё пережить надо... О чем думает старуха, когда ей не спится? Это,кажется, у Некрасова... Дед усмехнулся и осторожно перевернул свое тело с правого бока на спину. Это означало: Сдаюсь своей бессоннице! Всё реже удавалось её обмануть - лечь и уснуть на правом боку.

   ...Ах,да! Ты же говорила что-то на тему: "Чужая душа - потёмки!" Я сейчас добавлю: " А чужая судьба - каземат!" Не будем никого осуждать...
 
 ...Месяц отпуска у родителей в обстановке почти забытого детства. Ожили такие воспоминания!Волнующий запах подсохших скошенных трав,  тот же загадочный лепет листьев тополя в раскрытое окно. Никуда они не делись. Долго лежавшие в осадке прежние обиды-радости, крепко взяли в свои объятия, словно и не расставались. Обновлённая, помолодевшая, соскучившаяся по своей скрипке, вернулась из отпуска. Горы сверну! И свернула бы, но...
  Откуда-то вдруг возникло безразличие, в душе росла дисгармония.
    - Куда делась моя устремлённость? Погода не та? Равнодушно-безразличное настроение. Не могу даже разозлиться. В какой ватный мешок я попала? - Недоумевала она. Прибавились еще финансовые осложнения на работе - голый тариф без премиальных. И никакого просвета в конце туннеля! А что, как говорится, имеет в твердом остатке музыкант-исполнитель? Несколько наиболее удачных записей - вот и всё! Мне уже вон сколько накапало лет - образно выражаясь, глубина почти под самую грудь!  Каждый день начинается с одних и тех же мучительных  вопросов: Что делать? Зачем? Кому это надо? ...

        Наш вчерашний телефонный разговор...

   Маленький, белого металла телефон-книжка в твоей ладошке. С предальпийских лугов Шварцвальда без всяких промежуточных "телефонных барышень", своими электро-радио-теле и еще какими-то магнитными волнами, на закате дня, нашел моего SAMSUNG. За много тысяч километров. В маленьком поселке городского типа на просторах Средне-русской возвышенности.

   Я услышал твой голосок, чуть ироничный и немного грустный. Разговор был недолгий и не очень последовательный. Он меня насторожил. Что бы в таком случае посоветовал психотерапевт? Возьму на себя его функцию. Сначала обозначу проблему.

        ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РАЗДРАЙ
 
   Четверть века назад ты сменила среду обитания. Уехала на Запад. Рухнул "железный занавес", по стране гулял ветер перемен. Многие поддались соблазну, узнать - "а как там?" Люди уезжали,порывая даже семейные и национальные традиции. Не по этой ли причине потом долго не решались навестить своих родственников, усиленно приглашая их к себе?

   Незаметно подкрался кризис среднего возраста с его причиной и следствием.  Этот свой отпуск ты решила провести сначала на малой родине - для тебя это  нейтральная территория в Алтайских горах, под сенью величавой Белухи, своей белоснежной вершиной устремленной ввысь. Потом переезжаешь к нам, в Москву.
   
...Твоё самое большое впечатление последних дней отпуска - посещение выставки Ильи Кабакова в Новой Третьяковке. Никаких положительных эмоций! Жизнь в гетто, без колючей проволоки, в переполненных коммуналках, стала предметом искусства.

   Хоть разбейся головой об пол-потолок - не выпрыгнешь! Вынесут ногами вперёд под звуки похоронного марша. Выставка-Монстр! Сплошная кровоточащая моя суть, изображенная отдельно от меня. При каждом посещении этой выставки, моя душа, словно погружается в собственный, давно утерянный мною, скелет, обретает устойчивость формы.

   Огромная жизнь художника-донкихота,как его поезд, будто бы увозящий кого-то в Будущее...

   Отпуск окончился. И сразу резкая смена пространств  параллелей и меридианов. Самолётом вернулась на Запад, к себе домой. В свою размеренную, напряженную жизнь, полную собственного творчества. Запад есть Запад, Восток есть Восток! А Россия где?

   И что бы на это сказал наш психотерапевт? Конечно, он начнёт издалека.
 ...Я согласен с тобой, скажет он, эта выставка - огромный подарок кого-то кому-то, совсем не заботясь об её посетителях. По принципу: "Могущий вместить, да вместит!
   Жизнь целой страны поэтапно,"комната за комнатой", становится предметом искусства. Я-сегодняшний, с ужасом наблюдаю чудовищную фантасмагорию собственной  своей прожитой жизни, уже как предмет искусства, под названием - Твоя жизнь. Мне её представили, в полном смысле, на блюдечке с голубой каемочкой.

    Все мы продукт своего времени. В молодости любили устраивать диспуты: - Кого или что мы возьмем с собой в светлое будущее - коммунизм? Лопнул мыльный пузырь коммунизма. В реальности "Черный квадрат" Малевича - это путевой дорожный знак-предупреждение - ТУПИК! Илья Кабаков - истый советский - свой поезд "отправил" в никуда...
   
   Дед, в роли психотерапевта, настроен по-боевому, сна ни в одном глазу.
   ... Поезда в никуда, в пустоту... Сколько таких поездов отправлялось с переполненных вокзалов  в разные концы страны на восстановление разрушенного проклятой войной народного хозяйства! Он, мальчишкой, слышал в семье разговоры, что муж тети Грани, демобилизованный после войны капитан-пехотинец, работает вербовщиком рабочих на строящийся комбинат за полярным кругом. Вместо боекомплекта теперь при нем была огромная сумма денег из кассы комбината, оплачивать проезд завербованных рабочих. Потом, большую часть его оставшейся жизни, выплачивал эти суммы из своей зарплаты. Он их не присваивал, не строил себе коттеджи. Он честно заключал договоры с завербованными будущими работягами. Выплачивал им стоимость билета и питания в дороге.

   Но дело в том, что мало было желающих ехать к черту на кулички, аж за полярный круг! Демобилизованные солдаты спешили в свои семьи, налаживали свой быт. Вербовщикам приходилось иметь дело с теми, кто освобождался из мест заключения - тюрем и лагерей. Многие ЗЭКи - тёртые калачи, прошли огонь и воду, убедить могут любого, что горят желанием честно трудиться...
   
   Дед диктует в полу-сне, короткие четкие фразы. Совершенно новая тема. Вглубь текст раскрывается сам.
     - Подожди! - Прерывает Вера Павловна, жена деда - Я же не машина...
     - Вот ещё...- ворчит дед. Слои сна меняются, обстановка другая, но дед всё еще диктует.

  - А ведь надо было,всего-то, вместо денег выдавать завербованному талон предприятия, которые желдор кассы обменивают на проездной билет. Деньги предприятие перечисляет министерству путей сообщения.

  ... Вот они хулиганы, домушники, щипачи, насильники. Ближе всех стоит ко мне мордатый, будто с курорта, а не из тюрьмы. Грудь разрисована: справа Ленин, слева Сталин - сплошь исколота, не человек - Третьяковская галерея. Сегодня их восемь человек, завербовались у меня. Среди них ни одного в "законе", им работать западло. Девятый не в счет, он семейный, уже получил свои деньги. Все восемь стоят предо мной, засунув руки глубоко в карманы, исподлобья сверлят меня взглядом от моей фуражки до моих сапог и от сапог до фуражки. Ждут, когда начну выдавать им деньги. Мысленно они давно уже грохнули меня и поделили всю мою наличность.

     - Повторяю! Наш комбинат еще только строится. Сдана первая очередь, работаем в одну смену. Зарплата хорошая. Через три месяца приличная сумма будет жечь вашу ляжку. Главное, без прогулов! И не бегать за новым сроком!...
   
   
     - Подожди, дидуля! - Внучка указывает на клавиатуру компьютера, улыбаясь, разводит руками - Это же не человек, ему подумать надо,загрузиться...
   
   Сон обрывается. Текст забывается. Дед просыпается.
    
    - Когда, наконец, я куплю себе диктофон?!

   За окном, с неба, затянутого облажными тучами, с трудом просачивается серый рассвет, уже можно определить силуэты домов и деревьев.

     - Через час она пойдет на кухню варить себе кофе, - подумал дед и зевнул. - Жить надо здесь и сейчас: лови момент, как солнечный зайчик - забудешь-вспомнишь-поймаешь-потеряешь...  Наша защита - наше терпение. Наше оружие - преодолеть сомнение, не отступать, смело пройти насквозь своё состояние. Потом мы ещё посмеемся, как было всё элементарно просто. Кризис среднего возраста.

    Осторожно повернул себя на правый бок, правой рукой обнял подушку, прижал к щеке, коснулся коленями стенки, опять прилипнут к обоям. Закрыл глаза и, как в молодости, погрузился в глубокий сон без сновидений. Так ему казалось.

  Пройден еще один зигзаг бытия. В очередной раз Жизнь показала человеческое несовершенство...
   


Рецензии
это называется старость. она не зависит от даты в паспорте.

Карина Василь   12.12.2021 22:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.