Свидания в парке

Василию Ивановичу было уже 78 лет, но он еще сохранял бодрость и, с учетом возраста, неплохое здоровье. Этому способствовало то, что он всегда вел здоровый образ жизни. Не курил, выпивал лишь по большим праздникам и не больше стопочки водочки, много бывал на свежем воздухе, и не переедал. Жил последние годы в семье дочери Анны, с её мужем Иваном и их сыном Андреем. Дочь с мужем всю жизнь проработали проводниками на железной дороге, а Андрей учился на последнем курсе железнодорожной академии.  И Василий Иванович до ухода на пенсию трудился на железной дороге машинистом.  Застал и паровозы, потом пересел на тепловозы, а последние годы освоил вождение электровозов. Квартиру, где сейчас они жили, получал он, поэтому у него после смерти жены осталась своя спальня, где он был волен поступать, как ему вздумается. Там у него стоял небольшой телевизор, была хорошая библиотека и широкая супружеская кровать.  И еще письменный стол, за которым часто занимался внук Андрей.

Но так как дочь и зять были часто в поездках, то Василию Ивановичу с Андреем пришлось научиться готовить себе пищу самим.  Часто они обходились покупными пельменями, другими полуфабрикатами, и лишь когда Анна была дома, она старалась варить разнообразную пищу – борщи, солянки, пловы, стряпала пирожки. Но и тогда Василий Иванович не позволял себе съедать лишнее. Он так привык еще со времен работы машинистом, брал с собой в поездки приготовленную женой пищу в специальных судках.  А так как работа машиниста сидячая, то после поездки он обязательно ходил гулять в парк, расположенный недалеко от дома. Парк был старинный, с тенистыми аллеями и стоящими на них скамейками; был в парке и пруд, где раньше, в советское время, был организован прокат весельных лодок. Но сейчас не было ни лодок, ни желающих прокатиться на них. Парк постепенно приходил в упадок, и это удручало старика. Раньше он любил сидеть на скамейке у пруда и наблюдать, как молодые юноши и девушки катаются на лодках.

Выйдя на пенсию, он стал каждый день гулять в парке. Ни дождь, ни снег не отпугивали Василия Ивановича. Тем более что одна беседка возле озера сохранилась, и в ненастную погоду он предпочитал сидеть там. За не один десяток лет прогулок он изучил каждое дерево и каждую аллею в парке, грустил, когда деревья засыхали или загнивали. И если раньше подобные деревья не бросались в глаза, их своевременно убирали, то в последние годы в этом старом парке их становилось все больше и больше, и никто их не срезал и не увозил.

Василий Иванович привык гулять один. Его жена лишь в молодые годы составляла ему компанию, но потом потолстела, и на все его уговоры пойти погулять, отвечала отказом. Иногда в парке он заговаривал со знакомыми,  сидел на скамейке и наблюдал, как сражаются в шахматы мужчины. И хотя он сам немного играл в шахматы в молодые годы, но с возрастом осталось лишь желание посмотреть, как играют другие.  Как правило, это были мужчины в солидном возрасте, но когда он сам достиг таких лет, игроков в шахматы на скамейках парка не стало. Как не стало и знаменитых советских шахматистов, чемпионов мира, какими были Ботвинник, Смыслов, Таль, Петросян, Спасский, Карпов, Каспаров.  Раньше их знал весь Советский Союз, и Василий Иванович тоже.

Но,  несмотря на то, что поговорить по душам в парке становилось со временем не с кем, Василий Иванович по-прежнему каждый день ходил гулять. Становилось меньше и просто гуляющих. Старик понимал, что кто-то из тех, кого он встречал на аллеях парка, ушли в мир иной или заболели. Это ведь он такой крепкий оказался, далеко за 70 лет, а он еще неплохо себя чувствует.  А вот новых людей, жалеющих прогуляться, не появлялось.  Поэтому он крайне удивился, когда вдруг увидел на аллее парка новое лицо. Оно принадлежало женщине лет шестидесяти, весьма хорошо одетой, и,  что больше всего поразило Василия Ивановича, в кокетливой шляпке с вуалью.  Первый раз он увидел её издали, и подумал, что дама зашла в парк случайно. Но когда она появилась второй и третий раз, Василий Иванович решил изменить маршрут своей прогулки, чтобы пройти мимо  женщины.  Когда они приблизились друг к другу, дама скромно улыбнулась Василию Ивановичу, на что тот ответил своей улыбкой. В следующий раз он остановился перед ней и задал вопрос:
- Я вас вижу в нашем парке недавно. Вы сюда приехали?
- Да, я приехала помочь внучке, у неё дочь родилась, а я на пенсии, решила помочь.
- Вот как.  Знаю много женщин, которые живут заботами своих близких, иногда забывая про себя. Как к вам внучка относится? Благодарна, что приехали помочь?
- Да, в этом отношении мне грех жаловаться.  Внучка часто говорит спасибо. Кто ей будет помогать? Муж на службе целый день.
- Он что, служит в частях железнодорожных войск недалеко от города?
- Да, там. Но сейчас он в командировке, строят железную дорогу в обход Украины.
- Я слышал, что наши войска там строят железную дорогу. Извините, я вас остановил и отвлек разговором. Может, у вас другие планы есть?
- Да какие планы могут быть у меня? Разве что прогуляться и подышать свежим воздухом. У нас в центре Питера много машин, загазованность сильная.
- А пойдемте в беседку на берегу пруда. Там и воздух хороший, и тишина, и посидеть можно. Я там каждый день бываю.
- Пойдемте. Я ваш парк не знаю. Даже про пруд внучка ничего не говорила.  Она в других местах с дочкой гуляет.

Пожилые люди, неспешно перебирая ногами, пошли вглубь парка. Василий Иванович представился женщине, та тоже назвала себя – Анна Васильевна, так звали и дочь старика.  Они прошли до пруда, зашли в беседку на берегу его, и сели на скамейку, продолжая разговор:
- Так вы, Василий Иванович, всю жизнь проработали на железной дороге машинистом? Это же сколько километров проехали за эти годы?
- Никогда не считал. А вот мой знакомый, тоже машинист, считал. Говорит, до Луны и обратно меньше километров, чем он проехал.  А вы кем работали, Анна Васильевна?
- Учителем литературы, уже после школы репетиторством занималась, когда на пенсию вышла.
- А ваш муж кем работал?
- Он военный, нам по молодости пришлось по гарнизонам помотаться, пока в Ленинграде не осели. Но он умер от инфаркта три года назад.
- Вот и моя жена умерла, но уже давно, больше десяти лет назад. Она полная была, сахарный диабет прицепился, от него и умерла.  Сейчас я с дочкой живу, её тоже Анной Васильевной кличут.  Они с мужем проводниками на железной дороге работают, часто в поездках бывают. Так что мы в основном с внуком и живем.
- А кто же у вас пищу готовит?
- Да мы и готовим. Дочь перед отъездом нам всяких котлет, пельменей наготовит, ну а сварить картошку, вермишель и рожки мы сами может. Да мне немного и надо. Я в поездках обходился минимумом еды.  Внук обедает в институтской столовой. 
- Ну, иногда хочется что-то вкусное поесть, наверное?
- Не без этого. Но нас дочь балует, когда дома бывает.  Как вам эта беседка и наш пруд понравились?
- Замечательный пруд.  Он как-то использовалось для отдыха?
- Конечно, при советской власти здесь лодки напрокат выдавали. Я сам тут с будущей женой на лодке катался. А потом с дочкой, когда она подросла. Лодок много было и отдыхающих тоже хватало.
Женщина посмотрела на свои наручные часы и заторопилась домой:
- Извините, Василий Иванович, я уже долго гуляю, пора идти, внучке помогать.
- Пойдемте, я вас провожу до выхода из парка.
И они, немного ускорив шаг, через 5-6 минут вышли из парка. Анна Васильевна пошла в одну сторону, а старик в другую.  Перед этим они договорились назавтра встретиться в то же время.

Вечером, сидя в своей комнате с книгой, Василий Иванович вспомнил о встрече в парке. Он подумал, что эта женщина очень начитана, тем более что она учительница литературы. Он тоже любил читать, у него была очень неплохая домашняя литература.  Поэтому при следующей встрече с Анной Васильевной, когда они сидели на скамейке в беседке на берегу озера, Василий Иванович спросил:
- Анна Васильевна, вы, я думаю, очень много книг прочитали?
- Да, наверно. Но,  как и вы не считали, сколько километров проехали в кабине своего тепловоза, так и я не считала, сколько прочитала. Я поступила на филологический факультет пединститута именно потому, что в детстве много читала. У меня в школе был хороший учитель литературы, мои одноклассники были в неё влюблены, и я хотела стать похожей на неё.
- И как, вам удалось это сделать?
- Думаю, что в какой-то степени удалось.  По крайней мере, мне об этом многие выпускники говорили.
- Я тоже люблю читать. В послевоенные годы ничего, кроме книг, не было, вот я и читал. Много книг брал в школьной библиотеке.  Но я  закончил всего семь классов, потом стал учиться в железнодорожном техникуме.  Поэтому книги, что читали школьники старших классов,  мне стали известны много позднее.
- А как вы относитесь к стихам? Кто вам из наших поэтов близок?
- Вы знаете, Анна Васильевна, в молодые годы я не читал стихов. Это уже позже, когда стала подрастать дочь, я стал читать ей стихи, и многие из них, что нравились ей, стали нравиться и мне. Тот же Есенин, который в наше время был запрещен. А вы слышали такое стихотворение?
Василий Иванович продекламировал:

Он ей нравился, только она молчала.

Отводила стыдливо глаза при встрече,

Может, просто боялась начать сначала,

Может, думала, скоро ей будет легче.

Он смотрел, любовался её улыбкой.

Беззащитной такой и такой ранимой,

Но, во время дождя разноцветной рыбкой

Проплывала она, только снова мимо.

Ей хотелось коснуться его до дрожи,

И встречать каждый день как всегда с работы.

И сидеть на диване вдвоём, быть может,

А ещё с нетерпением ждать субботы…

Он хотел вместе с нею встречать рассветы,

Укрывать её с нежностью тёплым пледом.

Рассказать ей одной все свои секреты,

А она, чтоб кормила его обедом…

Эти двое хотели простого счастья,

Только верить в него они перестали.

И при встрече кивали друг другу: «Здрасте…»

И опять по привычным делам бежали.

А признаться стеснялись во всём друг другу,

И боялись ещё раз сердца послушать.

Мимо счастья прошли. И опять по кругу…

У обоих разорваны в клочья души.

- Какое замечательное и грустное стихотворение! Никогда не слышала. Кто написал это стихотворение? – спросила Анна Васильевна.
- Не знаю автора. Прочитал, запало в душу, выучил. Впервые в своей жизни читаю его вслух.
- Вот как. А тогда зачем выучили?
- Да не знаю. Но временами прочитывал его себе, и мне оно больше и больше нравилось.
- А почему вас так тронуло стихотворение? У вас в жизни такое случилось?
Василий  Иванович после некоторого молчания ответил:
- Нет, у меня в семье все нормально.  Женился по любви, мне нравилась моя Катя, тогда еще худенькая девчонка, наша соседка. И всю жизнь любил её, а она любила меня. Очень хорошо ко мне относилась, хотя мы не так часто и были вместе. Я все время в поездках, а она была беременной, потом родила, за дитём ухаживала, пока та в ясли не пошла. И потом воспитанием занималась, в школе вместе с ней училась.
- А ваша жена кто по специальности?
- Она педучилище закончила, и всю жизнь воспитателем в детском саду проработала.
- Понятно. Так вы много книг прочитали?
- Много, я и в библиотеке школьной брал, потом к библиотеке нашего клуба. Раньше этому много внимания уделяли. Да что мне вам говорить об этом, вы сами все знаете.
- А у вас есть какие-то предпочтения?
- Мне больше исторические произведения нравятся. Помню, книгами Валентина Пикуля одно время зачитывался. Про царские перевороты, про Потемкина. Про караван PQ-17 понравилось.  Меня дважды подпиской на приложения к «Огоньку» награждали за ударный труд.  Все произведения Куприна есть, и Симонова.
- А всякие детективы вам нравятся?
- Конечно, я обычно их беру в поездки. Пока ждешь формирования обратного состава на узловой станции, в общежитии читал чаще всего детективы.
- А детективы Дарьи Донцовой нравятся?
- Нет, я их не читал. Ни Донцову, ни Маринину.  Их покупать надо, а где пенсионеру взять лишние деньги.

Далее разговор продолжился о литературных пристрастиях Анны Васильевны. Василий Иванович отметил, что женщина любила почитать и французские романы о любви, и стихи, и классических русских писателей 1-го века. Причем не только тех, что проходили в школе.  Интересно было с ней говорить о тех книгах, которые читали оба. Можно было сравнить свои впечатления о них.  Поэтому вечерами мужчина заглядывал в свою домашнюю библиотеку в поисках тех произведений, о которых при встрече говорила Анна Васильевна. Находил, пробегал глазами, чтобы восстановить ранее прочитанное.

Так почти ежедневно в беседке на берегу озера разворачивались литературные диспуты.  Обоим это нравилось, они снова и снова вспоминали понравившихся герое различных произведений. Анна Васильевна удивлялась хорошей памяти 78-летнего мужчины, тем более простого человека, обыкновенного машиниста тепловоза. Сама она была литератором, на 15 лет моложе, и не могла похвалиться такой памятью. Она не знала, что этот мужчина накануне диспута с ней заглядывал в книгу.

Однажды Василий Иванович пришел ко входу в парк, чтобы встретить Анну Васильевну. Прождал полчаса, но она не появилась. Прошел к любимой беседке, и долго сидел в молчании. Все думал:
- Не случилось ли что? Не заболела ли Анна Васильевна?
И он пожалел, что не спросил у женщины номер домашнего телефона её внучки. Сам он имел домашний телефон, а вот от покупки ему сотового телефона категорически отказывался. Не зачем, мол, деньги тратить. Если что случиться, некогда будет звонить. Но сейчас он переменил мнение о мобильной связи.

Прошло несколько дней, но женщина не появлялась. Василий Иванович уже не ждал её у входа в парк, а сам неспешной походкой проходил к пруду, гулял вокруг него, а потом отдыхал в беседке.  Но вот однажды он, еще подходя к парку, увидел знакомую фигуру Анны Васильевны, и сердце его забилось учащенно.  Она тоже увидела его и радостно улыбнулась.  И когда Василий Иванович подошел совсем близко, проговорила:
- Вы, видимо, меня потеряли? А у меня был сердечный приступ, только сегодня врач разрешил выйти на улицу.  Вот вам мои телефоны.
И она протянула Василию Ивановичу бумажку, где были написаны цифры. Продолжила:
- Верхний – это мой мобильный. А ниже домашний телефон внучки.  А у вас есть телефон дома?
- Есть, конечно. Нам, машинистам, управление дороги сразу поставили телефоны, еще когда коммутаторы с телефонистками были. Чтобы вызывать на работу, если что.  У вас есть куда записать?
- Есть, я бумажку взяла и ручку. Не привыкла сразу в мобильный телефон забивать номер, с бумажки надежней, мне кажется.
И Анна Васильевна достала из сумочки блокнот и ручку, записала туда домашний номер телефона, продиктованный Иваном Васильевичем. Потом они пошли привычным маршрутом к пруду и,  погуляв вокруг него, сели на скамейку в беседке. Снова потекли разговоры о литературе, о прочитанных книгах и их героях.  На лицах обоих были блаженные улыбки, им было радостно, что их встречи возобновились, и они снова могут окунуться в молодые годы.

Вечером, когда внук пришел с занятий в академии, Василий Иванович спросил:
- Андрюша, сколько стоит самый простой сотовый телефон?
- Что, дед, созрел для покупки?
- Да я подумал, что мне надо иметь на всякий случай. Вдруг что случиться, так по сотовому вы сможете меня найти. Верно ведь говорю?
- Конечно. Да сейчас все первоклассники имеют простые мобильные телефоны. Чтобы родители с ними были на связи. Уже многие дошколята ходят с ними, на шее болтаются.
- Ну,  тогда ты купили на свой вкус для меня. Чтобы простой, и клавиши были крупные, и буквы хорошо видны.
- Так надо сразу его зарегистрировать на тебя. Давай свой паспорт и тысячи 3 денег. Думаю, хватит. Я завтра пойду с занятий и выполню твою просьбу.

Так Василий на старости лет стал обладателем сотового телефона. Внук обучил его им пользоваться, сам забил несколько контактов – свой, телефоны родителей, домашний телефон, и оба телефона Анны Васильевны. Поинтересовался:
- Что это за Анна Васильевна?
- Да соседка. Мы часто с ней парке гуляем.
- Уж не пассия ли твоя это Анна Васильевна, случаем?
Василий Иванович немного смутился от вопроса внука. Ответил:
- Нет, не пассия. Куда мне в мои года пассию заводить.
- Да ты еще крепкий у меня дед.  Мне все мои друзья об этом говорят.
- Порода у нас крепкая. И мой отец долго прожил, а дед вообще до 96 лет.
- Как сейчас модно говорить, ты вел здоровый образ жизни. Не курил никогда, да и пьяным я тебя никогда не видел. И каждый день гуляешь подолгу. Так своего деда переживешь. 
- Не ставлю такой задачи. Сколько проживу, столько проживу. А там как Бог решит.

Вечером, уединившись в своей комнате, Василий Иванович набрал номер мобильного телефона Анны Васильевны. Услышал знакомый голос и сказал, что это он, Василий Иванович. Та обрадовалась:
- Так вы купили мобильный телефо?. Это ваш номер? Поговорим, занесу в контакты. Теперь мы с вами будем на связи в любую минуту.
- Да, решил купить. Внук мне его купил, зарегистрировал, все номера телефонов внес. Я могу только на кнопки нажимать и звонить.  Позвонил, чтобы связь установить. Спокойной вам ночи, дорогая Анна Васильевна!
- И вам спокойной ночи, Василий Иванович.

Маленький сотовый телефон в крепких руках мужчины замолчал. Он положил его рядом на прикроватную тумбочку, и задумался. Почему у него такое состояние, когда он видит эту женщину? Вроде как волнительное, и сердце стучит сильнее. Он в свои годы считал, что в этой жизни все повидал и испытал.  И любовь у него была, и дочь маленькая была, вот выросла, родила ему внука, неплохого парня, продолжателя семейной традиции. Ведь не он, Василий Иванович, дал начало династии железнодорожников, еще его отец водил поезда под бомбежками немецких «Юнкерсов», а дед участвовал в стачках железнодорожников до революции, а потом водил поезда по КВЖД до Харбина. Обо всем этом не раз Василий Иванович и Андрей разговаривали по вечерам. И хотя сам не попадал в аварии, но видел их много, причем очень страшные. Да, было неприятно, временами очень, больно было за своих товарищей, но терпимо. Ну,  так почему он волнуется при виде Анны Васильевны? Неужели простые разговоры на интересующие обоих темы обладают какой-то притягательной силой?

На следующий день, когда он подходил ко входу в парк, в кармане раздался зуммер  его телефона. Он сказал в трубку и услышал голос Анны Васильевны:
- Василий Иванович, я сегодня немного задержусь, встретимся в беседке. Хорошо?
- Хорошо! – ответил мужчина и трубка замолчала. Он подумал:
- Оказывается, есть толк от этой игрушки.  Так бы ждал её у входа и волновался. А она предупредила. Выходит, думала обо мне.
И на душе пожилого человека стало тепло.

Ежедневные свидания парке продолжались все лето. Встречаясь, пожилые люди улыбались друг другу, обменивались свежими новостями. К концу лета они знали все друг о друге.  Оба они прожили счастливую жизнь, в которой была и любовь вторых половин, и любовь детей, внуков, удачи по работе и неприятности, все, как у обычных людей. Но теперь  их, два одиноких сердца, тянуло друг к другу. Оба спешили на встречу как на праздник, и потом  вместе гуляли по аллеям парка, сидели на скамейке в беседке и говорили, говорили, рассказывали обо всем.

Приближалась осень, и Анна Васильевна засобиралась в Питер. Вернулся из командировки муж внучки, она теперь была не одна, да и самый трудный период жизни с младенцем  был позади. Собиралась приехать и дочь Анны Васильевны, чтобы поухаживать за ребенком,  дать возможность молодым съездить в военный санаторий отдохнуть. Об этом было уже давно сказано Василию Ивановичу, и это не было для него неожиданностью. Он понимал, что у Анны Васильевны своя жизнь, в Ленинграде квартира, за которой надо приглядывать, особенно когда будут включать отопление. Но все равно у него портилось настроение каждый раз, когда они расставались после свидания, и он возвращался домой.  Ведь неумолимо приближался день отъезда. 

Они договорились, что Василий Иванович не пойдет провожать её на вокзал. Это собрались сделать внучка, её муж и их маленький ребенок, уже правнук Анны Васильевны. А попрощаются накануне, в парке. В этот день с утра заморосил мелкий нудный дождь, больше похожий на осенний. Василий Иванович одел плащ, взял в руки зонт,  и собрался выходить.  Дочь, которая отдыхала после поездки, спросила:
- Пап, может ты не пойдешь сегодня гулять? Вон какой дождь.
- Не сахарный, чай! Не размокну, - ответил отец, у которого с утра была настроение под стать погоде.
- Ну, смотри, пап, не гуляй много, а то промокнешь.
- Ты, Аня, когда последний раз была в парке? Там деревья выросли, на дорожки дождь почти не капает. Да я посижу в беседке на берегу озера.
- Она еще жива?  Не сгнила? Это же сколько ей лет? Видимо, больше чем мне.
Она чмокнула отца в щеку, и он вышел из квартиры. Еще с вечера они договорились встретиться в беседке, и Василий Иванович, выйдя пораньше, почти полчаса гулял по парку, слыша, как стучат по полотну зонта редкие капли, долетающие сквозь листву заросших парковых аллей. Минут за пять до назначенного срока уже сидел на скамейке в беседке.  Он увидел знакомую фигуру Анны Васильевны издалека, и когда она подошла к беседке, встал и падал руку, чтобы она понялась на невысокий приступок.  Потом нарочито весело спросил:
- Что, Анна Васильевна, собрались в дорогу?
- Нет, не собралась, но список вещей составила. У меня так муж всегда поступал. Мы же несколько раз переезжали из гарнизона в гарнизон, вот и продумывали, что возьмем с собой, что оставим.  Вечером все сложу в чемодан.
Они еще немного поговорили на разные темы, а потом Анна Васильевна, взглянув на часы, заторопилась:
- Извините, Василий Иванович, мне пора. Давайте прощаться.
Женщина увидела, как помрачнело лица её кавалера. Потом он, глядя ей в глаза, проговорил:
- Я не умею красиво говорить, извините. Скажу только, что вы отогрели мою старческую душу, наполнили её теплом и светом. Я вас никогда не забуду.
Глаза женщины наполнились слезами,  потекли по щекам, но она не заметила этого. Она тоже смотрела в ставшие за эти месяцы родными глаза пожилого мужчины, и ей очень хотелось прижаться к нему, почувствовать его объятия, его сильные руки. Но ничего такого позволить себе она не могла.  Она тихонько сказала:
- Я тоже вас никогда не забуду. Вы удивительно светлый и цельный человек, дали совершенно незнакомой для вас женщине очень много теплых минут. Поцелуйте меня на прощание, - попросила женщина и шагнула к нему.

Василий Иванович вначале неуклюже обнял её,  а потом взял её руку и поднес к своим губам. Она не ожидала от этого «мужлана» такой галантности. Поняла, что это он сделал впервые в жизни, как и прочитал то стихотворение на одном из первых свиданий. Поэтому сама поцеловала морщинистое лицо, ставшее за эти минуты прощания старше.  Они прошли вместе до выхода в парк, при этом Анна Васильевна впервые взяла мужчину под руку.  Потом они снова попрощались, и женщина попросила:
- Звоните мне хоть иногда, дорогой Василий Иванович.
- Обязательно буду звонить, Анна Васильевна! – с чувством ответил пожилой мужчина, у которого противно защемило сердце.
Они пошли в разные стороны. 

Вечером на телефон Василия Ивановича пришла смска. Анна Васильевна прислала ему номер её домашнего телефона в Санкт-Петербурге.  И на душе в старика стало спокойно.


Рецензии