Генрих Семирадский. Грешница

          Генрих Семирадский .Грешница. 1873 .Холст, масло. 250 ; 499 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

          В 1870 году Генрих Семирадский закончил свою учёбу в Академии художеств в Санкт-Петербурге, получив звание классного художника первой степени, а также большую золотую медаль, которая была присуждена ему за представленную на конкурс картину «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу». Вместе с медалью художник получил право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу на средства Академии художеств.

         В апреле 1872 года Семирадский направился из Мюнхена во Флоренцию, планируя обосноваться там на долгий срок. Однако, совершив вскоре после этого путешествие по Италии, художник изменил свои планы и решил перебраться в Рим — об этом решении он сообщил в Академию художеств в письме от 9 мая 1872 года.

        Вскоре Семирадский снял мастерскую на виа Маргутта, где и приступил к работе над новой картиной, которую называл «Христос и грешница» или «Грешница». Заказчиком этого полотна был великий князь Владимир Александрович, с 1869 года занимавший должность товарища президента Академии художеств, а в 1876 году ставший её президентом.

          Работа над картиной была завершена в феврале 1873 года. Над большим полотном Семирадский работал относительно недолго — по его собственным воспоминаниям, около восьми месяцев. Обдумывание сюжета, включавшее в себя работу над набросками, эскизами и этюдами, заняло у художника не менее полутора лет.

           Весной 1873 года картина «Грешница» была послана в Санкт-Петербург для участия в Академической выставке, на которой экспонировались произведения живописи и скульптуры, предназначенные для отправки на Всемирную выставку в Вену.
               
            Семирадский приехал туда в конце марта, а 30 марта его новое полотно было представлено в рафаэлевском зале Академии художеств. Несмотря на то, что до окончания экспозиции оставалось всего два дня, картина успела привлечь внимание зрителей и произвести на них большое впечатление: из всех картин, появившихся на выставке, наибольшего внимания удостоились три полотна — «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Шуты при дворе Анны Иоанновны» Валерия Якоби и «Грешница».

       СЮЖЕТ.

               Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна . В произведении Семирадского трактовка сюжета значительно отличается от традиционного евангельского варианта, в котором женщина, уличённая в прелюбодеянии, была насильно приведена к Христу фарисеями и саддукеями ; согласно законам Моисея, грешница должна была быть побита камнями.

             В отличие от Евангелия, трактовка темы, которой следует Семирадский, по своему описанию близка к мотивам популярной в то время поэмы Алексея Константиновича Толстого «Грешница».

ОПИСАНИЕ.

         Композиционно картина «Грешница» может быть разделена на две части. В левой части полотна изображён Христос вместе со своими последователями — все они одеты в скромные светлые одежды. Христос показан милостивым и всепрощающим, его образ символизирует красоту, гармонию и совершенство, в соответствии со строками Толстого: «Любовью к ближним пламенея,

 Народ смиренью он учил,
 Он все законы Моисея
 Любви закону подчинил;
 Не терпит гнева он, ни мщенья,
  Он проповедует прощенье,
 Велит за зло платить добром…».

В правой части — куртизанка в нарядном шёлковом одеянии с большим количеством драгоценностей; позади неё — свита весёлых и хмельных мужчин и женщин. В поэме «Грешница» Алексей Толстой так описывал «блудницу молодую»:
 «Её причудливый наряд
 Невольно привлекает взоры,
  Её нескромные уборы /
 О грешной жизни говорят;
 Но дева падшая прекрасна…».

 Следуя описанию Толстого, Семирадский передаёт героине своей картины всю ту красоту и нарядность, которыми она наделена в поэме:

 «Её и серьги и запястья,
 Звеня, к восторгам сладострастья,
 К утехам пламенным зовут,
 Алмазы блещут там и тут,
 И, тень бросая на ланиты,
 Во всем обилии красы,
 Жемчужной нитью перевиты,
 Падут роскошные власы…

          Картиной «Грешница» Семирадский открыл в своём творчестве тему противостояния христианства и язычества, на этом конфликте основана драматургия его основных полотен.
        В «Грешнице» Семирадский сознательно не делал выбора в пользу христианства, показывая свою красоту у представителей обоих миров. Также он впервые в русской живописи соединил масштабность исторического сюжета и пленэрные эффекты.

        В 1873 году картину демонстрировали в Вене, где на Всемирной выставке она была удостоена Золотой медали — это была первая зарубежная экспозиция Семирадского. Далее картину перевезли на академическую выставку в Петербург, где её ожидал шумный успех; полотно было приобретено цесаревичем за 10 000 руб. Семирадский удостоился титула академика Императорской Академии Художеств.

 ОТЗЫВЫ

               Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, писал, что картина Семирадского «Христос и грешница» произвела на публику очень большое впечатление, в первую очередь «своим блестящим колоритом» и «франтовскими своими красочными пятнами». Тем не менее, по словам Стасова, полотно Семирадского «никак нельзя примкнуть» к таким полотнам религиозного содержания, как «Христос в пустыне» Ивана Крамского и «Тайная вечеря» Николая Ге.

       Стасов отмечал, что картина Семирадского «поверхностна по содержанию», грешница выглядит как «современная парижская опереточная кокотка Оффенбаха», а «Христос и апостолы до того состоят из одного костюма, что вовсе не след говорить о ней, как о серьёзном историческом создании»
      
     "Картина Семирадского очень блестящая картина, эффектно и красиво исполненная, но легковесная, альбомная вещь, хотя громадная по размеру . Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах он, однако же с таким уменьем воспользовался светотенью и блеском общего, что на первый раз поразил", - писал Репин. По определению прессы, картина "произвела такой фурор, какого у нас и не запомнят".         

    Контрастом выглядело на этом фоне одобрение австрийского критика Лемана, который писал: «Его (Семирадского) способ трактования библейского материала во всех отношениях нов и, быть может, единственно пригодный для европейских картин». Характерно, что сам Семирадский в эти споры не ввязывался.

              Художник Иван Крамской в письме к пейзажисту Фёдору Васильеву от 10 апреля 1873 года рассказывал о том впечатлении, которое произвела на него «Грешница» Семирадского.

         Крамской писал, что «картина недюжинная», и она «написана так дерзко и колоритно, в смысле подбора красок (а не органического колорита), так сильно по светотени, и так много в ней внешнего движения, эффекта, что публика просто поражена».
        По словам художника, картина «производит в первый раз импонирующее впечатление», под которым он сам находился около двадцати минут. При этом Крамской отмечал фальшь, которую, в частности, можно увидеть в трактовке основных персонажей, изображённых на полотне: «Христос — такая ничтожная личность, что для него ни одна грешница не раскается, да и сама грешница не из тех, которые бросают развесёлую жизнь

          Успех «Грешницы» привёл к конфликту между Семирадским и Репиным: они одновременно были выдвинуты на звание академика живописи (Репин — за картину «Бурлаки на Волге»). Всё решила позиция бывшего ректора Академии Ф. Бруни, назвавшего картину Ильи Ефимовича «великой профанацией живописи», и великого князя Владимира Александровича, который заказал Семирадскому копию «Грешницы» сепией.

         Хотя И. Е. Репин удостоился золотой медали «За экспрессию», он от огорчения заболел и с тех пор неизменно противопоставлял «правду» в живописи её «красоте», критикуя Семирадского.      


Рецензии