Маршал Жуков глазами шофера

         
     «Наша шоферская работа тем и отличается - всегда в ответе за чужие жизни, не говоря уже о своей. Особенно тогда, когда счет идет на секунды». (А. Бучин)

 «Уважаемому Алесандру Николаевичу Бучину - моему лучшему шоферу, безупречно прошедшему со мной все дороги Великой Отечественной войны» - такую надпись сделал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков на подаренной водителю книге мемуаров «Воспоминания и размышления».Бучин считал это своей самой лучшей, самой ценной наградой. Бережно хранил книгу и с гордостью показывал её гостям. А когда спустя полвека после разгрома гитлеровской Германии народная молва навеки справедливо окрестила Жукова «маршалом Победы», то Бучина знакомые ветераны прозвали «шофёром Победы».

 Практически всю войну за рулём машины легендарного полководца Георгия Жукова находился уроженец Тулы Александр Бучин (1917-2009) — профессиональный автомобилист и мастер спорта по мотокроссу.

Историк Н.Н.Яковлев в виде диалога оформил бесценные воспоминания Александра Николаевича Бучина в книгу «170000 километров с Г.К.Жуковым»

Профессор Н.Яковлев так говорит о беседах с Александром Бучиным: « У рассказчика с годами вошло в привычку следить за книгами о той войне и всем связанным с Г. К. Жуковым. А. Н. Бучин собрал солидную специальную библиотеку. Как историк свидетельствую: он обладает обширными познаниями, ясно мыслит и четко излагает все касающееся предмета наших занятий. Главное - исправляет и опровергает уже нагроможденные вокруг имени маршала небылицы. Они стали накручиваться уже при жизни Г. К. Жукова по слишком очевидным причинам. К секретности, неизбежной в условиях войны, добавилось глухое молчание о нем в послевоенные годы, когда политические и военные пигмеи стремились вытравить самую память о Жукове из памяти народной».

С 1941 по 1948 год А.Н.Бучин возил маршала Жукова .Сам он потомственный автомобилист. Отец, Николай Борисович, шофер с семнадцати лет, еще в 1909 году установил рекорд скорости. В отца пошли и сыновья. Сергей был чемпионом и рекордсменом по мотогонкам, а Александр Бучин в 1934-м сдал экзамен  и получил профессию шофера и тоже был известным мотогонщиком.
 
По призыву в армию был направлен служить в дивизию Дзержинского. «Нисколько не покривлю душой, заявляя - мое поколение уверенно смотрело в будущее. Порукой было то, что не вызывало ни малейших сомнений - успехи социализма»,- утверждает А.Бучин.
«Война с Финляндией осталась у меня в памяти как бестолковый поход. Потери были по большей части не потому, что финны какие-то неслыханные солдаты, а из-за разных наших нелепостей и глупостей»,-вспоминает он о своем участии в этой войне.

Грянула война! 22 июня 1941 года страшная беда обрушилась на Советский Союз. Немцы напали на нас, загрохотала Великая Отечественная. Пришло время проверки страны и нас, русских. С первых дней неслыханной в истории человечества войны честь и достоинство мужчины определялись тем, что он делал для фронта, для Победы. Личная жизнь растворялась в военных усилиях громадной Страны Советов.

"Александр стал водителем при штабе. В непогоду, по бездорожью и разъезженным путям, вброд и по оврагам, по пескам и вязкой глине с одинаковым искусством водил спортсмен свою машину, доставляя командира или приказ в предельно сжатые сроки на любой участок многоверстной линии фронта. Дорожных препятствий как бы не существовало, непроезжих путей не было. По заминированным полям, по горячей полосе наступления, ночью, на ощупь, с гоночной скоростью по мало-мальски твердой дороге мчал вездеход Александр Бучин, перекрывая все существующие рекорды спортивного кросса. Машина в руках спортсмена на вихревой быстроте выпутывалась из самых опасных и рискованных положений». Так описываются в книге  военные дороги шофера.

 В книге на первом месте маршал, его фронтовые будни и заботы. Но и сам шофер не остается в тени.
«Не раз мы так форсировали реки, а машины, которые сунутся по нашему следу в воду, застревали. Георгий Константинович оглянется, покачает головой и снова: "Артист ты, Александр Николаевич, артист!" Тепло становилось на душе отеческое обращение на "ты" и в то же время по имени-отчеству. Ведь я, в сущности, мальчишкой был - 24 года, а такой человек величает на равных. Да я с Георгием Константиновичем и за ним не только в воду, в огонь бы пошел. Удивляются, как это привязывались душевно к нему. Вот так и привязывались».
 
Александр Николаевич - хрестоматийный пример того, как прекрасен человек, проживший чистую, честную жизнь. Он ушел на пенсию в январе 1992 года в возрасте 75 лет, проработав последние 39 лет сначала в междугородных автобусных, затем в международных автомобильных перевозках. С 1982 года, когда начали разжиматься тиски "партийности", его, беспартийного, "допустили" к работе за рубежом, он гонял тяжелые автопоезда не только в тогдашние социалистические страны, но и в капстраны - Италию, Францию, Германию, Австрию, на Балканы - в Югославию.
Опала маршала коснулась и его водителя: немало ему пришлось перетерпеть унижений и обид. Что же дало ему феноменальную долголетнюю работоспособность? Скажут: здоровье укрепил спорт. Александр Николаевич был выдающимся мотогонщиком, в жизни не курил и практически не пил. Отнести, однако, его жизнеспособность за счет спорта недостаточно. Тем более что мотогонки, как никакой другой вид спорта, изнашивают организм во всех отношениях.

Думаю, дело в другом - А. Н. Бучин был всегда в ладах с совестью. С юных лет ему пришлось по необходимости работать в густой тени наших карательных органов. Со всех сторон соблазны, обычно непреодолимые для честолюбия молодости. Александр Николаевич, необычный человек, устоял, твердо отвергнув многие попытки посулами реальных благ заманить в партию. Он знал свое дело и совершенствовал профессиональное мастерство. Спокойно шел своей дорогой русского человека, которая в тогдашних условиях привела в тюрьму МГБ СССР. Как многие другие честные люди, А. Н. Бучин встретил смерть Сталина в заключении. Не согнулся и там. Сохранил свое достоинство и отстоял честь Г. К. Жукова, а за работу с маршалом, собственно, его и бросили за решетку. Теперь он рассказал и об этом в книге.

В 1994 году в нашем районном центре г.Ирбите на бульваре Победы установлена бронзовая фигура  великого полководца. Изготовлен  памятник по макету знаменитого скульптора Л.Е.Кербеля, отлит на заводе художественного литья в подмосковных Мытищах. На открытии памятника на далекий Урал из Москвы приезжал Александр Николаевич Бучин. Он искренне похвалил  жителей за память о  Маршале Жукове и отметил, что памятник этот один из первых (если не первый) в России. (В 1950-52 гг Маршал Победы Г.К.Жуков находился в опале у руководства страны. В эти годы он был избран ирбитчанами в свой высший государственный орган- Верховный Совет)
А для меня воспоминания А.Бучина и заключения историка Яковлева стали дополнительным важным источником по истории Великой Отечественной войны.


Рецензии
Здравствуйте, Альбина. С большим интересом погостил на Вашей страничке. Спасибо))

Анатолий Шинкин   04.04.2020 06:52     Заявить о нарушении
Спасибо,Анатолий, за внимание. Рада встрече с новым неравнодушным читателем.
С уважением,

Альбина Билык   04.04.2020 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.