Огонь и свет теософской литературы гл. 5
Несколько причин уверенности в будущем
«... Все усилия величайшего обмана будут обречены
на провал в тот день, когда их обнаружат».
(Елена П. Блаватская)
В истории современного теософского движения можно увидеть три основных периода, третий из которых до сих пор ждет пробуждения для надлежащих действий.
Первый период имел место между 1875 и 1891 годами. Во время него семена будущего всеобщего братства были посеяны на доброй почве нездоровой цивилизации. Этот первоначальный период был благословлен непосредственной поддержкой ряда высоких Посвященных всего мира; некоторые из них живут в горах и пещерах Гималаев, другие связаны с греко-египетскими традициями и с древними школами эзотерической мудрости Южной и Северной Америки.
Второй период является испытательным. Он вызвал «умирание» посаженных семян во время безмолвного и невидимого процесса прорастания. Он соответствует трудному периоду, в течение которого сорняки псевдотеософии и иезуитского ритуализма доминировали в большинстве теософских верхних слоев почвы. Этот период еще не завершился.
Третий этап соответствует здоровому росту рассады всеобщего братства в непосредственном контакте с солнечным светом, когда она может вырасти во весь рост только после удаления из теософской почвы сорняков иерархической структуры, основанной на слепой вере.
В начале 21-го века движение, похоже, находится где-то на переходе от второго этапа к третьему. Понимание теософской философии вполне достаточно для её последователя, чтобы положиться на достижения нынешнего переходного периода.
Адепты видят жизнь в перспективе. Они дают рассаде время вырасти в естественном ритме. Деятельность теософского общества началась под непосредственным наблюдением того, «для кого будущее является открытой страницей». Нет оснований сомневаться в том, что третий период эволюции движения уже был благополучно включён в два предыдущих этапа его истории.
В течение первого периода теософской деятельности HPB и ее коллеги непосредственно столкнулись с системами организованного невежества человечества и осудили их. Как известно, каждому действию соответствует целый ряд противодействий. Вполне логично, что во втором периоде истории закон кармы действовал в соответствии с природой. Внутренняя жизнеспособность теософского движения должна была тогда находиться в периоде отлива. В результате начались неизбежные испытания, и неполноценные системы коллективного невежества «вторглись и стали управлять» большей частью движения, введя в него приверженцев ложных посвящений, иезуитских обрядов, личных амбиций и слепой веры.
После тезисов и анти-тезисов, в конце концов, должен настать синтез.
Как следствие двух начальных шагов, должны появиться самостоятельные саженцы в качестве новой приливной волны внутреннего мира, чтобы одержать победу в нужное время и в нужном месте. Нетрудно понять, что такое преддверие, ведущее к третьему этапу истории, предусматривает энергичный труд ради человечества, глубокое изучение истинной теософии, а также братское противостояние и поражение псевдо-теософии.
Тем не менее, прежде чем мы исследуем то, как лучше всего освободить движение от нынешних безжизненных оболочек иезуитских систем, мы начнём с изучения того, что мы действительно имеем в виду под словом «иезуитский».
Классический глобальный проект иезуитов был описан Е.П. Блаватской в письме от января 1887 года с надписью «строго конфиденциально». В письме, адресованном Альфреду Синнетту, говорится: «Было бы хорошо, если бы иезуиты довольствовались только надувательством масонов и противостоянием теософам и оккультистам, используя для этого протестантское духовенство в качестве «послушного орудия». Но в их планы входит гораздо более широкий размах деятельности с мельчайшими подробностями, о которой мир вообще понятия не имеет. Все это они делают, чтобы ввергнуть основную массу человечества в состояние пассивного невежества, которое, как им хорошо известно, является единственным средством достижения цели всеобщего господства»1.
Товарищество или Общество Иисуса было основано около 1541 года в рамках контрреформации или авторитарной реакции Ватикана на бросившее ему вызов лютеранство, сформировавшееся примерно двадцатью годами ранее. Иезуитство было создано как тайное общество с несколькими степенями или как тайное служение. Оно дало себе право убивать и лгать, как ему было угодно, ради папской политики централизации церковной власти. Начиная с середины 1500-х годов, где бы они ни были, иезуиты вводили в заблуждение разные движения и страны под руководством своих высших властей.
1 «Письма Е.П. Блаватской А.П. Синнетту, Т.U.P., Пасадена, CA, 1973г., 404 стр., см. Письмо CVI, стр. 230. Тот же отрывок, переданный почти теми же словами, но в другом контексте, можно найти в «Собрании сочинений Е.П. Блаватской ", TPH, США, том XIV, 1985г., 734 стр., см. стр. 266.
Историки говорят нам, что во второй половине XVI века они уже замышляли свергнуть Елизавету I в Англии и обманным путём управлять королём-лютеранином Иоганном в Швеции, одновременно совершая подобные действия в других странах. Их цель заключалась в том, чтобы подорвать как национальные правительства, так и протестантизм и заменить их папской черной милицией, то есть, ими самими, для создания глобальной теократической диктатуры или империи.
Через пару веков их убийства и заговоры вышли из-под контроля. Во второй половине 18 века их орден пришлось закрыть. Португалия запретила их деятельность в 1759 году, после того как иезуиты способствовали убийству португальского короля. Франция изгнала их в 1764 году, Испания в 1767 году, и сам Ватикан официально закрыл Общество Иисуса в 1773 году. Иезуиты тайно оказывали сопротивление в подполье, а в 1814 году они снова смогли подняться, будучи восстановлены Папой. К тому времени Ватикан остро нуждался в черной милиции и её жестоких методах.
Только после Второй мировой войны Opus Dei, тайное общество, основанное в иезуитском стиле испанскими фашистами в первой половине 20-го века, похоже, в значительной степени захватило тайную роль, традиционно исполняемую иезуитской черной милицией.
В XIX веке протестантская Англия продемонстрировала замечательный пример иезуитских заговоров в высших кругах. В письме от марта 1886 года Е.П. Блаватская предупреждала Альфреда Синнетта, что британский премьер-министр Уильям Эварт Гладстон был тайно обращён в католическую веру.2 В другом письме, HPB добавляла, что г-н Гладстон активно работал с иезуитами в политике. Он был принят «лично»
2 См. это письмо от HPB в Приложении к «Письмам Махатм А.П. Синнетту», T.U.P., Pasadena, CA, Письмо CXLI, стр. 482.
самим Папой. Затем HPB предсказала конец Британской империи:
«Старая Англия умирает, и её дни сочтены».
HPB объясняла: «В прежние времена, по крайней мере, ни одна страна не могла противостоять посягательствам и коварным папским проектам лучше и успешнее, чем Англия. Следовательно, нет другой такой страны, которую иезуиты хотели бы расчленить и уничтожить. (...) Они открыто заявили, что, во всяком случае, остановят колесики английской политической машины, обратив в свою веру её главных людей»3.
Сейчас мы должны переместить фокус с макрокосма иезуитского действия на микрокосм теософского движения, и спросить себя:
«Можно ли найти общепринятый принцип деятельности Ватикана-иезуитов, проникающий повсюду через лидеров, в теософском движении? В таком случае хотели бы иезуиты видеть главных лидеров теософского общества, действующих согласно их методам благочестивого обмана во имя святых Учителей?»
Ответ на оба вопроса может быть только утвердительным. Редко было такое движение, столь явно оспаривающее проекты папства и иезуитства, и это сделало Теософское Общество весьма заманчивым для просачивания в него иезуитов. HPB признавалась:
«Никогда не было такого оккультного общества, хотя и бывшего открытым и искренним, в котором не ощущалась рука иезуита, пытавшаяся развалить его при помощи всевозможных тайный средств». 4
3 «Письма Е.П. Блаватской А.П. Синнетту», T.U.P., Письмо CVI, стр. 231.
4 «Собрание сочинений Е.П. Блаватской», TPH, USA, Т. XIV, 1985г., 734 стр., см. стр. 267.
У нее были причины говорить так. События, ведущие ко второму этапу движения - этапу псевдо-теософии и иезуитства - фактически начались в начале последнего семилетнего цикла жизни HPB (1884-1891гг.).
В середине 1880-х годов заговор Куломбов и нападение со стороны Всеволода Соловьева были лишь первыми попытками проникнуть в движение. С точки зрения иезуитов эти нападения были не только действенны сами по себе, но также являлись подготовкой к другим более неуловимым будущим действиям.
В течение 1880-х годов неудача Г.С. Олкотта отстоять суть движения и труд его главного основателя была предвестником этому.
Открытое письмо HPB «Почему я не возвращаюсь в Индию» сообщает подробности. В то же время HPB особенно жестко защищала истину от софистики в среде теософов, поскольку движение было под неуловимым, но интенсивным давлением, исходящим из некоторых слоев коллективного невежества. Во многих своих статьях в последние годы она также, казалось, сознательно сеяла некоторые идеи, которые можно было использовать в битвах будущих поколений. Например, она учила, чтобы искатели истины отвергали бы наивное заблуждение, согласно которому «братья не должны критиковать друг друга». По ее словам, есть какая-то глубокая ложь в тактике «не критикуйте, чтобы вас не критиковали»; поскольку заблуждения нельзя исправить, если только честная критика не позволит их обнаружить.
HPB писала: «Благоразумные и малодушные люди постоянно предупреждают теософов (...) остерегаться оскорблять «власти», будь то научные или социальные. Общественное мнение, по их мнению, является самым опасным из всех противников. Нам говорят, что критика является фатальной. Критика вряд ли может изменить осуждаемого человека или субъекта, или немного исправить его. Но она многих оскорбляет и делает теософов ненавистными. «Не судите, и не будете судимы» является обычным предупреждением. Именно потому, что сами теософы будут судимы и подвержены беспристрастной критике, пусть они начинают с того, чтобы оказать такую услугу своим собратьям. Взаимная критика является самой здоровой политикой и помогает устанавливать окончательные и определенные правила в жизни - практические, а не только теоретические».
И она потом добавила несколько строк:
«Критика – это единственное спасение от интеллектуальной стагнации. Это хорошее стрекало, которое стимулирует жизнедеятельность - следовательно, здоровые перемены - грузных жвачных животных, называемых рутиной и предрассудками, как в частной жизни, так и в общественной».5
Конечно, искренность – это не всегда самый быстрый способ для обретения друзей. HPB должна была признать: «Искренность является истинной мудростью; но это очевидно лишь для ума духовного философа. Она кажется грубостью и оскорблением для того, кто считает ложь и обман проявлением культуры и вежливости, и видит кратчайший, легчайший и наиболее надежный путь к успеху только в том, чтобы не трогать спящих собак и старые обычаи. Но, если собаки стоят на пути к прогрессу и истине, а общество, как правило, отвергает мудрые слова (Св.) Августина, говорившего, что «никто не должен ставить обычай выше разума и истины», достаточная ли это причина для альтруиста, чтобы свернуть с пути истины, или даже уклониться от него, поскольку некий эгоист поступает таким образом?» 6
5 См. статью «Литературные наброски о критике, авторитетах и других материях, написанные одним непопулярным философом» в «Теософских статьях», HPB, Theosophy Co., Т. II, стр. 389 и 390.
6 «К читателям Люцифера», в «Теософских статьях», Е.П. Блаватская, издание Теософия, Т. I, стр. 279. Следует отметить, что слово «Люцифер» означает «светоносец» и относится к планете Венера, «звезде, которая начинает новый день». Этот древний термин был искажен неправильно информированными христианами.
Псевдо-теософии нужно открыто противостоять, чтобы теософия и суть всеобщего братства не оставили движения, как HPB писала в статье, опубликованной в 1889 году:
«Но если мы оставим в покое «лжепророков теософии», то истинных ее пророков скоро совсем перестанут отличать от них (что, впрочем, и раньше случалось довольно часто). Настало время провеять нашу пшеницу и отделить зерна от мякины. Теософское Общество успело вырасти до огромных размеров, и если мы сейчас же не возьмемся за лже-пророков, притворщиков… и некоторых своих неблагоразумных коллег, то в скором времени Обществу будет грозить вырождение в фанатичную организацию, раздробленную, как и протестантство, на три сотни сект, которые будут ненавидеть друг друга…»7
«Лжепророки» действительно одержали победу спустя некоторое время после того, как HPB умерла - таким образом, положив начало испытательному периоду в истории движения. В то время, многие семена уже пропали, а оставшиеся ростки еще не были видны. Роберт Кросби, который в 1909 году основал Объединенную Ложу Теософов, увидел сходство стратегий, с помощью которых иезуитство смогло проникнуть в масонство и в общество Адьяра. Персонализм является одной из важных составных его метода; а «сладкая, доброжелательная ложь» - другой. В письме к другу Кросби обсуждал некую статью, опубликованную обществом Адьяра:
«Я просмотрел статью, которую вы упомянули. Она интересна, поучительна в некоторых местах, умна и щедро снабжена диаграммами. Она создает впечатление глубокого изучения предмета. Но в ней то здесь, то там упоминается о Логосе и Его заботе о Своих детях. Слишком много говорится о личностном Боге под другим именем, делающем «своих» бедных, невежественных, грешных детей, не мудрее их богоподобной природы! Эта статья навела меня на мысль о том, как иезуиты уводят в сторону масонов.
7 «О псевдотеософии», в «Теософских статьях», Елена П. Блаватская, издание Теософия, Т. I, стр. 163.
Они проникли к ним, разузнали их тайны, придумали «высшие степени», чтобы отвлечь внимание от того, что было скрыто в первоначальных степенях, и постепенно сделали масонство безвредным и неспособным вести к знаниям, которых они боялись».
Кросби был прав. Идеи и практика иезуитства так же проникли в теософское движение. Помимо преобразования Общества Адьяра и его эзотерической школы в эзотерический папство, лидеры Адьяра также создали новые организации по их собственным образцам масонства и католической церкви. Они делали всевозможные захватывающие заявления. Все эти «новинки» были всего лишь психологическим фейерверком, который отвлекал внимание исследователей от теософских учений.
Роберт Кросби писал в той же статье:
«Многое из того, что происходит и происходило в ... обществе, похоже, ведет к безобидному устареванию. Это - стиль работы брахмано-иезуитских сил, и обычный мыслитель не в состояние узнать его или поверить тому, кто его предупреждает. Люди не верят, что в мире есть темные силы и их агенты, и что они ведут войну внутри того, что хотят разрушить; что они надевают «овечью шкуру», чтобы их не узнали. И это действительно так. За каждой неудачей установить Религию Мудрости стоит работа темных сил среди ничего не подозревающих глупых «овец», которых из-за их слабости они сбивают с пути. Нет никакой панацеи от глупости и невежества, кроме самопознания и проницательности; все, что уводит от этого, ведет к опустошённости. Возможен ли какой-либо способ, с помощью которого можно открыть глаза мудрых для надлежащего рассмотрения всех этих вещей? Да, если открыто указать на эти вещи, по крайней мере, их можно назвать «нетеософскими». Всё, что мы можем сделать, это подчеркивать разницу между Учением Ока и Учением Сердца, приводя примеры». 8
Чтобы понять дальновидность, проявленную в приведенном выше отрывке, нужно помнить, что Роберт Кросби написал эти слова между 1909 и 1919 годами, когда работа подлинной теософии внутри движения столкнулась с огромными препятствиями; тогда был расцвет псевдо-теософии. Эти его слова стали публиковать с 1934 года.
Почему так медленно прогрессирует истинное движение в течение второго периода его истории? «Иезуитство» - или «активная сторона духовного невежества» - неуловимо и едва различимо. Это не личность, не человек или общество. Это набор вибрационных моделей, часто бессознательных, которые находятся вокруг привычек и действий, основанных на личностях и личных интересах. Никакой человек и никакая часть движения никогда не могут быть полностью защищены от этого, и поэтому практика индивидуального и коллективного самоанализа заслуживает самой высокой оценки. «Где нам удалось что-то сделать? Где мы потерпели неудачу? Как нам сделать лучше в следующий раз?» Эти древние пифагорейские вопросы всегда полезны.
Оккультная ситуация, справедливо описанная Робертом Кросби, была в некоторой степени предвидена HPB, которая, как и Кросби, оставила труды и умозрительные инструменты, чтобы помочь будущим поколениям решить эту проблему. Она не только писала, что иезуитская рука ощущалась во всех оккультных обществах, начиная с основания иезуитства. Она также изложила в той же статье основную мысль относительно теософской работы в начале третьего этапа в 21 веке: «... Все усилия величайшего обмана будут обречены на провал в тот день, когда их обнаружат». 9
8 «Дружественный философ », Роберт Кросби, издание Теософия, Лос-Анджелес, 416 стр., 1945г., стр. 161-162.
9 «Собрание сочинений Е.П. Блаватской», TPH, USA, Т. XIV, 1985г., 734 стр., см. стр. 267.
Из этого единственного и очевидного утверждения можно сделать хотя бы один ясный и практический вывод. В конечном счете, не имеет большого значения, если в большую часть теософского движения проникли и господствовали ложные учения и обряды. Также не имеет значения, приняли ли некоторые из его лидеров иезуитские цели и методы. Все, что должны сделать истинные теософы, - это выявлять и раскрывать все эти майявические действия как можно более ясно. Это – медленный процесс. Каждый день истинное учение теософии принимает все большее число исследователей во всем мире. Никакая внешняя структура не может быть вечной, и теперь, по-видимому, псевдо-теософские механизмы существуют, как пустые оболочки. Истинное теософское движение не зависит от видимых структур, и его будущее столь же светло, как и будущее человечества. Как только с помощью духовной проницательности уничтожаются старые когнитивные заблуждения, иезуитская ловушка, созданная в дни Безант, по-братски разрушается.
Разумеется, о живом теософском движении, а не какой-либо внешней корпорации писал Махатма в известном сообщении о взглядах своего «шефа», Чохана:
«Теософское общество было избрано в качестве краеугольного камня фундамента будущей религии человечества». 10
Существует также еще одно, менее известное сообщение о взглядах Чохана относительно движения, и в нем Учителя говорят:
10 См. «Взгляд Чохана на ТО», «Объединенная хронология Писем Махатм и Писем HPB в A. П. Синнетту», TUP, Пасадена, 48 стр., 1973г., см. стр. 44. Другую версию того же текста, почти идентичную, можно найти в «Теософических статьях и заметках», Theosophy Co., 314 стр., 1985г., стр. 189-193.
«Мы можем направлять и вести (...) движение в целом. Хотя и отделённые от вашего мира действия, мы еще не полностью с ним порываем, пока существует теософское общество». 11
Теософы никогда не были «оставлены». Им было дано время, чтобы их саженцы всеобщего братства могли вырасти благодаря их собственной заслуге. В результате движение обретёт независимость для лучшего исполнения своей роли в эволюции человека.
Что касается светлого будущего движения, нельзя также забыть о пророчестве, сделанном HPB:
«... феноменами или чудесами, духовными правдами или епископскими неправдами, оккультизм должен одержать победу (...) до конца двадцать первого века н. э.». 12
Следовательно, победа истинной теософии и всеобщего братства должна произойти в какой-то момент между настоящим временем и 2099 г., возможно, постепенно.
Каждый теософ является неотъемлемой частью процесса, ведущего к следующему этапу истории. Каждый честный член Адьяра и каждый исследователь, принадлежащий или не принадлежащий к какой-то группе, всегда могут принять в качестве своего девиза руководящий принцип: Нет ничего выше Истины и, таким образом, прилагая усилия, привести свою душу в соответствие с духом подлинного учения.
А как насчет человечества в целом? Мы можем использовать знаменитое предложение, которым HPB заканчивает свою книгу «Ключ к теософии», немного перефразируя его, употребив слово «тогда» вместо слова «ли»:
11 «Письма Махатм А. П. Синнетту», TUP, Пасадена, CA, см. Письмо LXXVIII, стр. 378. Письмо 99 в хронологическом издании, TPH, Филиппины.
12 «Собрание сочинений H.P.B.», TPH, USA, том XIV, стр. 27.
«Тогда в двадцать первом веке земля станет небом по сравнению с тем, какова она сейчас». Но тайны майи или иллюзии, должны быть изучены и, по крайней мере, частично поняты, чтобы движение правильно исполняло свою миссию.13
13 Первоначальная версия вышеупомянутой главы была опубликована в качестве статьи в журнале «Фохат», Канада. XII, номер 1, весна 2008 г., стр. 6-9 и 23.
Свидетельство о публикации №218101800592