Об относительной ценности жизни

Я снова хочу поколебать устои. Исторически сложилось так, что в обществе принято считать жизнь вообще некой аксиоматической ценностью, не допускающей сомнений.

Но на самом деле, как может видеть любой исследователь данного вопроса, ситуация гораздо сложнее. Однако общество всеми силами противостоит любым обсуждениям данного вопроса, вплоть до того, что очевидно гуманнейшая акция эвтаназии запрещена в большинстве стран даже для невыносимо страдающих людей. Это, на мой взгляд, пережитки дикости. Ну, про эвтаназию я уже писала, потому детализировать вновь не буду. Уверена, что общество когда-нибудь придет к тому, что каждый взрослый сознательный человек, не имеющий малолетних детей, будет иметь полное право распоряжаться своей жизнью, даже если он не болен неизлечимо.

Религия обычно понуждает людей  к признанию безусловной ценности жизни любого качества. Но это не имеет принципиального значения в общем случае, потому что  каждый пока еще решает сам, является ли он верующим человеком со всеми вытекающими из этого последствиями. Думаю, что с течением времени власть религий над людьми уменьшится, т.к. очевидно, что явление это порождено в основном непониманием технологий, приводящих к появлению живого существа.

Хотя понимание того, что мы представляем из себя несомненную инженерную разработку, приводит к осознанию наличия конструкторов, это весьма слабо связано с религиями. Я об этом тоже уже немало писала, не буду повторять.

Я полагаю, что люди привыкли считать жизнь безусловной ценностью исключительно в силу неразвитости цивилизации вообще, и науки в частности. Понятно, что все, что человек не может детально объяснить, является для него чудом и вызывает трепет. 

Но теперь, когда стремительное научное развитие приводит к тому, что, вероятно, в весьма не отдаленном будущем мы сможем создать разумные сознательные существа, ситуация принципиально изменилась. То, что мы сами можем собрать и разобрать как конструктор, перестает быть чудом и становится технологией. И трепет исчезает. И  хотя удивление перед потрясающими результатами интеллектуальной деятельности остается, но оно уже не мешает анализировать и делать выводы: жизнь есть просто технология.

Наверное, на первых порах мы не сможем создать подобие именно человека со всеми его многоступенчатыми наворотами, но, как теперь становится понятно, эволюция есть процесс, в первую очередь, развития технологий.

И, если какие-то технологии становятся для нас понятными уже теперь, то к другим мы только подбираемся. Разум многих людей устроен так, что обречен стремиться к познанию.  Открыв одно, мы неизбежно доберемся и до другого. И, если раньше я это приветствовала, то теперь уже не знаю как относиться – слишком много горя в любом порожденном мире. И каждый творец неизбежно несет ответственность за это свое деяние. Но, в любом случае, не мы эту пирамиду придумали, и не нам остановить ее развитие.

Любые религиозные запреты на исследования не могут иметь силы, ибо боги, вероятно, сами использовали подобные средства для создания нашего мира. И уж коль они создали нас «по образу и подобию», то не им запрещать нам развивать цивилизацию, т.к. у них самих рыльце в пушку. Надо было создавать безмозглых рабов, если им нужно слепое подчинение. Однако есть немало оснований думать, что они будут нам противодействовать, хотя никакого права не имеют: запрет мыслящему существу мыслить есть издевательство.

Вернусь к жизни. Мне совершенно понятно, что жизнь может быть как величайшей ценностью, так и величайшим горем – сие зависит лишь от качества жизни, т.е. от внешних и внутренних обстоятельств. И никто кроме самого субъекта не имеет права решать, ценна ли его жизнь или ничтожна. Любой внешне благополучный человек может считать свою жизнь ненужной, так же как и любой нищий или инвалид может считать ее бесценным даром, ибо внутреннее состояние живущего есть его неотъемлемая часть. Почему-то столь очевидная истина встречает полное непонимание в обществе, особенно в первой части утверждения.

Оговорюсь, что люди порой подвержены плохо контролируемым эмоциям, и в такие моменты могут говорить что-то необдуманное и не характерное для них. Так что состояния аффекта отбросим как быстротечные. Значит, добавляю, что человек должен быть вполне разумным и понимающим, что он говорит и делает. Учитывая все вышесказанное, утверждаю, что человек имеет право быть хозяином своей жизни во всех смыслах.

Лишив жизнь статуса чуда, мы переводим ее в область технологий, тем самым снимая все молчаливые запреты обсуждений данной темы и принимая на себя ответственность за свое собственное существование. Эта новая эра близка, и кто-то из ныне живущих, вероятно, доживет до нее.


Рецензии