Советские лагеря смерти

Советские  «лагеря уничтожения», «лагеря смерти» в системе ГУЛАГ
Эта аббривиатура вообще уже превратилась в самост. Слово и стала синонимом чего-то ужасного.
Приведу в начале своей статьи один забавный диалог, который вполне можно считать типичным.



- Вам должно быть стыдно – сказала мне одна дама – Вы наверняка имели отношение к ГУЛАГу
-Конечно! – Вскричал я (сатанински хохоча при этом) – Ещё какое – самое что ни на есть прямое. И очень этим горжусь.
Дама отшатнулась от меня, как от опасного хищика.
- Вы и сами наверняка имели – сказал я даме – Разве нет?
- Я? Да с чего вы взяли?!! – Взвилась дама.
- Ну как же. Ведь половина страны сидела – половина охраняла, а остальные доносы писали. Значит не вы, так ваши родители наверняка.
-Мои родители ничего не писали и не охраняли.
- Отбывали, стало быть? – Поинтересовался я.
- Нет. Папа был мастером цеха, а мама учительницей. А мои дедушка с бабушкой…
- Написали донос и заняли чужую квартиру? – Поспешил вставить я
- Нет! Оставьте свой мерзкий и неуместный юмор. У вас шутки тюремщика и проф. Деформация налицо.
- Деформация присутствует – признался я – так что же дедушка?
- Они с бабушкой приехали из деревни, перед самой войной – продолжила дама.
- Как это? – изумился я – да ведь паспортов не было  у колхозников и из сельской местности никого не выпускали.
Они, как-то… - дама покраснели и захлопала глазами – приехали как-то. Я не знаю точно. Прекратите ваш допрос уже.

Что тут главное? Да вот что
«Нам (вам) всем должно быть стыдно – в СССР был ГУЛАГ»

Ну да, был он. А что не так? Не должен был быть что ли?

ГУЛАГ
Подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930-1960 годах. В дальнейшем ведомство было переименовано в ГУИН.

Если в стране есть преступники, (а они есть, как это ни печально) то где-то они должны содержаться и кто-то должен их охранять. Иначе они разбегутся  (такую склонность они имеют) и мою собеседницу убьют, ограбят и изнасилуют, в придачу.
Это конечно так – возразят мне – но ГУЛАГ – то был системой лагерей уничтожения – геноцида то есть.
Советскую систему исправления и наказания некоторые публицисты, журналисты или просто блогеры и дамы всякие и не дамы тоже – преподносят именно так.
. Сроки получали исключительно не преступники, а только противники режима - «враги народа». И все они, непременно отправляясь, что бы быть уничтоженными кровавой гебнёй.
Предлагаю ознакомиться с одним любопытным документом, а именно Доклад начальника ГУЛАГа В.Г. Наседкина наркому внутренних дел Л.П. Берия «О работе ГУЛАГа за годы войны (1941–1944)».
Сам  доклад занимает 33 страницы, он объёмен и подробен, сопровождается примерами и пояснениями.
Безусловно,, годы войны стали самими тяжёлыми для заключённых и жизнь там была далека от современных норм содержания, да и охрана не всегда вела себя образцовым образом (об этом тоже в документе есть), однако... Сейчас мы посмотрим, как же обстояли дела с жизнью обитателей лагерей ГУЛАГ на примере одного раздела этого документа, называется он:

«МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ»

Непонятно, зачем было улучшать физическое состояние «врагов народа» подлежащих истреблению, но вот такие странные у нас «кровавые» НКВДешники.

Вот сам  текст раздела:

«Уже в первый год войны произошло значительное изменение физического профиля заключенных в сторону снижения их трудоспособности… группа лиц, годных к тяжелому и среднему физическому труду, составлявшая в 1940 году 61 % к общему числу заключенных, в 1942 году снизилась до 36 %. Число заключенных, пригодных к легкому труду, возросло на 23 %, ослабленных и инвалидов на 2,0 %. Одной из причин, повлиявших на общее ухудшение физического состояния заключенных, явилось длительное пребывание их в пути в период эвакуации.

Наряду со снижением физического профиля заключенных, ухудшилось общее состояние лагерного сектора в связи с вывозом 750 000 заключенных из временно оккупированных районов в лагеря и колонии, расположенные на востоке, что привело к значительной перенаселенности и ухудшению санитарно-бытовых условий. Вновь создаваемые в восточных районах страны лагерные подразделения и колонии в организационный период не могли обеспечить нормального размещения и содержания заключенных. Это положение потребовало от ГУЛАГа проведения ряда решительных мер, направленных к созданию надлежащих жилищно-бытовых условий для заключенных и мероприятий по улучшению их физического состояния.

Основными мероприятиями ГУЛАГа в этом направлении явились дополнительное строительство жилых бараков и коммунально-бытовых объектов, проведение капитального ремонта и утепление имеющегося жилого фонда; переоборудование сплошных нар на двухярусные вагонного типа; обеспечение жилых бараков необходимым инвентарем и благоустройство территорий зон.

В результате проведенных мероприятий жилая площадь в настоящее время доведена в среднем до 1,8 кв. метра на одного заключенного, в то время как в период войны жилая площадь составляла менее 1 квадратного метра на человека. Лагерные подразделения и колонии обеспечены банями, прачечными, дезкамерами, сушилками и другими коммунально-бытовыми объектами.

К началу войны 80 % заключенных размещалось на сплошных двух- и трехярусных нарах; в настоящее время более половины лагерей и колоний полностью закончили переоборудование сплошных нар на двухярусные вагонного типа, обеспечив каждого заключенного индивидуальным спальным местом. Полное переоборудование сплошных нар в остальных лагерях и колониях будет закончено к 1 октября сего года. Жилые помещения, как правило, оборудованы столами, скамейками, тумбочками, бачками для кипяченой воды и другим хозяйственным инвентарем. Организованы камеры для хранения личных вещей заключенных.

Для заключенных рекордистов и отличников производства во всех лагерях и колониях выделены специальные бараки из расчета 3 кв. метров площади на человека, оборудованные койками с комплектом постельных принадлежностей. Для всех заключенных установлено три выходных дня ежемесячно и ежедневно восьмичасовой непрерывный отдых для сна. В большинстве лагерей и колоний созданы удовлетворительные жилищно-бытовые условиях содержания заключенных.

В данное время, в соответствии с приказом Народного Комиссара Внутренних дел Союза ССР товарища Берия № 00640 — 1944 года, в лагерях и колониях проводится работа по дальнейшему улучшению жилищно-бытовых условий содержания заключенных, своевременной подготовке к зиме 1944/45 года и строительству недостающего жилого фонда.

Военная обстановка потребовала от ГУЛАГа принять на себя функции непосредственной реализации и транспортировки в лагеря и колонии продовольственных и промышленных товаров. Для указанных целей в начале 1942 года в составе ГУЛАГа было организовано управление снабжения и периферийные конторы по реализации фондов. Это мероприятие в значительной мере улучшило работу по реализации выделяемых Правительством продовольственных и промышленных фондов.

Общее количество реализованных продовольственных товаров за отчетный период составляет более 1 700 000 тонн, в том числе свыше 1 млн тонн хлебопродуктов, около 600 тыс. тонн зернофуража, 66 тыс. тонн мяса, 130 тыс. тонн рыбы, 31 тыс. тонн жиров. За два с половиной года существования контор ГУЛАГа ими реализовано и отправлено в лагеря и колонии продовольственных и промышленных товаров на — 1 136 000 000 рублей.

Одновременно с обеспечением заключенных продовольствием за счет централизованных фондов в лагерях и колониях проведена большая работа по созданию и расширению подсобного сельского хозяйства. Так, посевная площадь подсобных хозяйств (без специализированных сельхозлагерей) в 1944 году доведена до 90 000 гектаров, против 16 000 га в 1941.

Выход продукции этих хозяйств в 1944 году составляет по зерновым 35 000 тонн против 3 тыс. тонн в 1941 году и, соответственно, по картофелю 102 000 тонн против 50 тыс. тонн, по овощам 76 000 тонн против 26 тыс. тонн. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось почти в три раза с 15 тыс. в 1941 году до 40 000 голов в 1944 году.

Подсобные хозяйства и специализированные сельхозлагери дали возможность создать собственную продовольственную и кормовую базу и увеличить ресурсы продовольствия, явившиеся основным источником проведения мероприятий по улучшению физического состояния заключенных.

Кроме того, в лагерях и колониях организован массовый сбор ягод, грибов и других дикорастущих (в 1942 году — 3800 тонн и в 1943 году — 4000 тонн), способствовавших повышению витаминозности питания заключенных. Установленные в 1942 средне-расчетные нормы питания в течение 1943 и 1944 годов повышены за счет централизованного получения дополнительных пайков и использования продукции собственного сельского хозяйства.

Также повышены на 33 % нормы питания для заключенных, содержащихся в северных отдаленных лагерях (Норильский, строительство № 500, Воркутинский, Интинский, Северо-Печорский). Сверх этого увеличены нормы питания на 25 % заключенным, занятым на выработке боеприпасов, производстве спецукупорки, на работах в нефтяных и угольных шахтах.

ГУЛАГ в централизованном порядке ежеквартально получает 300 тысяч пайков для ослабленных заключенных и 250 тысяч вторых горячих блюд для выполняющих и перевыполняющих производственные нормы. За счет продукции подсобных хозяйств ГУЛАГ ежеквартально выделяет на улучшение питания заключенных 1300 тонн мяса-рыбы, 2500 тонн молока и 150 тонн круп. Указанные мероприятия дали возможность увеличить средне-расчетную норму питания по хлебу на 12 %, крупе 24 %, мясу-рыбе — 40 %, жирам — 48 % и овощам — 22 %.

Однако существующая норма питания заключенных со всеми дополнительными пайками по калорийности на 30 % ниже довоенной.
Потребность лагерей и колоний в вещевом довольствии для заключенных покрывалась централизованными фондами недостаточно, в частности, по хлопчатобумажным тканям не более 40 %, по обуви 35 %.

В целях улучшения снабжения лагерей и колоний вещевым довольствием ГУЛАГом было получено со складов НКО выбракованного зимнего и летнего обмундирования — 1 000 000 комплектов, обуви — 250 000 пар, ватных шаровар и телогреек — 130 000 комплектов и прочих предметов одежды свыше 2 000 000 единиц. За счет переработки пришедшей в негодность одежды и обуви в лагерях и колониях пошито 320 000 пар белья, 590 000 пар зимнего обмундирования и 1 400 000 пар разной обуви.

Кроме этого, промышленными колониями ГУЛАГа изготовлено разной обуви 2 500 000 пар, валенок 540 000 пар, трикотажного белья 2 000 000 пар, полушубков — 70 000, одеял 500 000 штук. В результате проведенных мероприятий обеспеченность вещдовольствием несколько повысилась. Вместе с тем необходимо отметить, что общая потребность лагерей и колоний в вещевом довольствии удовлетворена только в размерах 70–80 %.

В связи с неполучением от промышленности необходимых для лагерей и колоний предметов хозобихода, ГУЛАГом было организовано их изготовление на базе местного сырья и отходов. За 1942–1943 гг. изготовлено мисок 800 000 штук, кружек 150 000, ложек 3 000 000, бачков 70 000, мыла 400 тонн. Необходимость восстановления физического состояния заключенных потребовала проведения специальных медико-санитарных мероприятий.

В первом полугодии 1941 года заболеваемость заключенных составляла в лагерях и колониях всего 6,7 %. За два года войны заболеваемость возросла до 22 %. Со второй половины 1943 года, в результате улучшения жилищно-бытовых условий, своевременной госпитализации, повышения качества амбулаторного и стационарного лечения, — заболеваемость среди заключенных снизилась, составив во второй половине 1943 года 18 % и в 1944 году — 16 %.

В снижении заболеваемости значительную роль также сыграли оздоровительные и профилактические мероприятия и развертывание дополнительной санитарно-лечебной сети. На 1 января 1943 года санитарно-лечебная сеть лагерей и колоний была доведена до 1480 больниц на 165 000 коек против 845 больниц на 40 000 коек в 1941 году.

В 1942 году были созданы специальные оздоровительно-профилактические пункты, которые по условиям режима и питания обеспечивали заключенным необходимый отдых и восстановление временно утраченной трудоспособности на производстве. В последующем, в целях охвата оздоровительными мероприятиями основного состава работающих и в первую очередь отличников производства, существовавшие оздоровительно-профилактические пункты реорганизованы в оздоровительные пункты для лучших производственников и в оздоровительные команды для ослабленных заключенных.

Эти профилактические учреждения возвратили на производство значительное число заключенных. В 1943/44 году через оздоровительные пункты прошло 135 000 заключенных, из которых выписано пригодными для использования на тяжелых физических работах 21 %, на работах средней тяжести 27 % и годными к легкому труду 27 %. Из оздоровительных команд на работы тяжелого и среднего физического труда выписано 35 000 человек. Исключительную роль имел приказ народного комиссара товарища Л.П. Берия за № 0033 — 1943 года, выполнение которого обеспечило коренной перелом в деле сохранения физического состояния заключенных.

В данное время физическое состояние заключенных характеризуется следующим: группа тяжелого и среднего труда повысилась на 6,3 % по сравнению с 1942 годом; выходы на производство увеличились на 10 %; среднемесячная смертность, составлявшая в 1942 году 2,1 %, в первом полугодии 1944 года снижена до 0,8 %. Серьезная работа проведена по пресечению инфекционных заболеваний. Так, вспышка сыпного тифа, давшая в лагерях и колониях за первое полугодие 1943 года 2787 случаев, во второй половине того же года была снижена до 136 случаев.

Также снижена заболеваемость дизентерией: 606 случаев за первое полугодие 1944 года против 2945 случаев в первом полугодии 1942 года.
Имевшая место в 1942 году вспышка холеры (217 случаев) принятыми мерами была быстро и полностью локализована.
На проведение лечебно-профилактических мероприятий среди заключенных ГУЛАГом были обращены значительные ресурсы медико-санитарного снабжения на общую сумму 47 млн рублей. Одних только витаминных препаратов в лагери и колонии было направлено 625 000 000 человеко-доз.»

ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 66. Лл. 1–61. Подлинник.

Что мы читатель можем уяснить? Разве о подлежащих уничтожению проявляют заботу?
Хотелось бы напомнить, что А. Солженицыну именно в лагере была проведена сложная хир. Операция.
ГУЛАГ был исправительным учреждением и нёс помимо этого и хоз. Функции. З/К начисляли з\п, она копилась в финн. Части. Некоторые получали нов. Специальности.
Конечно было всё и нарушение закона и несчастные случаю. Всё как и в обычной жизни.
Не забывайте, что тюрьма – это слепок общества. Там не ад, а тут не рай.

Иллюстрация из internet


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.