Глава 1. Задание Колиньи

  Агнеса стояла у окна своего нового парижского дома, глядя на башни Тампля. Колокола древней твердыни тамплиеров пробили полдень.  Скоро управляющий спросит, накрывать ли на стол. Он любит порядок, как и прочие гугеноты. Вероятно, за столом она увидит и господ де Менвиля, де Ла Рош Новеля и де Ланеля. Последний совсем недавно оказался среди знакомых маркизы. Его отправил с ними Гаспар де Колиньи, чтобы помочь предотвратить скорую резню, задуманную кардиналом Лотанингским и герцогом Омальским. Гизы… Заклятые враги партии гугенотов, а, значит, и Агнесы.

  Прошло чуть больше трех месяцев после событий в Монтобере. Тогда ей и господам перигорцам удалось снять проклятие, преследующее хозяина замка, ее мужа. В то время Агнеса сомневалась, сохранять ли их, по сути, фиктивный брак, а маркиз предоставил ей право выбора в этом вопросе. Таков был уговор. Она избавит его от призрака, он даст ей свободу. Помпе де Карназе сдержал свое слово, но просил подумать хотя бы месяц. К тому же замок оказался в осаде папистской армии. Солдаты ушли через неделю. Вернулись Менвиль, Луаньяк и Ла Рош Новель, лечившие на мельнице свои раны. А маркиз де Монтобер внезапно отправился  с отрядом воинов в Бордо, где находился королевский двор, а также их королева Жанна дАльбре с сыном Генрихом. Перед отъездом он отвез супругу в Перигё, уверяя, что так безопаснее. Агнеса не сомневалась. Город принадлежал гугенотам, а его губернатор был человеком чести и хорошим другом маркиза. Там действительно было безопаснее, но молодой женщине снова пришлось тратить свои собственные средства на содержание дома и слуг. Как знать, не была ли эта ситуация еще одной задумкой маркиза. А он не возвращался целых три месяца. За это время друзья Агнесы оправились от ран. Менвиль и Ла Рош Новель остались в полку, а молодого Луаньяка куда-то отослали. Это было неудивительно после гибели двух отрядов солдат, которыми командовал гасконец. В полку его прозвали «Смерть перигорцев».

  Маркиз вернулся столь же внезапно, как и уехал. Вспотевший и запыленный после долгой дороги, не успевший снять доспехов, он оказался на пороге комнаты, в которой Агнеса коротала время за чтением. Не дав ей собраться с мыслями, он выложил на стол колье из золота с небесно-голубыми сапфирами, серьги, перстень и брошь, дополняющие комплект. Удивительно, но цвет камней тон в тон повторял цвет глаз Агнесы. Ей никогда не дарили драгоценностей, да она и не интересовалась ими, считая скромность и смирение важными добродетелями. Не говоря ничего от удивления, молодая женщина какое-то время любовалась отблесками света на гранях камней. Маркиз задал вопрос:

- Итак, сударыня, что вы решили? –

  У нее было время поразмыслить над всей ситуацией. Помпе де Карназе волновал ее, как ни один мужчина ранее. Несмотря на все свое коварство, он, несомненно, был привлекателен. Практичный ум гугенотки говорил о том, что дочери шевалье вряд ли удасться составить более выгодную партию. Он маркиз, известный протестантский военначальник, он богат. Он ждал ответа, пристально глядя ей в глаза своим столь привычным внимательным взглядом. Агнеса улыбнулась:

- Я думаю, что лучше быть маркизой, чем не быть ей, - произнесла она.

  Ее муж тут же подхватил хрупкую девушку на руки и отнес в спальню, где до утра показывал, что все эти три месяца сохранял супружескую верность. Его неутомимость несколько напугала неопытную в подобных вещах Агнесу, но она была покорна всем его желаниям. К тому же суровый маркиз оказался нежным и заботливым любовником, хотя сравнивать ей все равно было не с чем. Ближе к утру, когда Помпе де Карназе, наконец-то, удовлетворил свою страсть, он рассказал ей о поездке. 
Пятитысячная армия католических рейтар и баварских ландскнехтов, которую они наблюдали со стен своего замка, должна была захватить Бордо перед приездом туда короля Карла. Этой армией командовал генерал Арман де Бирон, молодой военачальник, сочувствующий католикам.  Пятого апреля ночью католическая армия подошла к Бордо, но протестанты успели подготовиться, и взять город с налета не удалось. 08 апреля 1565 года ополчение южан под командованием графа Де Ларошфуко атаковало немецких католиков и заставило их отступить в Лангедок, откуда они и прибыли. 20 апреля в Бордо прибыли король, королева-мать, принцы и двор с гвардией. Его величество резко осудил нарушение мира со стороны католиков, однако кардинал Де Гиз заявил о том, что имела место частная инициатива чересчур ретивых верующих. Арман де Бирон был выслан из королевства, а немецкие наемники распущены. Но важнее всего было то, что войны пока не будет.

- Однако вскоре нам снова предстоит расстаться, - вздохнув, проговорил маркиз, - Колиньи отправляет вас в Париж с вашими товарищами гугенотами. Дела веры, как обычно. Завтра он пригласил нас на прием, где ознакомит с подробностями.

- В Париж? И вы не боитесь отпускать меня одну в компании стольких мужчин? – сонно пробормотала Агнеса.

- Коль скоро вам удалось сохранить невинность до 24 лет, полагаю, я и дальше могу рассчитывать на ваше благоразумие.

- Но тогда я не знала, чего лишена – Агнеса слегка улыбнулась. Приятно было поддразнивать того, кого недавно смертельно боялась.

  Он крепко прижал ее к себе и усмехнулся:
- Неужели вы думали, что я отпущу свою только что обретенную жену без должной охраны. С вами поедет Корильон и его лакей-головорез. Может также взять слуг из замка. С этого времени я обеспечу денежное содержание всей вашей свиты, а вам буду ежемесячно выдавать на расходы, скажем 1000 ливров. Пока дела у нас не очень хороши. Кроме того вы можете заказать для себя новый гардероб, подходящий для столицы, но не переусердствуйте – путешествовать придется верхом и быстро. –

  Агнеса кивнула и задумчиво спросила:
- Вы уверены, что это все необходимо? Постоянный риск, войны, поручения королевы Наваррской и прочих вождей. Нейжели нельзя жить спокойно и восстанавливать Монтобер. Там столько нужно сделать…

- Я бы и сам с удовольствием остался в Перигоре, наслаждаясь тихой семейной жизнью и воспитывая наследника, но если план Гизов удасться, то начнется новая религиозная война. Мы должны обеспечить мирное будущее себе и нашим детям настолько, насколько это возможно. – Он замолк и вскоре заснул. Агнеса, не привыкшая к столь утомительным ночам, последовала его примеру.

  Они встали только к полудню. Зная крутой нрав маркиза, никто не осмелился будить супругов, хотя обычно Агнеса поднималась рано. Пообедав, и приведя себя в порядок, пара отправилась на прием к Гаспару Колиньи.

  По пути в Дом Консулов, где собирался городской совет и где их ожидал прославленный адмирал, маркиз успел поведать, что король собирается продолжить поездку по Югу Франции, преимущественно принадлежащему гугенотам. Чтобы обеспечить его безопасность Гаспар де Колиньи собрал в Перигё ополчение, которое также должно помочь избежать дальнейших провокаций со стороны католиков. Агнеса шла рядом с мужем, держа его под руку. Теплый день располагал к пешим прогулкам, а путь был близким. Улица Шен, где маркиза снимала дом, находилась в паре кварталов от Дома Консулов. За три месяца, которые она здесь провела, Агнеса успела неплохо изучить город и успела полюбить его в чем-то больше родного Монпелье.  Перигор – край виноделов и трюфелей, которые издавна здесь собирали, находился севернее ее родины, но все же это был Юг. Юг, который не могли изменить даже гугенотская суровость и сдержанность. То тут, то там на пахнущих цветами улицах слышались пение и веселый смех, звучала певучая окситанская речь, столь близкая и понятная для Агнесы. В Перигё маркиза чувствовала себя в безопасности под защитой губернатора де Монферана и своих товарищей из Перигорского полка. Жаль, что скоро придется покинуть этот уютный город.

  Маркиз, одетый в шелковый придворный костюм, как всегда был настороже, зорко осматривая улицу и прохожих. Супругов сопровождал великан Корильон, который вскоре поедет в Париж вместе с Агнесой. Его слуга, которого Помпе де Карназе также приставил в свиту своей жены, действительно выглядел как головорез: лицо избороздили шрамы, а во взгляде чувствовались жестокость и безжалостность. Миновал полдень. Жаркое летнее солнце раскалило каменные улицы и дома, стоящие впритык один к другому. Но южане были привычны к такому климату. Это им почти не мешало. К тому же показавшаяся вскоре громада Дома Консулов обещала прохладу. Агнеса отметила, что все чаще и чаще видит вооруженых людей. Наверное, то самое ополчение. У входа чету де Монтобер встретили перигорские солдаты, которые пропустили их, не говоря ни слова.

  Пройдя в прохладный зал совета, пара очутилась перед грозными очами Великого Колиньи – героя Сен-Кантена и одного из первых вождей протестантов. Кроме  них там находились Перигорский губернатор Ги де Монферран и полковник де Пардальян – командир Перигорского полка конных аркебузиров. Оглядевшись, Агнеса заметила де Менвиля и де Ла Рош Новеля, которые ей учтиво поклонились. Маркиза встала возле них, а ее супруг отошел к офицерам. Чуть поодаль расположился незнакомый молодой человек. После быстрых приветствий Адмирал обратился к Агнесе, Менвилю, Ла Рош Новелю и неизвестному юноше:

- Благослави вас господь друзья мои, ныне я направляю вас в Париж – столицу нашего королевства, заполненную к нашему прискорбию папистами доверху. Судя по всему, господа Гизы никак не успокоятся и, пока короля нет в столице, они задумали погубить наших братьев в Париже. Благодаря храбрости протестантских дворян мы перехватили письмо кардинала Лотарингского к одному из эшевенов Парижа. Господин де Монферран зачитайте. –

  Губернатор откашлялся и прочел следующие строки:
"Господин Марсель, нынче, когда король надолго покинул Париж пришло время осуществить наши богоугодные замыслы. Ваше предложение нами рассмотрено и одобрено, вам следует как можно быстрее приступить к его осуществлению с привлечением упомянутого вами Ле Марона. По возможности добавьте к этому молодчику иных вожаков, однако при этом следите за сохранением полной тайны.
        Милосердие господа должно наконец-то оставить еретиков, они должны понять, что Париж не место для их богомерзких обрядов. 
        Ваша просьба о нашем полном вмешательстве не может быть исполнена. Его Величество настоятельно желает мира, и наши дворяне не смогут обнажить шпагу в эту ночь. Нынче господь избрал орудием своего возмездия простого и низкого человека. Того кто много грешил и жил неправедно. Но Господь в своем милосердии указал ему путь искупления, путь подвига во имя веры.
        Если же их решимости будет недостаточно, вы можете добавить к ним отряды ополчения из верных горожан, мы направим их и укажем пути к скорейшему достижению цели. Однако не следует в этом перестараться, все произошедшее должно быть бунтом подлого народа и безобразным беспорядком. И нет никакого сомнения, что на следующий день войска жестоко его подавят.
        Со своей стороны я обеспечу вам полную свободу действий и устраню все возможные препятствия. Уже через месяц я буду в Париже, и требую от вас полного отчета о проделанной работе. Мы надеемся, что бог окажет нам милость, и мы увидим, что все пойдет добрым путем. На этом молим бога, господин Марсель, да дарует он вам добрую и долгую жизнь."
Из Орлеана, Карл Лотарингский 07 мая 1565 года.

  Слушая его приятный сильный голос, Агнеса постепенно начинала понимать, что их снова собираются бросить в самую гущу событий. Снова борьба, риск, спасение неизвестных им собратьев по вере. И лишь Богу известно выживут ли они сами. Тем временем губернатор закончил читать и вручил маркизе копию письма, а Колиньи продолжил речь:

 - К сожалению, мы пока не располагаем подробностями, прежде всего вам стоит разузнать, кто такой этот Ле Марон и сделать это нужно как можно быстрее. В Париже на страже нашей веры стоит граф Де Граммон – один из наших храбрейших вождей. Он доблестный воин, он тигр, но в этом деле могут понадобиться другие навыки. Я направляю вас,  господа, в Париж с тем, чтобы вы помогли графу Де Граммону отвести удар от нашей общины. Действуйте по возможности умом и хитростью, так как пролитие крови может повредить и нашей партии. Вы отправляетесь в Париж через три дня, и по прибытии вам следует немедленно представится графу, он квартирует со своими дворянами в моем фамильном дворце на улице Тампль. 
Особо отмечу, что ваша миссия должна оставаться в строжайшем секрете, на все вопросы вам следует отвечать, что вы приехали в Париж по собственным делам. Подумайте о том, что вам необходимо в городе, чтобы объяснения были правдоподобны. Через десять дней после вас в Булонский лес прибудет маркиз Де Монтобер вместе с тремя сотнями наших дворян и перигорцев. Вы должны будете встретиться с ним в условленном месте и сообщить все, что вам удасться узнать. После чего нужно будет нанести удар, который покончит с угрозой нашей парижской общине. – закончив Колиньи пристально посмотрел на дворян.

- Имеются ли у вас вопросы господа?  - произнес он.

Заговорила Агнеса:

- Молодой дворянин, которого нам не представили, - произнесла она, кивнув в сторону незнакомца, - он едет с нами?

- Ах, да. Это господин де Ланель из Лемузена. Он когда-то состоял в свите графа де Граммона, поэтому будет полезен,  – дворяне кивнули друг другу, знакомясь. После чего, Колиньи отправил их собираться, оставшись что-то обсудить с губернатором, полковником и маркизом.

- Ступайте, и да поможет вам Бог! – напутствовал их Великий Адмирал, прежде чем двустворчатые двери закрылись за их спиной.

Выйдя из зала, маркиза тут же почувствовала себя свободнее.
- Ну и что вы думаете по поводу нашего задания, господин де Менвиль? – спросила она нормандца, шедшего рядом.

- Думаю, что нам придется спасти этих никому неизвестных парижских гугенотов. Но мне действительно нужно ехать в Париж. Там пропал мой брат. –

- Что же. Думаю, одно другому не помешает, – произнесла маркиза.

  Дворяне проводили Агнесу до дома, но на обед не остались, спеша заняться сборами. Впрочем, она и не настаивала, ей также предстояло много дел. Маркиз вернулся через пару часов. Он был на редкость задумчив и молчалив. К этому времени Агнеса уже отправила гонца в Монтобер, чтобы привезти Шарлотту Годар с мужем. Камеристка должна была помочь с подбором платьев. Агнеса решила, что пары новых нарядов пока будет достаточно, остальное можно купить в столице. Поздний обед, плавно перетекший в ужин, прошел в молчании. Маркиза уже собиралась помолиться и лечь спать, когда ее муж очнулся от своих невеселых мыслей:

- Меня хотят назначить на какую-то должность в Париже, - проговорил он, - Я не люблю столицу и предпочел бы остаться в Перигоре, но это не слишком волнует наших вождей. Вам придется заняться поисками и покупкой дома, в котором мы будем жить. Я выделю на это 10 000 ливров. Полностью полагаюсь на вашу практичность в этом вопросе. –

  Агнеса улыбнулась. Ей польстило его столь внезапное доверие. Маркиз же отложил салфетку, подошел к жене и подхватив ее на руки, отнес в спальню.
Эта ночь была столь же долгой, как и предыдущая, словно близкое расставание подстегивало страсть мужа. Или он стремился как можно скорее обзавестись наследником. Как бы то ни было, заснуть удалось только под утро. В перерывах они разговаривали. Маркиз мало говорил о себе, в основном распрашивая жену. Его интересовало все, особенно ее прошлые задания. Агнеса рассказала про Орлеан, про Бурж, на подъезде к которому ее ранили разбойники, пока ее спутники прятались в придорожных канавах, про Льеж, где она впервые поняла, что среди католических священников тоже встречаются порядочные люди. Он не перебивал, только порой вставлял остроумные комментарии, или хвалил жену за смелость и находчивость. Затем они засыпали обнявшись. А утром расходились по делам, чтобы увидеться только за ужином. В последнюю ночь маркиз и вовсе не дал жене поспать, а утром, подсаживая на лошадь одетую в мужской костюм и готовую к дальней дороге Агнесу, он еще раз напомнил, что будет ждать ее в оговоренное время в Булонском лесу в беседке Дианы, затем поклонился, прощаясь. Маркиза еще услышала, как он велел Корильону беречь ее как зеницу ока. Подъезжая к ожидавшим у городских ворот спутникам, Агнеса еще раз оглянулась. Помпе де Карназе махнул ей рукой, развернулся и ушел быстрым шагом. Молодая женщина оглядела спутников. Все были на месте. Тогда она пришпорила кобылу, покидая гостеприимный Перигё. Впереди их ждали новые опасности и приключения.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.