Треугольник Карпмана бабушка, внучка и шарик!
Случай вполне рядовой, сплошь и рядом происходят похожие случаи.
Но мне хотелось бы обратить внимание на этот случай, чтобы через него понять, как мы:
1) учим детей не прямо говорить о своих чувствах, а добиваться своего и защищать уже свои плохо осознаваемые чувства манипуляциями (в данном случае истерикой);
2) как мы учим, что наше слово не имеет никакого веса;
3) как ребенок не учится нести ответственность за свои действия.
Вернемся к началу ситуации: «Девочка отпускает все время шарик». Бабушке задаться бы вопросом: «Зачем она это делает?». Возможно, ей нравится, как летит в небо шарик. И бабушка может девочке задать вопрос: «Для чего тебе отпускать шарики? тебе нравится, как они летят в небо?». Девочке-то нравится, а бабушке это бьет, скорее всего, по карману. Возможен компромисс: бабушка просит этот шарик держать в руках, но обещает купить много других шариков (дешевых, которые не жалко выпустить в небо) и попускать во дворе вместе.
Таким образом, в данном случае услышаны и желания девочки, и бабушка свои границы тоже смогла бы соблюсти.
Но так как о чувствах и желаниях девочки никто не спросил, она пускает в ход известный манипулятивный прием: истерику. Когда ребенок кричит свое, пока его желание не исполнят. Бабушка вначале говорит: «Нет», но потом свое решение меняет. А значит, говорит девочке: мои слова ничего не стоят, стоит громче покричать и потопать, и я изменю решение».
А еще, ребенок не получает урок, который в их возрасте, когда вовсю идет усвоение социальных правил, извлекает ребенок: за свое действие – я несу ответственность. Вы скажите, да, мала еще девочка, чтобы учиться ответственности. Ну, знаете ли, в самый раз возраст, самый, что ни на есть сензитивный. Но, конечно, ответственность должна строиться на умениях и ограничениях каждого возраста. И без очередного шарика девочку можно было оставить. И, если, не поняли ее истинные мотивы, можно было потом их обсудить. когда все успокоятся (ведь что-то объяснять ребенку истерике невозможно). А потом закрыть ситуацию пусканием шариков.
Удачи Вам в таких ситуациях, чтобы Вашим ребенком потом такой шарик не вспоминался всю жизнь и не тянул его назад.
Свидетельство о публикации №218101901003