Треугольник Карпмана бабушка, внучка и шарик!

  В первые дни осени в парке наблюдала такую сцену. Девочка,года 4,5, выпустила из рук шарик, и он улетел. Бабушка читает лекцию девочке: " Вот, уже второй шарик улетел. Я тебе говорю,что нужно на руку надеть, ты не слушаешься. Больше не буду покупать" .Девочка начинает топать ножками и кричать:" Хочу шарик, хочу шарик". Бабушка по кругу, под истерику: "Хочу шарик", информацию повторяет. Затем говорит: «Ну, красного шарика там нет,пойдем покупать синий". До этого уже два шара улетели (надо сказать, не из серии дешевых), так как девочка не хотела цеплять его за руку.

Случай вполне рядовой, сплошь и рядом происходят похожие случаи.

Но мне  хотелось бы обратить внимание  на этот случай, чтобы через него понять, как мы:

1)    учим детей не прямо говорить о своих чувствах, а добиваться  своего и защищать уже свои плохо осознаваемые чувства манипуляциями (в данном случае истерикой);

2)    как мы учим, что наше слово не имеет никакого веса;

3)    как ребенок не учится нести ответственность за свои действия.

 

Вернемся к началу ситуации: «Девочка отпускает все время шарик». Бабушке задаться бы вопросом: «Зачем она это делает?». Возможно, ей нравится, как летит  в небо шарик. И бабушка может девочке задать вопрос: «Для чего тебе отпускать шарики? тебе нравится, как они летят в небо?». Девочке-то нравится, а бабушке это бьет, скорее всего, по карману. Возможен компромисс: бабушка просит этот шарик держать в руках, но обещает купить много других шариков (дешевых, которые не жалко выпустить в небо) и попускать во дворе вместе.

      Таким образом, в данном случае  услышаны и желания девочки, и бабушка свои границы тоже смогла бы соблюсти.

       Но так как о чувствах и желаниях девочки никто не спросил, она пускает в ход известный манипулятивный прием: истерику. Когда ребенок кричит свое, пока его желание не исполнят. Бабушка вначале говорит: «Нет», но потом свое решение меняет. А значит, говорит девочке: мои слова ничего не стоят, стоит громче покричать и потопать, и я изменю решение».

     А еще, ребенок не получает урок, который в их возрасте, когда вовсю идет усвоение социальных правил, извлекает ребенок: за свое действие – я несу ответственность. Вы скажите, да, мала еще девочка, чтобы учиться ответственности. Ну, знаете ли, в самый раз возраст, самый, что ни на есть сензитивный. Но, конечно, ответственность должна строиться на умениях и ограничениях  каждого возраста. И без очередного шарика девочку можно было оставить. И, если, не поняли ее истинные мотивы, можно было потом их обсудить. когда все успокоятся (ведь что-то объяснять  ребенку   истерике невозможно). А потом закрыть ситуацию пусканием шариков.

    Удачи Вам в таких ситуациях, чтобы Вашим ребенком потом такой шарик не вспоминался всю жизнь и не тянул его назад.


Рецензии