Ит. Возрождение. Дюрер, Рудольфинцы, Пиранези

Говоря об Альбрехте Дюрере, творившего на рубеже 15-16 веков, прежде стоит вспомнить школу ранних итальянцев-ремесленников, в среде которых выросли такие великие живописцы как Сандро Боттичелли и Джотто. Их живопись во многом еще фресковая. Используется сырая штукатурка, растительные красители и огромное количество белил.

Новаторство красок Дюрера в применении натуральных нерастительных компонентов. Это драгоценные и полудрагоценные камни и минералы, жемчуг, чернила каракатицы. Он использует бумагу или картон, которые грунтует. Широко применяет зеркало в своей живописи. Ему нравится играть с отражением, а не оригиналом. Большое место в его творчестве занимают автопортреты. В его работах прослеживается новаторство поз и анатомический натурализм, в этом он обращается к анналам Микеланджело и Да Винчи. Натура на его полотнах роскошна в своей наготе или облачении, детально прорисовываются украшения и мех, из чего следует, что его круг работ - это заказные портреты. Дюрер идет на все, чтобы выделиться среди массы художников, привлечь и удержать богатых заказчиков. Нельзя сказать, что это ему не удается, у него много заказных работ. Одним из центральных полотен можно назвать портрет юноши, предположительно автопортрет. Есть еще несколько работ подобного плана в музейных коллекциях, приписанных другим авторам, так как Дюрер не подписывал свои работы, выполненные на заказ.

Считается, что слава  и признание пришли к нему только посмертно, но и при жизни художник пользовался успехом у сильных мира сего. Среди его заказчиков германские князья и император Максимилиан I, для которого он, кроме портретов, создает и серию гравюр на дереве. Особенностью передачи живописной модели у Дюрера является стремление признать превосходство вещи над живой плотью, которая быстрее подвержена времени и умирает. Много его работ огульно называли отвратительными. Но над тленным миром Дюрера всегда царит непревзойденная фигура и лицо художника или монарха. Художник искренне полагал, что человек более натурален в своих несовершенствах, вызванными физическими жизненными страданиями. Портреты-назидания пользовались популярностью среди католиков. По его мнению уходит в прошлое искусство, как изображение физической красоты, как мертвое и безжизненное. Редкостные случаи физической и душевной гармонии лишь доказывают эту теорему.

В начале 17 века после смерти Максимилиана II в разгар инквизиции в Европе, Рудольф II в Чехии собирает у себя весь цвет науки и искусства. Эта разношерстная компания авантюристов носит название рудольфинцев. Рудольф организовал Орден мира, но собрал в его ряды не христиан-стоиков, а пройдох и эпикурейцев. Однако это были все талантливые и образованные люди, их идеи стали во многом новаторскими. В благодарность своему патрону художники-рудольфинцы создавали его портреты из овощей, цветов и фруктов. Не известно, что больше было в них лести или насмешки, но такие фруктово-овощные портеры символизировали мирные, неалчные стремления пражского монарха. Он заработал популярность, даже славу и был доволен. Его мастера создавали свои работы с договором обязательной ренты своему хозяину, если на них находились покупатели. Так впервые осуществилось взаимовыгодное сотрудничество мецената и людей науки и искусства, даже если они зарабатывали составлением гороскопов.

Агенты Рудольфа были постоянно заняты поиском пополнения его коллекции Универсума, состоящей из исторических артефактов, научных приборов, инструментов и уникальных природных экспонатов. Впоследствии любой уважающий себя образованный аристократ тратил уйму сил и средств для пополнения своей личной коллекции редкостей. Это зарождение кунсткамеры и при русском дворе. Страсть урвать для себя нечто особенное, а потом этим хвастаться стала поистине маниакальной.

Джованни Батиста Пиранези (середина 18 в.) создавал гравюры по эскизам Рима. Изобретения тиражного станка делало его бизнес очень прибыльным. Все хотели знать Рим, мало кто из простых бюргеров могли туда поехать. Пиранези гордо носил звание венецианского архитектора, потому что родился в семье каменотеса и был подмастерьем при римском художнике Марко Фоскарини. Но заслуга его не столько в даровании, сколько в феноменальной работоспособности. Он первым стал создавать художественную печатную продукцию массовыми тиражами, которая имела огромную популярность. Романтические античные руины, флер средневековой древности, тонкая работа гравера - вот составляющие его гения.

Огромная его заслуга перед потомками в том, что он создал практически объемный мир прошлого, недоступный для нас за отсутствием фотографии. По работам Пиранези даже создали анимационный фильм, потрясающее зрелище, которое окунает человека современности в средневековое прошлое (см. http://vimeo.com/36757486 Piranesi Carceri d'Invenzione).

 И не столь важно, что это прошлое только художественная реальность мировосприятия Пиранези, дитя его амбиций и жажды наживы. Это практически единственный источник творения античной архитектуры, построек и планировки Древнего Рима, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей. Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764—1765).

Все три этапа ит. Возрождения характеризуются возникновением и созданием гравюры, предшественницы фотографии по массовости охвата покупателя. Если Дюрер и рудольфинцы создавали гравюры старинными способами высокой печати, то Пиранези довел их опыт до вершин мастерства, использовав механический печатный станок на угольной тяге, чему способствовали развитие металлургии и промышленности.

Из лекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. История графических искусств. Часть 1. октябрь 2017 г.


Рецензии