Кронштадтский Морской Собор

КРОНШТАДТСКИЙ МОРСКОЙ СОБОР 
               


«Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота яко наиглавнейшее дело»- из указа Петра I кронштадтцам (такая надпись сделана и на памятнике Петру I в Петровском парке Кронштадта)
               

Славный город Кронштадт-
Корабли. Якоря.
Храм великий Морской-
Высоки купола!
 
Остров Котлин-
Балтийское море вокруг,
Берег ждет корабли-
Он надежен, как друг.

Ольга Бурыгина. Из стихотворения «Славный город Кронштадт»


Сбылась мечта: я в славном героическом Кронштадте- Городе воинской славы России!              В Ленинграде-Санкт-Петербурге был несколько раз, а вот в его Кронштадте не получалось оказаться. О Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Санкт-Петербурге и его памятниках написал ранее несколько рассказов (они размещены на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2; на этом же сайте приведен их перечень- в «Рассказы Юрия Жданова о Санкт-Петербурге»).                Остров Котлин, на котором расположен этот город-крепость-порт, невелик, но необыкновенно богат историей и памятниками. Как построить маршрут знакомства с ними? Хотелось узнать и увидеть здесь как можно больше. С чего начать? Но прежде всего о том, как возник город-крепость Кронштадт, расположенный ныне не только на острове Котлин, но и на многих мелких островах Финского залива и дамбе, и являющийся муниципальным образованием Санкт-Петербурга.


27 мая (а по старому стилю- 16 мая) 1703 года возник Санкт-Петербург, а в 2018 году он отметил свое 315-летие. Основывая в 1703 году Петербург, Петр I мечтал поскорее закрепиться на Балтийском море. Он не просто торопил события истории. Он гнал их вскачь! Ему хотелось, чтобы задуманное им свершалось мгновенно: здесь и сейчас! Ведь очень коротка одна человеческая жизнь, а успеть сделать хочется так много... И Петр, как вихрь, втягивал в воронку своей воли всех окружавших его людей, всю страну. Мечта об общем благе государства вынудила Петра издать 16 апреля 1702 года «Манифест о вызове иностранцев в Россию». От безвыходности вышел этот манифест. Чтобы добиться процветания государства, нужны развитые мануфактуры, торговля с Западом, сильный флот, современная армия... А чтобы их создать, нужны опытные мастера, знающие люди. Сподвижники Петра очень энергичны, деловиты, жаждут деятельности, но, увы, многому не обучены. Можно, конечно, послать их в Западную Европу или открыть школы у себя, в России. Но сколько для этого понадобится десятилетий? А увидеть исполнение своих замыслов хочется поскорее, почти завтра. Почему же тогда не воспользоваться услугами западных специалистов? Их требуется много, так как много задумок надо претворить в жизнь. Вот и родился этот манифест. Но разве может привлечь иностранцев положение России того времени? Судите сами: Северная война со Швецией (1700-1721), успешно завершившаяся выходом России к Балтийскому морю, началась в 1700 году «конфузией» под Нарвой- шведы разбили армию Петра. Это должно было бы удержать иностранцев от поездки в Россию. А случилось обратное- Московское государство привлекло всеобщее внимание.   
В России увидели молодую страну с огромным будущим. И в нее заторопились французские инженеры, голландские корабельные мастера, военные из Германии, морские капитаны из Венеции, моряки из Греции, мальтийские кавалеры, портные, парикмахеры и даже мастера изготовления пуговиц. Сначала ехали десятки, затем сотни опытных, тертых жизнью людей. Одни искали настоящее дело, другие- приключения и наживу. Но все они охотно изъявляли желание служить царю Петру. Принимая иностранцев на службу, Петр интересовался только их профессиональной выучкой. Прошлая их жизнь, место рождения, вера не волновали его.   

 
Петр поручил Льву Измайлову, уезжавшему с посольством в Пекин, нанять китайского архитектора. Поручение это не удалось выполнить. А если бы удалось, мы могли бы сегодня видеть на берегах Невы памятники китайского зодчества начала XVIII века. Однако Измайлову, когда он был послом при дворе датского короля Фердинанда IV, удалось найти нужного архитектора. Им оказался Доминико Трезини (1670-1734). Измайлов заключил с ним договор.
«Обещаю господину Трецину (так назван в договоре Трезини), архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет... служить в городовом и палатном строении... за художества 20 червонных на всяк месяц в жалованье»... Жалованье такое казалось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир-капитана, должность которого исполнял царь Петр. В договоре Трезини оговорил возможность беспрепятственного отъезда из России. Но этим правом своим он не воспользовался. До конца дней своих он будет так увлечен работой и огромным количеством перспективных дел, что желания уехать из России у него не появилось. Тридцать лет он отдал строению нового города на Неве. Отправляясь в Россию, Трезини, конечно, не знал, какая его ждет судьба. Как встретит и что поручит ему Петр? Возводить бастионы, куртины (крепостные стены между башнями), равелины или дворцы, жилые дома? Петру в 1703 году, когда к нему прибыл Трезини, нужен был, прежде всего, строитель крепостей. Так как Трезини числился «архитектонским начальником» в строении крепостей, это и определило задачи, поставленные перед ним Петром.


Какую картину увидел Трезини, оказавшись на месте? Город на Неве только рождался, у него даже не было еще установившегося имени. В разное время его называли сначала Шлотбург, затем Петрополис, позже Петербург. Первыми появились чуть вздувшиеся земляные валы будущей Петропавловской крепости и деревянная церквушка в честь апостолов святых Петра и Павла. Город обычно начинается с домов для жилья. И первый такой дом Петр решил построить для себя. Так появился первый «дворец» Санкт-Петербурга-  одноэтажный деревянный домик в три небольших окна с западной и южной сторон под двускатной крышей. На коньке дома установили вырезанную из дерева мортирку и две бомбы с язычками пламени- знак того, что здесь живет «бомбардир-капитан»- военное звание царя Петра. Весь дом расписали под кирпич- на голландский манер. Поэтому и прозвали дворец «Красные хоромцы». Вот этот «дворец», несколько шатров, навесы и сырые землянки- вот все, что увидел Трезини в зарождающемся Петербурге. Огромный простор для творчества зодчего. 

   
И Трезини взялся за дело. Размах предстоящих дел захватил его целиком. Только успел Трезини приехать, как Петр поручил ему очень спешное и важное дело- строить крепость на острове Котлин, которая должна была защищать устье Невы со стороны Финского залива. В будущем здесь возникнет грозный Кронштадт. Трезини с первых дней взялся горячо за работу- трудился не за страх, а за совесть. Так он будет работать в России всю жизнь. Южный человек, он мужественно переносил суровую зиму на льду залива, обдуваемого всеми ветрами. Многие этого выдержать не могли. Датский посланник записал, что при строении крепости погибло от тяжелой работы и морозов более 40 тысяч крестьян. Может быть это и преувеличено, но дает представление о трудностях при строительстве. В мае 1704 года крепость была готова. Ее назвали Кроншлот- Коронный замок. Он стал охранять распахнутую дверь из России на Балтику. Петр остался доволен выполненной работой и наказал коменданту крепости защищать ее до последнего человека. Это первое строение Трезини- форт Кроншлот, созданный на насыпном искусственном островке с южной стороны острова Котлин, не дожило до наших дней, но оно сыграло свою роль. Безуспешно пытались шведы штурмовать Кроншлот и поняли, что Россия окончательно утвердилась здесь на море. Крепость была освящена 7 (18) мая 1704 года. Эта дата и считается днем основания Кронштадта, в котором ныне проживает около 44 тысяч человек.    

                Морской собор появится в Кронштадте в 1913 году. Его полное название- Морской собор святителя Николая Чудотворца. Он окажется самым крупным из морских соборов Российской империи. Собор был задуман как храм-памятник всем когда-либо погибшим российским морякам. В его истории отразятся события, происходившие во всей стране. С мая 2013 года Собор является главным храмом Военно-Морского Флота России. До 1917 года в Кронштадте было около тридцати православных храмов, одна католическая, одна старообрядческая и две лютеранские церкви, мечеть и синагога. Вопрос о необходимости создания в Кронштадте вместительного каменного собора обсуждался с 1830-х годов, но лишь в 1897 году после ходатайства вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова (1834-1906)- командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта было получено согласие императора на сбор пожертвований для строительства храма.  В своей пояснительной записке к ходатайству Николай Иванович писал, что «будущий морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель русского флота», и своим величием храм должен быть «достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота».                Авторы проекта собора- архитектор, художник и педагог Василий Антонович Косяков (1862-1921), в проектировании участвовали также гражданские инженеры Владимир Петрович Шаверновский (1872-1944) и Александр Иванович Виксель. Постройка собора началась в сентябре 1902 года, а его торжественная закладка состоялась в мае 1903 года в присутствии императора Николая II. При проектировании и создании Морского Собора были выполнены и предложения Комитета по сооружению Собора: «не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 года при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота».                Место для храма выбрали на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря. Большое пространство этой площади позволяло не только воздвигнуть большой храм, но и разбить вокруг него парк. Одним из условий для проектирования было требование, чтобы храм высотой своего купола был ориентиром с моря, и чтобы его крест первым издали бросался в глаза мореплавателю. Храм оказался самым высоким зданием в Кронштадте, его высота с крестом- семьдесят с половиной метров. Длина храма- 83 метра, ширина- 64 метра, диаметр его центрального купола- 27 метров. В 1907 году началась внутренняя отделка вчерне готового храма. В 1913 году Собор освятили.


Оформление интерьера Собора предназначалось не только для церковных служб. Внутри храма находились черные и белые памятные мраморные доски. На черных досках золотыми буквами были нанесены имена российских офицеров всех флотов и флотилий, погибших в боях и при исполнении служебного долга, а на белых- имена священников, служивших на военно-морских судах и погибших на море. Службы в Соборе проходили до 1927 года. В июне 1929 года Собор закрыли и передали для использования «под культурные цели». Имущество Собора перешло в ведение Государственного фонда. После антирелигиозного митинга 14 февраля 1930 года на Якорной площади с храма сбросили колокола и кресты. Был уничтожен величественный мраморный иконостас. Вместо креста на куполе предлагали установить звезду или статую Ленина. Газета «Красный балтийский флот» тогда писала: «Статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашая в гости, в СССР заграничных рабочих».
Со сброшенных куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, забрали из храма все реликвии и церковное имущество, демонтировали со стен галерей и алтаря памятные мраморные плиты вечного поминовения российских военных моряков и флотских священнослужителей, эти плиты использовали для хозяйственных нужд- как ступени, электрощиты, надгробия…  Здание Собора переоборудовали под кинотеатр имени Максима Горького.                Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов под куполом храма разместили наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В Собор во время обстрелов попало несколько вражеских снарядов. При проведении реставрации Собора, завершившейся в 2013 году, сохранили в северной его части след от неразорвавшейся в 1943 году немецкой бомбы, пробившей купол и упавшей на гранитный пол. В 1954 году после реставрации центральный зал собора разделили по высоте подвесным потолком, и фактически использовалась лишь треть его объема.  Исчезли былое величие, великолепие и роскошь собора. В 1956 году в здании собора стал действовать Клуб Кронштадтской крепости и концертный зал с театральной сценой, устроенной на месте иконостаса. В пространство под куполом можно было попасть только по узкой лестнице, но туда никто не ходил, так как там царило запустение, через выбитые стекла прогуливался ветер и проникали дожди, вольготно здесь было лишь голубям. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. В 1976 году здание собора взяли под охрану в качестве памятника архитектуры. В 1978 году в нем открылся «Матросский клуб» (он просуществовал до 1989 года). С 1980-х годов здесь функционировал также музей «Кронштадтская крепость».    

                В 2002 году принят Закон Российской Федерации, по которому имущество религиозного назначения передается церквям. В это время продолжалась реставрация собора, на колокольне установили православный крест. В 2005 году в Соборе состоялась первая после 1929 года литургическая служба, ее провел патриарх Русской Православной Церкви (РПЦ) Кирилл. В 2007 году Собор передали на содержание Центрального военно-морского музея. Средств на качественную реставрацию собора не хватало, и здание продолжало разрушаться. Лишь в 2009 году, когда значительно увеличились трещины в стенах здания, оно было признано аварийным и требующим срочной и полной реставрации. Для сохранения здания собора его одели в специальный защитный саркофаг из армированной плёнки. Быстрыми темпами началась реставрация.
После завершения реставрационных работ этот главный храм Военно-Морского Флота России был освящен 28 мая 2013 года во время празднования столетия со дня его первого освящения. В этом же году на Якорной площади воздвигли памятник выдающемуся российскому флотоводцу адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1848-1904), погибшему в 1904 году около Порт-Артура во время русско-японской войны.   

                По шоссе защитной Дамбы Финского залива въехали в Кронштадт. И вот мы на Якорной площади, на которой нанесено огромное изображение морского якоря. Перед нами во всем своем величии и красоте отреставрированный Морской Собор. Блестят на солнце его посеребренные главный купол и купола звонниц, позолоченные кресты и изображения на куполах морских якорей, вёсел, спасательных кругов и канатов. Войдя в Собор, ощутили его огромное внутреннее пространство и попали под очарование его роскошного убранства: мозаики, фрески, иконостас, люстры, витражи, двух-ярусные галереи-хоры, многоцветье мрамора, яркий блеск позолоты … Проникающий внутрь Собора через тридцать два окна солнечный свет создает особый эффект сияния. А как красив мраморный мозаичный пол с изображениями в тонких медных оправах животных, птиц, рыб, медуз, каракатиц и морских растений. Этот Собор- не только храм, но и музей, в котором хранятся судовые иконы, знамена, макеты погибших в морских сражениях кораблей и многие экспонаты, посвященные славной истории российского флота. На многочисленных памятных досках из черного мрамора золотыми буквами нанесено около тысячи имён моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы. Эти имена поминаются во время церковных служб.


В небольшом по площади Кронштадте находится так много памятников культуры и истории, что его совершенно заслуженно можно назвать и городом-памятником, и городом-музеем. Впечатляет даже не полный перечень его достопримечательностей!               Причалы, каналы, созданный Петром I док для ремонта кораблей, шлюзы, многочисленные форты, Кронштадтская крепость, комплекс Кронштадтского Адмиралтейства, Кронштадтский морской завод, арсенал, маяк, дамба, набережные … Кронштадтский Морской собор, Собор Владимирской иконы Божией Матери…  Музей истории Кронштадта, Музей «Кронштадтская крепость», Кронштадтский морской музей, Вечный огонь…  Мемориалы «Погибшим в Великой Отечественной войне», памятники «Малая дорога жизни», «Подводникам Балтики», «Блокадной рыбёшке корюшке» (спасшей тысячи человеческих жизней)… Гостиный двор, «губернские» дома XVIII века, Летний сад, Петровский парк, Госпитальный сад и Екатерининский сквер, Итальянский пруд…  Кронштадтский футшток (от «нулевого» уровня которого измеряются уровни воды в морях и океанах) с Павильоном мареографа на Обводном канале, памятник Котлу (брошенному убегающими шведами котлу, от которого, по легенде, произошло название острова Котлин)… Памятники Петру I (в Петровском парке и в форте Кроншлот-«Державному основателю»), адмиралам С.О. Макарову, Ф.Ф. Беллинсгаузену и Ф.Ф. Ушакову, Морякам-подводникам, С.М. Кирову, И.К. Айвазовскому…                Мы многое успели здесь посмотреть после знакомства с Морским собором.
В 1990 году исторический центр Кронштадта вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»).  С 1996 года Кронштадт стал открытым городом, и он ждет любознательных гостей и туристов.

Юрий Жданов      19.10.2018


Рецензии