Солдат и сурок

(Сказка пустыни Гоби)

Над пустыней Гоби поднялось солнце, но пока ещё не было жарко. С бархана на бархан перебирался отряд цириков*. Идти было нетрудно. Солдаты шли скоро. песен не пели, берегли силы.
Вдруг командир отряда, взглянув на солнце, сказал:
— Аму, песчаная буря, надвигается,
Солдаты не поверили, засмеялись: небо чистое, ни облачка, а тут Аму.
Командир не унимается:
— Аму! Быстрее!
Поспешили солдаты за своим командиром, но забыли про одного, который прилёг под барханом да и задремал.
Проснувшись, он увидел, что один остался, а отряд ушёл уже далеко. С детства помнил Надам, что одному в пустыне не выжить. И отец, и дед его, что были табунщиками, говорили: «Запомни, если остаешься в Гоби один, пропадёшь. Пустыня всегда сильнее человека».
Надам кивал им, но не верил. И вот теперь он остался совсем один.
Откуда ни возьмись, поднялся ветер, и через пять минут ничего не стало видно: один песок —  глаз открыть нельзя. Повалился Надам на песок, подумал: «Смерть пришла». И тут почувствовал под рукой нос сурка. То что это сурок, солдат понял сразу, но он никак не ожидал, что зверёк заговорит человеческим голосом:
— Здравствуй, Надам!
— Как тебя зовут? — спросил цирик, стараясь перекричать шум ветра.
— Об этом потом. А сейчас прошу за мной!
Послушался Надам сурка, пополз за ним, опустив голову, и провалился в яму. Открыл глаза — сухо, тепло, факел горит.
— Пить хочу, — проговорил он.
Откуда ни возьмись появилась пиала с водой. Попил немного Надам, пиала пропала.
— Где я? — спросил он.
— У меня в гостях, — ответил сурок.
— А ты кто? — спросил цирик.
— Я старейшина всего сурчиного рода. Курултай** у нас.
— А зачем ты меня спас?
— Сурки  помнят добро. Твои дед и отец нам никогда плохого не делали, силки понапрасну не ставили. Вот поэтому я и отплатил тебе добром за их добро.
Удивился Надам:
— А они мне ничего не рассказывали.
— Так это был секрет. Я хоть и сурок, но немного волшебник.
— И что же, я тоже ничего никому не смогу рассказать? — спросил Надам.
— Теперь сможешь. Времена изменились.
— Все будут улыбаться и говорить, что я родился в рубашке, оправдал своё имя. Ведь Надам — значит «праздник» или «приносящий удачу».
— Вижу я, что буря стихла, и тебе пора выбираться на волю, — сказал сурок. —  Рукой по глазам проведи и очутишься наверху. Счастья тебе, Надам-цирик!
— Как я могу тебя отблагодарить? — спросил солдат.
— Возьми один тугрик, закопай его в песок. Это и будет твоя благодарность. И постарайся никогда не наступать сурку на хвост. Мы этого не любим.
— Ладно, — пообещал Надам, — не буду.
И он сделал всё так, как сказал ему сурок. Только солдат никогда и никому об этой истории не рассказывал. Как вы думаете, почему?

Декабрь 2017 года.

*Цирик — солдат.
**Курултай  — съезд.


Рецензии
Вот и пригодилось добро от отца и
деда для внука. В этом и смысл
сказки.

Тамара Ивановна Киселева   20.10.2018 06:46     Заявить о нарушении