Невидимые герои фильма Ирония судьбы или с легким
Многие поэты, чьи стихи и песни звучали в фильме, были запрещены.
Многие считают, что песню «Я спросил у ясеня…» сочинил кто-то из бардов или даже сам режиссер Эльдар Рязанов. На самом деле красивые строки принадлежат перу поэта Владимира Киршона. Уроженец Нальчика в 1930-е годы был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Писал пьесы про социалистическое строительство и торжество коммунизма во всем мире, которые с успехом шли на больших сценах.
Во многие пьесы Киршон включал стихи. В середине 1930-х он сочинил комедию «День рождения», музыку для которой написал композитор Тихон Хренников. Одна из песен начиналась так: «Я спросил у ясеня…» Ноты к ней не сохранились, но Хренников позже вспоминал, что его композиция была веселее, чем у Микаэла Таривердиева: «Там это была ироническая песня».
В оригинале стих Владимира Киршона заканчивался строчками:
Я спросил у ангела,
Я спросил у демона,
Я спросил у ясеня...
В фильме ангела и демона убрали, а вместо них повторили про тополь и осень.
Занимая важный пост в РАПП, Владимир Киршон писал доносы и громил литераторов, не желающих воспевать «героику революционных свершений». К ним он относил Михаила Зощенко, Алексея Толстого,Вениамина Каверина, Михаила Пришвина. Приложил руку и к травле Михаила Булгакова.
Письма-доносы драматург отправлял прямиком Сталину, заодно выспрашивая, насколько «правильны» его собственные пьесы. На встрече Иосифа Виссарионовича с писателями Владимир Михайлович подбежал к нему со словами: «Я слышал, вы вчера были на моей пьесе «Хлеб» во МХАТе. Мне очень важно ваше мнение». - «Вчера? - удивился вождь. - Не помню! В 13 лет посмотрел «Коварство и любовь» Шиллера - помню. А ваш «Хлеб» не помню».
28 марта 1937 года был арестован покровитель Киршона - нарком внутренних дел, а затем нарком связи СССР Генрих Ягода. Цепочка арестов тех, кто был связан с главным чекистом страны, дотянулась до поэта-чиновника.
Тот снова кинулся к Сталину - с просьбой не изгонять из партии. Но его обвиняли не просто в связях с Ягодой, но и в троцкистском заговоре, и 28 июля 1938 года 35-летнего Киршона расстреляли.
В 1956-м он был реабилитирован посмертно. Через год вышел сборник его пьес, по ним ставили спектакли. Песню про ясень запомнил молодой Эльдар Рязанов. Он долго искал, как ее использовать, и наконец, она подошла по настроению к «Иронии судьбы», где ее исполнил Сергей Никитин.
С любимыми не расставайтесь
Стихотворение, в котором есть эти слова, называется «Баллада о прокуренном вагоне». Под него Женя Лукашин - Андрей Мягков возвращается из Ленинграда по завьюженной Москве на свою 3-ю улицу Строителей. Если вслушаться в звучащие фоном строки - пробирает мороз по коже.
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли…
Автор «Баллады…» - поэт и переводчик Александр Кочетков. Почему он описал весь этот ужас, рассказала жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева.
Летом 1932 года супруги отдыхали у родственников в Ставрополе. Александр должен был уехать раньше. Билет купили до станции Кавказской, где пересаживались на поезд Сочи - Москва.
- Расставаться было трудно, и мы оттягивали, как могли. Накануне отъезда решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд... Нас спасла любовь, - вспоминала Нина Григорьевна.
Когда Кочетков прибыл в столицу, он узнал, что три дня назад на станции Москва-Товарная произошло крушение поезда. Много людей погибло. Друзья, знавшие, что в это время Саша должен был возвращаться в столицу, и предположить не могли, что увидят его живым и здоровым. В первом же письме, которое получила Нина от мужа, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».
Александр Сергеевич Кочетков умер в 1953 году, не дождавшись выхода сборника своей лирики: он был издан в 1985-м. Его самое известное стихотворение долгое время не печаталось и передавалось из уст в уста. Многие считали, что оно написано на фронте.
«Благословляю вас на все четыре стороны», - поет героиня Барбары Брыльской голосом малоизвестной тогда еще Аллы Пугачевой. Написан романс на слова Марины Цветаевой. Поэт - Марина Ивановна терпеть не могла слово «поэтесса» - посвятила его любимому человеку. И это был не муж или какой-то другой мужчина, а женщина - Софья Парнок.
Они познакомились в 1914-м в одном из литературных салонов. Марина была замужем, но не устояла перед обаянием Сони - бесконечно женственной, по-мальчишески ребячливой и неприступной.
Цветаева адресует Парнок цикл стихов «Подруга». В него вошло и знаменитое «Под лаской плюшевого пледа». Оно тоже звучит: в фильме «Жестокий романс» голосом Валентины Пономаревой его исполняет главная героиня. Музыку к нему написал композитор Андрей Петров.
Софья ПАРНОК и Марина ЦВЕТАЕВА были близки два года
Отношения с Соней Цветаева называла «первой катастрофой в своей жизни». В 1921-м, уже после расставания, она напишет: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!»
Муж Марины Сергей Эфрон не стал мешать ее увлечению. С глаз долой ушел на фронт.
Спустя год страсть между Мариной и Соней начала угасать. Цветаева признавалась: «Твоя душа мне стала поперек». А потом, застав подругу в объятиях чужой женщины: «У той на постели уже сидела другая - очень большая, толстая, черная», молча ушла. Все было кончено. В 1933-м на известие о смерти Парнок Марина отреагировала сухо: «Ну и что, что она умерла? Не обязательно умирать, чтобы умереть».
«Мне нравится, что вы больны не мной» - это тоже строки Марины Цветаевой. Написанное в 1915 году стихотворение поэт посвятила второму супругу своей сестры Анастасии Цветаевой - Маврикию Минцу.
- Мне было 20 лет, я рассталась со своим первым мужем, - рассказывала Анастасия Ивановна. - На руках - двухлетний сын Андрюша. Маврикий Александрович впервые переступил порог моего дома (выполнял просьбу друга), мы проговорили целый день. Он сделал мне предложение.
Вскоре Маврикий Александрович познакомился и с Мариной. И был впечатлен. 22-летняя девушка оказалась необыкновенно привлекательной. Маврикий Александрович не на шутку увлекся. Пошли слухи. Знакомые делали ставки, на ком Минц остановит выбор. Наконец Марина написала знаменитое «Мне нравится…», поставив точку в бессмысленном соперничестве. Впрочем, брак Анастасии и Маврикия продлился всего два года. Минц скончался 24 мая 1917 года от приступа острого аппендицита, а его вдова больше не вышла замуж.
В 1962-м поэт Михаил Львовский и композитор Микаэл Таривердиев написали песню для пьесы «Друг детства». «На Тихорецкую состав отправится» - называлась она.
В фильме песню «На Тихорецкую состав отправится» залихватски исполняет Надя с подружками. На самом деле её спела Алла ПУГАЧЁВА
- Сюжет пьесы в том, что одного мальчика берут в армию, он очень плохо служит, потому что интеллигентный, щупленький, но своей бывшей однокласснице, которую в школе звали «Царица Ирина» и в которую он влюблен, врет про свои похождения в армии. А в него влюблена подруга Царицы Ирины. Это она поет: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется - перрон останется…» Станция Тихорецкая, сейчас город Тихорецк, находится в часе езды от моего родного города Краснодара, с которым я связываю все, что пишу, - представлял историю создания песни сам Львовский.
Кроме ставшего народным «Вагончика», Михаил ЛЬВОВСКИЙ написал сценарии фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.», мультика «Опять двойка», а также песни для картины «Васёк Трубачёв и его товарищи».
«Арией московского гостя» Лукашин называет в фильме шуточную песню «Если у вас нету тети». Стихи Александра Аронова Таривердиев положил на музыку. Кстати, в первые годы после выхода киноленты в титрах фамилии Аронова не было: Рязанов искренне считал, что слова народные.
Юрист Лев Симкин, знакомый с авторами «…тети», рассказывал, что, когда перед самым Новым годом (видимо, 1976-м) Александру Аронову позвонила ассистент Рязанова и попросила разрешения на использование в новой картине его стихотворения, тот слегка опешил. И еще больше удивился, получив почтовый перевод из киностудии на 80 рублей.
- «Иронию судьбы» еще не показывали, но сюжет ее был известен. Помню, его оценивали как дурацкий (как это можно перепутать московскую и ленинградскую квартиры?), - вспоминал Симкин.
В 80-е Татьяна и Сергей Никитины неохотно исполняли песню на концертах, считая пустяковой. Сам поэт тоже не воспринимал ее всерьез. Но большинство людей узнало и запомнило тонкого, мудрого, все понимающего Аронова, автора знаменитого «Остановиться, оглянуться», именно по «...тете».
Одно из своих самых известных стихотворений ««По улице моей который год…», тоже положенное на музыку Таривердиевым, в 1959-м написала Белла Ахмадулина. Тогда ей было всего 22 года, но мы слышим очень взрослые, выстраданные строки о быстротечности времени, уходящих друзьях, расставании и надежде.
В 1959-м брак Беллы с первым мужем, поэтом Евгением Евтушенко (его «Со мною что-то происходит» тоже звучит в «Иронии…»), уже разрушен. Несмотря на расставание, они вместе выступают против начавшейся травли Бориса Пастернака - не об этом ли: «К предательству таинственная страсть»…? Обоих исключают из Литинститута. В писательской среде начинается разлад.
В конце 70-х - начале 80-х Беллу Ахмадулину не печатали. Но каждый Новый год, точно любимая пластинка, с телеэкранов звучали под гитару эти строчки:
По улице моей который год
звучат шаги -
мои друзья уходят…
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным…
Дай стать на цыпочки
в твоем лесу,
на том конце
замедленного жеста…
Несколько ремарок.
Во времена, когда снималась «Ирония судьбы», многие из поэтов, чьи стихи звучат в картине, были полуразрешены. И когда вышел фильм с романсами на слова Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Владимира Киршона, имя которого и вовсе было предано забвению, это стало неожиданностью.
Бард Сергей Никитин объяснял отсутствие фамилий исполнителей песен в титрах так: авторам фильма хотелось, чтобы все думали, что актер поет сам.
Алла Пугачева, когда у нее спросили, как ей работалось на записи песен с Сергеем Никитиным, отвечала:
- Да не помню я его, приходил какой-то гитарист…
Саму Аллу Борисовну Эльдар Рязанов называл «никому не известной певичкой, которая шастала по каким-то гастролям»:
- Из Орла - в Липецк, из Липецка - в Брянск, из Брянска - вообще в Харьков и т.д., - говорил мэтр. - И она между гастролями заезжала к нам, я помню, простуженная и замечательно пела. И Микаэл Таривердиев с ней работал, а я ей объяснял (она не читала сценарий), что там нужно и т.д. и т.п. Работала бесподобно.
Свидетельство о публикации №218101900425
Михаил Бортников 21.11.2018 21:19 Заявить о нарушении