101. третьяковская галерея архип куинджи

101.ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ  «АРХИП  КУИНДЖИ»
   18 октября  2018 года  11 инвалидов и 3 коляски едем в Инженерный  корпус Государственной  Третьяковской галереи  в  Лаврушинском переулке. Там с 6 октября 2018 г. в залах на  втором  и  третьем этажах  представлены работы одного из ярчайших отечественных художников второй  половины Х1Х – начала ХХ века, непревзойденного мастера пейзажной живописи А.И. Куинджи.  Выставка приурочена к 175  юбилею со дня  рождения. Эта дата условная, точно  не  исвестен  даже год.   
   Выставка «Архипа  Куинджи» состоит  из четырёх разделов: «Притяжение  земли», «Тайна ночи»,  «В просторах вечности»,  «Опережая  время».
    В разделе  «Притяжение  земли» собраны  картины с видом Валаама и среднерусской полосы, которые свидетельствуют о  непревзойдённом мастерстве Куинджи, «художника света», в создании иллюзии  природного освещения. Он стремился воплотить первозданную красоту  природы, выразить  её  внутреннюю  сущность и вселенскую мощь. Особенно понравилась  картина «Берёзовая роща». Световые  эффекты, цветовые  контрасты, необычные  технические приёмы стали новым словом в пейзажной живописи.
   В разделе  «Тайна  ночи»  представлены  пейзажные  виды при закатном, сумеречном и ночном освещении. Самой знаменитой  является картина  «Лунная  ночь  на  Днепре». Мастерство художника погружает нас в созерцание природы тёплой  южной ночью, когда  весь  мир преображён лунным   сиянием.
  В разделе «В просторах вечности» представлены пейзажи степных равнин, горных вершин и морского побережья – природные  виды предстают как бескрайние панорамы.
  В последнем разделе экспозиции  «Опережая  время» представлены картины,  которые  отражают  эксперименты Куинджи, «истинного  гения-изобретателя», с  задачами и возможностями  живописи.
  Выставка производит  огромное впечатление. Мы познакомились с уникальным романтическим пейзажем, который, хотя и основан на реалистическом восприятии мира, преображен авторским видением художника и его творческой индивидуальностью.  Он  новатор в области пейзажной живописи. В своих произведениях он часто экспериментировал со светом, цветом и красящими пигментами, постоянно находясь в творческих поисках.
   В экспозицию выставки вошло около 180 картин из фондов Третьяковской галереи, Русского музея и ряда региональных музейных  коллекций – изумительная возможность прикоснуться к феномену творчества этого великого колориста, новатора и экспериментатора. Особый акцент  сделан на этюдах художника – ведь именно во время работы над ними происходили творческие поиски и эксперименты этого замечательного пейзажиста.
   Архип Иванович Куинджи (1842;1910) – провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования потешались столичные снобы, – довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста. Его новаторство проявилось в неустанных поисках и опытах со светом, с цветом, красящим пигментом: художник осознанно использовал в своем творчестве новейшие открытия в физике и химии.
Опыты Куинджи привлекают внимание искусствоведов по сей день: перед началом выставки его картины  исследовали эксперты. Один из акцентов – на мастерское изображение лунного света, которое на ночных пейзажах Куинджи выглядит прямо-таки неоновым сиянием. Этот «фирменный» лунный свет вызвал потрясение у современников художника.
   Картину «Украинская ночь» Архип Куинджи представил на V выставке передвижников, которая прошла в 1876 году в залах Академии наук. У картины собирались толпы восхищенных зрителей. Как писал знаменитый критик Владимир Стасов, «...Если бы он [Куинджи] написал только свой „Вид Финляндии“, „Забытую деревню“, „Степь“, „Чумацкий тракт“, – он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, Куинджи «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». «В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского» – писали газеты.
   Проведя анализ  около двух десятков картин, специалисты Третьяковки пришли к выводу, что никакими специальными красками Куинджи не пользовался, и дружба со знаменитым автором одноименной таблицы химических элементов Дмитрием Менделеевым – это только дружба. «С точки зрения анализа материалов, которые он применял, они достаточно традиционные, они не выходят за рамки той практики, которая была в его время. Основным даром, которым он был наделен, было его колористическое зрение», – уверен заведующий отделом комплексных исследований Третьяковской галереи Юлиан Халтурин.
   «Если бы Архип Куинджи жил в наши времена, его, наверняка, приглашали бы вести мотивационные семинары и читать лекции на тему „Как сделать себя самому“. Рано осиротевший сын сапожника, он приехал в Петербург с пустыми карманами и стал к 40 годам миллионером...»
После своей последней прижизненной выставки в 1882 году – той самой, на которой великий князем Константин Романов купил картину «Лунная ночь на Днепре», Архип Куинджи удалился от общества. Шумиха вокруг его необычных картин утомила художника; тем не менее, в последующие два десятилетия он постоянно работал в своей мастерской, оставив огромное наследие – более 500 живописных и около 400 графических и этюдных работ. В них прослеживаются новые эксперименты мастера с красками, пигментами, цветовыми решениями. В 1901 году Куинджи провел камерную выставку 4 своих картин для близкого круга друзей, а после продолжил затворнический образ жизни в кругу семьи и учеников.
   Как писал о своем друге Илья Репин, «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Выставка «Архип Куинджи» в Третьяковской галерее будет работать  по 17 февраля 2019 года.  Советуем  посетить  выставку. В настоящее  время  на  входе   стоит  большая очередь, но время ещё есть.


Рецензии