Якопо Каруччи по прозвищу да Понтормо 1494-1557

   Понтормо.Юноша с алебардой, 1530.Собрание Стилмена, Нью-Йорк

     Якопо Каруччи по прозвищу да Понтормо (1494–1557)- итальянский живописец и рисовальщик, представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма.
             Понтормо относится к числу тех итальянских мастеров 16 века, которые как бы стояли на грани двух эпох. Творчество Якопо Понтормо оказало воздействие на многих живописцев, в частности таких, как Бронзино, Россо и Лапполи. Являясь одним из основоположников маньеризма, Понтормо, однако, противостоит другим маньеристам, выступая в лучших своих произведениях как смелый искатель новых путей, своеобразно преломивший в своем искусстве реалистические и гуманистические традиции Высокого Возрождения.
              Собственно, Якопо Карруччи (Carrucci). Родился в местечке Понтормо, близ Эмполи, сын ученика Гирландайо, живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи. Учился у Пьеро ди Козимо, Мариотто Альбертинелли, испытал влияние Андреа дель Сарто, Микеланджело, Альбрехта Дюрера.             

          Понтормо (1494–1557) среди молодых флорентийских художников Высокого Возрождения считался едва ли не самым одаренным. Признание — и, соответственно, заказы — он начал получать довольно рано. Когда ему было едва за двадцать, Понтормо, в частности, создал замечательную по гармоничности и мастерству стенную роспись «Вертумн и Помона» (1519–1521).

           Понтормо — ученик Андреа дель Сарто, однако дель Сарто более «классичен»: зрелый Понтормо работал в манере куда более напряженно-страстной, и в этом смысле умиротворенная тональность фрески «Вертумн и Помона» остается несколько «в стороне» от избранного молодым художником пути.

             Эволюция Понтормо как живописца обычно представляется в виде перехода от Высокого Возрождения к маньеризму. Принятая в академическом искусствоведении, эта категория довольно-таки условна — это уже не Высокое Возрождение, но еще не барокко.

              Так или иначе, Понтормо — большой и своеобразный мастер, и многие его работы удивительны смелостью решений. Таков, например, «Портрет Козимо Медичи-старшего» (1530-е). Удивительный эффект создает здесь пылающий и тревожный красный цвет. Понтормо весьма обдуманно пользовался «открытым» красным — мы можем это видеть на примере его знаменитой картины «Мальчик с алебардой».


              Жанры, в которых работал Понтормо, — многофигурные композиции (картоны и фрески) и портрет — определены эпохой: флорентийский художник середины XVI века писал то, что ему заказывали. Впрочем, в пределах избранной тематики Понтормо, как правило, чувствовал себя достаточно раскованно. Поэтому здесь мы находим работы на традиционные сюжеты, где художник, тем не менее, далек от канона и решает свои, собственно художественные задачи.


         Последние одиннадцать лет жизни Понтормо посвятил созданию фресок в капелле Сан-Лоренцо. Фрески эти не имели успеха у современников, а в XVIII веке вообще были сбиты.

           Вазари подчеркивает «странности» Понтормо — его замкнутость, необщительность.

        В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Будучи от рождения человеком меланхоличным, нелюдимым и неуживчивым, он превратил свое жилище в подобие убежища отшельника: оборудовав чердак, он проводил там целые дни, убрав лестницу, чтобы никто его не тревожил. Беспокойные политические события, происходившие во Флоренции в первой трети XVI в., не смогли вынудить Якопо покинуть свой город.

        Ипполитов показывает, что Понтормо избегал обязанностей «светского» человека, предпочитая узкий круг друзей и учеников. Его невротический и замкнутый характер выразился в дневнике, где художник с почти навязчивой одержимостью описывал детали своей повседневной жизни. Учеником и последователем Якопо Понтормо был Анджело Бронзино.


     Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици). Облик основателя правящей династии, установившего в 1434 году единоличное правление во Флоренции, был, видимо, известен Понтормо по изображениям на медалях; тем более поразительна сила экспрессии этого профильного портрета, подчеркнутая красными тонами одеяния. Острая выразительность, внутренняя напряженность отличает и другие портреты кисти Понтормо.

       В алтарной картине «Положение во гроб» (1526—1527, Флоренция, церковь Санта Феличита, Капелла Каппони) господствует то утонченное произвольное начало, которое современники обозначали термином «манера», а в наши дни воспринимают как своеобразный манифест маньеризма.

      Группа близких, поддерживающих тело Христа, превращенная в единое целое переплетением змеевидных линий, как бы парит на темном фоне; написанные очень светлыми красками, почти без теней фигуры кажутся почти бестелесными, лишенными земной тяжести и живого тепла. В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера».


Понтормо.Юноша с алебардой, 1530.

    Это один из самых привлекательных и загадочных портретов всего флорентийского чинквеченто. В авторстве Понтормо нет никаких сомнений, но в идентификации изображенного до сих пор согласия нет. Сначала он был портретом неизвестного, потом его определили как портрет восемнадцатилетнего Козимо I Медичи, изображенного после победы в битве при Монтемурло, случившейся в 1537 году. В этой битве войска Медичи разбили флорентийских сторонников республики, пытавшихся при поддержке французов вернуть себе власть, и это было боевым крещением юного герцога.


Рецензии