Портреты венгерских кальвинистов

ПОРТРЕТЫ ВЕНГЕРСКИХ КАЛЬВИНИСТОВ
Андрей Штерн

Альберт Мольнар (1574-1634) - венгерский реформатский богослов, философ, филолог и поэт, первый переводчик Псалмов, "Наставления" Ж.Кальвина (вышло на венгерском по заказу Габора Бетлена во Франкфурте в 1624 г.) и Гейдельбергского катехизиса на венгерский язык (Reid W.S. John Calvin: His Influence in the Western World. Grand Rapids,1982. P.167-168). Родом секей, большую часть жизни прожил в Германии. Родился в обедневшей семье в Сенце (ныне Словакия). Учебу начал на родине в 1584 г., затем обучался в Дьере, Генце (где познакомился с Г.Кароли) и в 1588-1590 гг. в Дебрецене у И.Чорбы. В 1590 г. стал наставником в Кашше (ныне Кошице), затем выехал в Германию, где посетил Виттенберг и в 1591-1592 гг. доучивался в Дрездене, Гейдельберге и, наконец, в Страсбурге в Коллегии Вильгельма (впоследствии с переходом Страсбурга к лютеранству был изгнан как кальвинист). Летом 1596 г. посетил Женеву и Т. де Беза. В 1597-1599 г. учился в Казимириануме в Нойштадте.  В октябре 1599 г. Мольнар вернулся на родину и некоторое время ездил по Верхней Венгрии в поисках поддержки протестантской знати. В 1600-1601 гг. вернулся в Германию, посетив Гейдельберг, Шпайер,  Франкфурт и академию в Херборне, где получил сертификат от И.Пискатора, затем был наставником в Амберге. В январе 1602 г. на стажировке в университете Альтдорфа начал работу над латинско-венгерским словарем, посвященным и в 1604 г. подаренным в Праге императору Рудольфу II (эта работа вместе с венгерской грамматикой была крупнейшим вкладом в стандартизацию венгерского языка и орфографии; на ее презентации при дворе Мольнар познакомился с И.Кеплером). В Германии он был под покровительством двух протестантских монархов - курфюрста Фридриха IV и ландграфа Морица Гессенского (первый в 1606 г. дал ему грант в Гейдельберге, а второй в 1607-1611 - в Марбурге). Кроме указанных переводов в этот период Мольнар выпустил т.н. Библию Ханау (1608) и переводил также проповеди А. Скултета (Vinsze H.O. The Politics of Translation and Transmission: Basilikon Doron in Hungarian Political Thought. Cambridge,2012. P.122). После посещения синода Ковашкут на родине (1612) некоторое время руководил типографией в Оппенхейме, но в 1613 г. уже с семьей выехал в Западную Венгрию (ныне Австрия), где служил пастором в Штадтлайнинге и Рогонце (Рехнице). Был приглашен преподавать в колледж Дюлафехервар (ныне Альба-Юлия), однако вскоре вернулся в Германию в составе дипломатической миссии Габора Бетлена при Евангелической унии. В 1615-1618 гг. жил при дворе курфюрста в Гейдельберге, преподавал в гимназии, затем был наставником сыновей Фридриха V Пфальцского. В начале Тридцатилетней войны при разорении города войсками графа Тилли был арестован и подвергнут пыткам, после освобождения жил в Ханау. После поездки в Нидерланды в 1624 г. по приглашению Бетлена вернулся на родину в Кашшу, с 1629 г. жил в Коложваре. Из-за потери расположения короля Дьердя I Ракоци в последние годы жил в Трансильвании  в бедности и в январе 1634 г. умер от чумы.  Неоднократно отвергал предложения вернуться в католицизм даже с обещанием академической карьеры в Вене. Оказал заметное влияние на венгерскую литературу и поэзию. Соч.: Napl; ;s m;s ;r;sok (Дневник и заметки). Bucharest,1984. О нем: D;zsi L. Szenczi Moln;r Albert. Budapest,1897; V;s;rhelyi J. Szenczi Moln;r Albert ;s a Vizsolyi Biblia ;j kiad;sai. Budapest, 2006. Более доступная новая работа Дж. Васархельи о Мольнаре вошла в сборник:  A Divided Hungary in Europe. Cambridge 2016 1:121-145 

Янош Апацаи Чере (1625-1659) - венгерский реформатский богослов, философ, просветитель и педагог, ученый-энциклопедист, лидер богословской школы в Трансильвании. Родился возле Коложвара в семье обедневшего дворянина. Обучался в гимназии Коложвара при ректоре Андраше Порчалми и колледже Дюлафехервара под ректором И.Г.Бистерфельдом, где познакомился с трудами И.Альстеда. С июля 1648 г.  учился в Нидерландах в университетах Франекера, Лейдена, Утрехта и Хардервейка, где стал преподавать и в 1651 г. получил докторскую степень за диссертацию "О природе падения человека". Во время учебы  интенсивно изучал духовную жизнь Нидерландов, взгляды пуритан (особенно Уильяма Эймса), рамизм и философию Декарта, посетил Английскую Республику, Францию и Бельгию, а также начал работу над своим главным трудом - первой венгерской энциклопедией, посвященной богословию, философии и естествознанию, которые он был намерен систематизировать на родном языке. I часть этого труда трактовала философию по Декарту, II и III были написаны с позиций рамизма и технометрии Эймса, IV была посвящена арифметике, V - геометрии по Рамусу, VI - коперниканской астрономии.  Вернувшись по приглашению епископа Дьердя Цулая на родину летом 1653 г., преподавал в Дюлафехерваре (где колледжем руководил Дьердь II Ракоци), где возглавил кафедру поэтики и классических языков, а также напечатал часть энциклопедии. В 1654 г. выпустил первый венгерский учебник логики, которой придавал огромное значение (критическое издание вышло в 1959 г.).  В сентябре 1655 г. после диспута с английским роялистом И.Базирием попал в опалу князя Дьердя II и лишь по ходатайству Жужанны Лоранцфи смог перебраться в колледж в Коложваре. В ноябре 1656 г. во вступительной речи "О необходимости школ и варварском обращении с ними" отстаивал академическую свободу колледжей и гимназий по примеру Англии и Нидерландов. В 1658 г. представил князю Акошу Баркшаю план создания трансильванской протестантской академии, возглавить которую не успел из-за ранней смерти в декабре 1659 г. от рака легких. Главное значение Апацаи как мыслителя состоит в стандартизации гуманитарной терминологии на венгерском языке; неоценимы также его заслуги в сфере организации и методологии образования, имеющие как церковное, так и общеевропейское значение.  На родном языке мыслителю посвящено огромное количество литературы. К новому введению см.: Bozzay R. The Influence of Dutch Universities on the Education of 17 c. Hungarian Intellectuals // A Divided Hungary in Europe: Exchanges, Networks and Representations, 1541-1699, V.1. Cambridge,2015. P.81-100. Подборку работ см.: http://mek.oszk.hu/05600/05651/html/ 
"Теория меркантилизма впервые появилась в венгерской литературе по экономике в работах Яноша Апацаи Цере, оказавшего самое значительное влияние на венгерскую культуру XVII в. Тот факт, что он учился в Нидерландах, вероятно, повлиял на его работы.  Именно в его работах по городскому управлению было представлено планирование, которое стало важным в экономической политике камерализма; позже на этой основе были развиты концепции планирования и на селе.  Апацаи обратил особое внимание на тот факт, что многие дворяне были вдали от родины, и это было крайне невыгодно стране, ибо они вывозили из нее деньги. Чтобы избежать растраты средств молодыми венграми, обучающимися за границей, он предложил создание Академии с несколькими факультетами, куда иностранные профессора могли быть приглашены для преподавания. Это было аналогично расселению иностранных ремесленников, которые также способствовали возрождению страны и экономической жизни.
 Апацаи, который может считаться представителем пуританства, оказался непоследовательным в распространении его принципов на духовенство. Хотя он признал важность пресвитеров для духовной жизни общин, он считал, что нет никакого способа возглавлять церкви помимо государства и высшей церковной власти. Тем не менее его мнение, что бюджетные расходы должны быть умеренными, а налоги - низкими, но регулярно собираемыми, было близко к взглядам Кальвина и Липсиуса. Как и Кальвин, Апацаи напоминал об опасностях демократии или аристократического руководства, где управление ведется группой людей, а также об опасности, которая присутствует в другом главном типе руководства, монархии, где монарх может превратиться в тирана. Однако, в отличие от Кальвина, Апацаи не высказал своего мнения, благоприятнее ли единоличная власть или групповая. О кредитовании Апацаи считал, что нет оснований для выплаты процентов; таким образом, подход Кальвина в его работах не обнаруживается,  однако взгляды Кальвина, выраженные столетием ранее, стали широко распространены в Нидерландах, а оттуда были восприняты в Британии" (Дьердь Ковач).

Иштван Бернат (1854-1942) - венгерский экономист и государственный деятель, лидер аграрного, ремесленного и кооперативного движения в Венгрии. Происходил из старой реформатской семьи фармацевтов и всю жизнь активно участвовал в жизни Реформатской Церкви. Родился в Римашомбате (ныне Римавска-Собота в Словакии), закончил гимназию в Пожони (Братиславе), затем Венский и Будапештский университеты как юрист. Некоторое время находился на госслужбе в родном городе, в 1877 г. получил в Будапеште докторскую степень по юриспруденции. В 1877-1888 гг. служил в Министерстве сельского хозяйства, в составе министерской комиссии в 1884-1885 гг. совершил длительную поездку в Западную Европу и Америку. В 1888 году он перешел в Министерство религии и народного образования, где отвечал за координацию надзора над промышленной школой. С 1889 г. включился в кооперативное движение, в 1891 г. вошел в Венгерское кооперативное товарищество (с 1896 г. вошел в круг его соучредителей) и, покинув свой пост в министерстве, посвятил дальнейшую работу кооперации. В 1894 г. вошел в совет директоров Кредитного союза венгерских кооператоров, с 1898 г. работал в совете Национального кредитного кооператива.  В 1898 году он был избран в Хангский кооперативный совет, в котором позже был председателем. В 1906-1910 г.  был членом парламентской ассамблеи в родном городе с программой конституционной партии, в 1907 г. провел в парламенте закон о статусе фермеров, а в 1908 г. - закон об эмиграции. С 1919 по 1925 год первый общественный адвокат по сельскохозяйственной политике в Будапештском университете, в 1919-1921 гг. первый декан экономического факультета. В 1925-1927 гг. был вице-президентом Национального банка Венгрии, в 1927-1932 - членом Национальной сельскохозяйственной палаты. Один из лидеров венгерской аграрной печати и публицистики. С 1889 по 1891 г. он отредактировал книгу « Svetkez;s », после 1892 года  был внутренним сотрудником аграрной газеты Kozteleк, в 1893-1896 гг. - главным редактором газеты "Венгрия", в 1896-1924 гг. - редактором журнала  «Взгляд венгерских фермеров», а в 1915-1924 гг. выпускал газету венгерской армии. В 1906-1927 г. представитель (членкор) Венгерской Академии наук. В дополнение к своей редакционной работе он регулярно публиковал статьи в столичных газетах. Темы работ - различные вопросы кооперативного движения, сельскохозяйственной политики и аграрной экономики, землевладение и земельные реформы, экспорт зерновых, ценообразование на селе, история аграрной политики, критика социализма и социал-демократии, особенности экономик англоязычных стран и России, избирательное право, трудовые и демографические проблемы, общий кризис демократии после 1922 г. Переводил с английского труды Уолтера Беджета и "Историю кооперации в Англии" Холиока (1875), несмотря на атеистические идеи последнего.  Член Национальной венгерской экономической ассоциации, Венгерского статистического общества, Крестьянского союза Тюрингии (с 1926) и Центра международных исследований в Брюсселе. Как церковный деятель был одним из основателей реформатского церковного округа в Дунамелле, а с 1908 г. до конца жизни - президентом Венгерской реформатской ассоциации и членом Венгерского общества протестантской литературы. В 1906 г. за заслуги перед страной был награжден имперским орденом Франца-Иосифа, позже был пожалован от М.Хорти личным дворянством.  Умер в преклонном возрасте в Будапеште.
"Иштван Бернат рассматривал как проблему то, что идеи о необходимости экономического развития и оценка членов общества на основе их работы всегда выходили за рамки национальной души. Это привело к ограничению требований, и это не помогло поднять венгерскую нацию до уровня развитых европейских стран. Запоздалое экономическое становление в XIX в. было обусловлено внешними причинами как процесс, выходящий за рамки национальной души: эмансипация евреев, развитие железнодорожных линий, работа иностранных предпринимателей и квалифицированных рабочих и связанный с ними приток иностранного капитала за ними. Все это, однако, сосредоточилось в столице, и тем самым страна откатилась назад; это также усилило подвижные слои общества, готовые двигаться в сторону столицы, другие же многое теряли. Кроме того, широко распространились модели потребления при быстро растущем капитале, когда не было внутренних экономических оснований для удовлетворения этого потребления. Бернат указывает на отсутствие основ протестантской морали: слабость деловой этики, усиление роли потребления и слабость внутреннего предпринимательства. Он выражает мнение, что как крупномасштабные промышленные группы, так и более широкие, некапитализующие слои общества не подходят для развития капитализма на протестантской основе; с точки зрения предпочтения государства в отношении капиталистических групп, он выражает свою обеспокоенность тем, что свободная конкуренция на основе либеральных принципов в стране отсутствует. В соответствии с исследованиями Трельча и Гарнака он подчеркивает роль христианской морали и культуры в решении социальных проблем, которые получают первостепенное значение во всех социальных задачах; в его понимании низшие классы могут развиваться только через моральное и культурное обучение. Эта мысль была подчеркнута и в работах Апацаи и Тэседика. Бернат полагает, что церковь должна разъяснять  богатым, что богатство влечет за собой определенные обязательства перед обществом. В то же время, ссылаясь на Адольфа Вагнера, он считает, что помимо индивидуальной социальная роль, связанная с социальной и моральной трансформацией системы налогообложения, также является обязательной" (Дьердь Ковач).    

Йено Себастиен (1884-1950) - венгерский реформатский богослов, автор концепции т.н. исторического кальвинизма. В 1902 г. закончил реформатскую гимназию в Кечкемете, в 1902-1906 гг. учился в Реформатской теологической академии в Будапеште, в 1907-1910 гг. завершил образование в Утрехте, где познакомился как с модернистами, так и классическим нидерландским кальвинизмом и кайперианством и в дальнейшем всю жизнь отстаивал его против либералов, значительно развив в то же время голландско-венгерские церковные отношения. В 1917 г. получил степень доктора философии. С 1910 до 1946 г. преподавал в Реформатской академии Будапешта (ныне Ун-т Кароли Гаспара), в в 1928-1938 гг. был ее директором. Создатель Общества Жана Кальвина (1936) и студенческого движения Soli Deo Gloria, где прочел ряд резонансных лекций. С 1920 г. выпускал еженедельное "Кальвинистское обозрение", с 1934 г. реорганизованное в журнал "Венгерский кальвинизм".  Был отстранен коммунистами от должности, однако жил и работал в Будапеште до кончины. Выдвигал идеи возвращения к основам Реформации, прежде всего к Кальвину, против давления либерализма и рационализма, а также концепцию, согласно которой у венгров-кальвинистов "религиозное самосознание должно расшириться до национально-религиозного", поскольку в XVIII в. именно Реформатская Церковь спасла страну от национального крушения. Считал, что единственный выход из разрушенного состояния Церкви после Первой мировой войны - возродить и обеспечить подлинный дух первоначального кальвинизма во всех областях Церкви, а также в национальной и общественной жизни. С этих позиций утверждал, что подлинно церковная вера не может существовать отдельно от общества и представляет собой цельную национальную духовность, а не религию пиетистского типа, что позволит противостоять современным идеологиям. Идеи Й.Себастиена во многом позволили сохранить венгерский кальвинизм в условиях колониального социализма.
"Себастиен, как и Кайпер, отвергает концепцию суверенитета народа, укорененную во Французской революции и немецкой концепции суверенитета государства. Суверенитет государства не может быть отделен от суверенитетов разных жизненных сфер и различных социальных ролей. По его мнению, коммерческая жизнь, образование и наука имеют свои суверенитеты, которые исходят непосредственно от Бога и, следовательно, они независимы от суверенитета государства. Цель последнего - защита жизни, занятий и собственности граждан с помощью закона, порядка и меча. Государство должно обеспечить свободу граждан для достижения ими достойных условий жизни, труда и достатка, который можно обрести,  соблюдая моральные нормы и правила. Это, однако, не может означать, что государство должно всегда обеспечивать работу для граждан, оказывать им финансовую поддержку и выплачивать большие пособия. Тем не менее, чтобы обеспечить более безопасный и спокойный образ жизни, граждане не должны быть обременены тяжелыми налогами. Эта идея соответствует идеям Кальвина о налогообложении, но эта концепция также присутствует в работах Апацаи.
Себастиен  считал, что везде, где был распространен кальвинизм, возникающая в результате глубокая и преданная религиозная жизнь сопровождалось экономическим процветанием. Однако кальвинизм в Венгрии был не очень сильным и богатым материально, и  не очень сильным с точки зрения религиозной жизни, и поэтому эффект кальвинизма для развития экономики не может быть проиллюстрирован на венгерских примерах. Кроме того, богатые слои венгерского общества не отличались строгой моралью, в частности, в денежных делах. Ранний капитализм можно охарактеризовать пуританским подходом "молись и трудись". Это означало аскетическую жизнь, систематический труд, отказ от всех предметов роскоши и сохранение жизненных расходов на минимально возможном уровне. Здесь накопление капитала может служить двум целям: дать работу другим людям или передать средства благотворительным организациям.  Позднейший эксплуататорский капитализм характеризовался накоплением капиталов, происходящих из неясных источников; это был подход, который рассматривал земное богатство как конечный пункт назначения, и его главной целью было разрушение малых предприятий и эксплуатация рабочих. Принимая мнение Трельча, Себастиен указал, что операторы в капиталистической экономике отказались от принципа аскезы, но сохранили планируемое, регулярное усердие во славу Божию. В результате роста  колонизации, технических достижений и упадка религиозного мышления предпринимательский класс, развившийся в современном капитализме, стал считать добычу денег самоцелью и принял порядок эксплуатации экономических контрагентов в условиях жесткой конкуренции. Мыслитель считал проблемой своей эпохи то, что спад кальвинистской религиозной жизни влечет за собой упадок кальвинистского подхода к трансформации общества. Это мнение было связано с подходом Кальвина к связи между христианством и культурой" (Дьердь Ковач). 

Кароли Бем (1846-1911) - венгерский и немецкий философ, кальвинист по воспитанию. Родился в Банске Быстрице в семье немца-реформата и обедневшей венгерской дворянки, обучался в гимназии в Пожони (Братиславе), где основательно изучил античную литературу и английский язык, а также заинтересовался творчеством Лессинга, Гете, Шиллера и Шекспира. В 1865 г. поступил на философский факультет в Пожони, испытал влияние Гербарта, критицизма Канта, затем Генриха Рихтера, Гегеля и Шопенгауэра. Затем учился в Геттингене, Тюбингене и Берлине, будучи учеником Рудольфа Германа Лотце. К этому периоду относится его замысел создать самобытную венгерскую систему философии на немецкой базе.   В 1870-1873 гг. преподавал в евангелической гимназии в Братиславе, с 1873 г. в реформатской гимназии в Будапеште, с 1883 г. стал ее директором, продвигая реформу гимназического образования немецкого типа. В 1872 г. попытался пройти по конкурсу на кафедру философии в Коложваре. В 1876-1878 гг. печатался на немецком языке в "Философском обозрении" в Лейпциге - ведущем европейском журнале того времени. В 1881 г. основал журнал "Венгерское философское обозрение" и редактировал его четыре года, тогда же выпустил первую работу "Формальный характер сущности" и начал главный 3-томный труд "Человек и его мир", законченный уже в Трансильвании в 1906 г. (том I - "Диалектика и основания философии" (1883), том II - "Жизнь духа" (1896), том III "Учение о ценностях" (1906)). С 1896 г. преподавал философию в университете Коложвара, где получил огромное влияние на трансильванское общество. Создатель философской школы, во многих отношениях сходной с русской мыслью Серебряного века (Бела Танко, Бела Варга, Дьердь Барток).  С 1880-х гг. Бем развивал немецкий идеализм Канта и особенно Фихте, с помощью которого критиковал и рассчитывал облагородить позитивизм Конта ("Критицизм и позитивизм", 1884, "Позитивистская философская система", 1885, "Философская пропедевтика в наших гимназиях", 1889). Занимался проблемами экономики, создав оригинальный взгляд на теорию стоимости ("Задачи и проблемы теории стоимости", Будапешт, 1900). Автор классических в Венгрии  учебников логики (1900) и экспериментальной психологии (1902). В 1910 г. удостоен членства в Венгерской Академии наук (вступительная лекция "Понимание является центральным элементом познания"). Труды собраны посмертно в 1913 г. 

Бела Танко (1876-1946) - венгерский трансильванский философ. Родился в Борбереке возле Дюлафехервара (Алба-Юлии), обучался реформатскому богословию в Коложваре, в 1899-1900 гг. завершил образование в Эдинбургском университете. В 1900-1914 гг. преподавал в   немецкой гимназии Коложвара, в 1914 г. получил степень доктора философии и с того же года преподавал в университете Дебрецена, где в 1936-1937 гг. был ректором. Занимался также церковной историей и юриспруденцией. Ученик Кароли Бема, под руководством которого освоил немецкий идеализм и посвятил учителю ряд работ ("Бем и Кант", 1913, "Педагогическое значение философии Бема", 1913). В 1912 г. получил премию Венгерской Академии наук. Основные работы: "Письма о церковной истории" (Дебрецен, 1907), учебники для гимназий "История религий" и "История Христианской Церкви до Реформации"  (Дебрецен, 1907), "Этический кризис XIX века" (Коложвар, 1912), "Основные проблемы философии" (Дебрецен, 1917), "Вопрос о мировоззрении" (Дебрецен, 1932), "Проблема свободы" (Сегед, 1936), "Метафизическая реформа Канта" (Коложвар, 1943).   
 
Дьердь Барток (1845-1907) - венгерский трансильванский философ и богослов, пастор, епископ Трансильвании в 1899-1907 гг. Родился в Малнаше возле Брашова. Учился в колледже Бетлена в Нагеньениде, затем преподавал классические языки. В 1872-1874 гг. обучался философии в Тюбингене, где написал первую работу "Лессинг как теолог" (1872) и не опубликованный до сих пор трактат "Освобождение философского и религиозного наследия". Осенью 1874 г. вернулся на родину и получил место секретаря трансильванского епископа, а также преподавал религию в гимназии Коложвара. В июне 1876 г. реорганизовал реформатскую школу в родном городе. В апреле 1876 г. стал священником, в 1893 г. избран епископом, но реально встал на это служение лишь 6 лет спустя, с 1900 г. руководил главным реформатским храмом Коложвара. За этот период опубликованы лишь статьи в "Трансильванской реформатской газете" и "Проблема свободы воли" (Коложвар, 1906), все остальные труды вышли посмертно: "Философия нравственных ценностей" (Коложвар - Будапешт, 1911), "Душа Петефи" (Будапешт, 1922), "Сущность и основные проблемы философии" (Будапешт, 1924), "Кант" (1925), "Старая и новая психология" (1927), "Кароли Бем" (Будапешт, 1928), "Этика Канта и мораль германского идеализма" (Будапешт, 1930), "Философское исследование системы" (Будапешт, 1928), "Философское исследование идеи" (Будапешт, 1930), "Философское исследование духа" (Будапешт, 1934), "Цель и пути метафизики" (Будапешт, 1935),  "История моральных учений" (в 2 тт., Сегед, 1935), "История средневековой и новой философии" (Будапешт, 1935), "Философская проблема бытия" (Будапешт, 1936), "Стимуляция, сознание, самосознание" (Будапешт, 1937), "Человек и жизнь" (Будапешт, 1939), "Кьеркегор: венгерский контекст" (1943). 
"По мнению Бартока, подход Иисуса не означает восстановление социальной системы. Евангелие говорит лишь, что через духовное возрождение отдельных людей можно решить социальные проблемы. По сравнению с коллективистским социализмом он подчеркнул индивидуальный подход христианства. Этика Кальвина очевидна в его понятиях  о важности труда и умеренном потреблении. В отличие от досовременного государства современная власть XIX - XX века была обязана защищать закон и порядок, создавать условия для духовного и нравственного развития, и она имеет право вмешиваться в промышленные и коммерческие вопросы. В этих вещах государство может опираться на помощь протестантской Церкви. Поэтому Барток подчеркивает важность государственной власти, подчиненной влиянию религии, для снятия социально-экономической напряженности эпохи. Это мнение похоже на взгляды Кальвина на государство и позицию Кайпера в политике Нидерландов. (Дьердь Ковач)

Шандор Маккаи (1890-1951) - венгерский трансильванский реформатский богослов и писатель, епископ Трансильвании в 1926-1936 гг. Окончил гимназию в Коложваре, там же обучался реформатскому богословию, затем окончил Университет Франца-Иосифа. В 1912 г. получил степень доктора философии. В 1912-1915 г. преподавал религию в гимназии в Коложваре, в 1915-1917 гг. был  священником в Вайдакамарасе, с 1918 г. преподавал богословие в Коложваре и в дальнейшем был избран епископом. Проработав 18 лет в чрезвычайно тяжелых условиях отторжения страны от Венгрии, в 1936 г. был вынужден покинуть свой пост и переехал в Дебрецен, где стал профессором университета. С 1937 г. вел широкую европейскую дискуссию об идентичности секеев, начиная со статьи "Этого не может быть". Умер в Будапеште. В 1997 г. Реформатская Церковь Венгрии учредила премию имени Шандора Маккаи за заслуги в педагогической практике. Первая работа "Введение в педагогику личности" вышла в Коложваре в 1912 г., за ней последовали сборник к 400-летию Реформации, "Важность великих личностей" (1913), "Причины сектантства" (1917), "Руководство по изучению Писания" (1918), "Тайна смерти" (Будапешт,1918), "Жизнь и благо души: философская пропедевтика" (1922), "По благодати и вере: основы реформатской веры" (1923), "Суть и ценность религии" (1923), "Пишите, что вы видели" (1923), "Сознательный кальвинизм" (Будапешт, 1925), "Открывай для себя" (1925), "Религия в жизни человечества" (1925), "Трансильванская кальвинистская церковная литература с 1850 года по настоящее время" (1925), "Сбор урожая" (1926), "Наш путь" (1929), "Наше поклонение" (1929), "Проблемы Трансильванской Реформации" (Будапешт, 1929), "Нет мира" (1932), "Евангелие и человечность: социальное послание Евангелия" (1932), "Евангелие в Церкви" (1934), "Борьба за наследие" (1935), "Миссионерская работа Церкви" (Будапешт, 1938), "Церковная жизнь Венгерской Реформации" (Будапешт,1939), "Будущее Трансильванской Реформатской Церкви" (Дебрецен, 1942), а также при редактуре Ш.Маккаи - "Оставайся со мной: молитвенная книга реформатской христианской семьи" (1923). Важнейшие политические работы вышли в епархии в Коложваре: "Духовное лицо Габора Бетлена" (1929), "Наше наследие" (1931), "Трансильванскими глазами" (1932), "Борьба со статуями" (1933), "Жизнь под вопросом" (1935), "Плачущее слово" (Арад, 1936), позже - "Венгерское образование и литература" (Будапешт, 1937), "Звезды венгров"  (Будапешт, 1937), "С наукой и оружием: план национального образования" (1939), "Вечная Трансильвания" (Будапешт, 1940), "Мы секеи" (Будапешт, 1940), "Вы свободны" (Будапешт, 1943). Последние работы, написанные в тяжелых условиях советской колонизации - "Богословская автобиография" (1944), "Решающие дни" (Дебрецен, 1946), "Здесь и сейчас" (1946), "Руководство к миссии Церкви: письма пасторам и миссионерам" (Будапешт, 1947), "Живая Церковь" (1949), "Учение о личном душепопечительстве" (Будапешт, 1949), "Носите бремена друг друга" (1949).   
 "В работах Шандора Маккаи мы можем видеть подход Трельча к усвоению кальвинизма в современном буржуазном мире. Однако в своей критике экономики, основанной на машине, он указал на отделение от Бога, дистанцирование капитализма от протестантских морально-духовных оснований и на  потребление вместо культуры труда. Его критика сродни обвинению Гарнака в том, что церкви стали агентами буржуазного государства. Подобно другим исследователям этой эпохи, он отверг коллективистский подход к решению социальных проблем, как и бессердечный капитализм ХХ века,   и призвал к сохранению реальности личности,ее ценности и свободы. В Евангелии нет такой вещи, как толпа; оно для личности, и только через нее оно может преобразить мир" (Дьердь Ковач).

Ласло Равас (1882-1975) - венгерский реформатский богослов и церковный деятель, секей, епископ округа Динамелле в 1921-1948. Родился в  Банфихуньяде, в 1896 г. семья переехала в Одорхею-Секуес. Обучался богословию в Коложваре, в 1903-1905 гг. был секретарем Дьердя Бартока, в то время пастора румынской миссии. В 1905 г. прошел стажировку в Берлинском университете и вскоре получил на родине степень доктора философии, с 1907 г. обучался богословию в Шарошпатаке и в академии в Коложваре с перерывом на Первую мировую войну, когда он был капелланом и миссионером в военном госпитале Коложвара.  В 1918 г. был избран главным нотариусом Трансильванской Реформатской Церкви, а также редактором журнала "Реформатское обозрение", позже основал конфессиональный журнал "Путь". В 1921 г. стал епископом и с этого времени жил в Будапеште и служил в храме на площали Кальвина, не оставляя также миссию в Трансильвании. В 1925-1949 гг. член Венгерской Академии наук. В молодости выступал против иудаизма и, будучи по статусу епископа членом парламента, голосовал за первые законы с ограничениями прав евреев, однако в дальнейшем выступил против агрессивной антиеврейской деятельности, а в 1944 г. попытался противостоять физическому уничтожению режимом Салаши венгерских евреев, особенно крещеных. После начала депортации он выпустил несколько епископских протестов против геноцида и  способствовал созданию т.н. Комитета Доброго пастыря, внесшего вклад в спасение части еврейского населения страны.  В 1948 г. вышел в отставку с поста епископа, а в 1953 г. снял с себя пасторский сан и переехал в Леаньфалу возле Сентэндре, где прожил последние 22 года. В октябре 1956 г. был приглашен диссидентским духовенством в Будапешт и восстановлен в епископской должности, а также назначен главой Национального реформатского комитета. 1 ноября 1956 г. Л.Равас выступил с обращением к нации в поддержку освободительной борьбы.   После победы над революцией он служил в своем прежнем храме до Пасхи 1957 г. и организовал движение за церковное возрождение, которое, однако, вскоре было подавлено. Управление государственной безопасности собрало на Л.Раваса компромат, однако ввиду преклонного возраста епископа власти ограничились закрытием прихода и высылкой Раваса из столицы, и в дальнейшем преследованиям он не подвергался.  Умер в Леаньфалу. Наряду с Лайошом Ордасом и Ласло Папу считается ведущим венгерским церковным нонконформистом подсоветского периода. За время своей деятельности сотрудничал почти всеми протестантскими движениями и альянсами страны, был членом многочисленных литературных и культурных организаций, увлекался также орнитологией и написал ряд работ, признанных европейскими университетами. Был женат на дочери епископа Бартока, с которой имел пятерых детей, дочь была женой государственнного деятеля и политического мыслителя Иштвана Бибо.
"Ласло Равас поддерживает некий идеальный либерализм. Кальвинистская концепция взаимосвязи между государством и Церковью присутствует в его исследованиях; роль Церкви в воспитании лидеров государства, также выраженную в его работах, можно увидеть в кальвинистском подходе и у Апацаи. Принцип суверенитета социальных сфер по Кайперу также может быть обнаружен в работах Раваса, и, как и Себастиен, он выступает за капиталистическую систему, свободный экономический порядок, отвергающий злоупотребление доминирующей позицией. Эта точка зрения на капитализм близка критике машины у Берната и Ковача. Равас видел решение в возрождении общества на христианской моральной основе через ответственность отдельного человека. Он призвал реформировать капитализм, опасаясь, что в противном случае государство перейдет к тоталитаризму. Социальный идеал Евангелий противопоставляется идеологиям капитализма и социализма: с этой точки зрения капитал не принадлежит ни индивидууму, ни обществу, он полностью принадлежит Богу. Бог предоставляет Свое владение распорядителям, которые могут быть либо отдельными людьми, либо общиной: это не принципиально. Мы должны быть независимы от материальных активов, поскольку они принадлежат не нам, а Богу. Поэтому человек, которому Бог временно доверяет их, также должен быть независимым. Этот человек может быть спасен только при пуританском подходе: евангельский принцип в том, что жизнь дана нам для труда, а не для удовольствий. Тем не менее человек, у которого еще нет собственности, также должен быть независимым, поскольку у него есть много других вещей, которые более ценны, чем собственность: его бессмертная душа, красота его нравственного мира и целый мир, который содержится в человеческой личности. Как и другие протестантские мыслители, Равас также подчеркивает, что ключ к лучшему функционированию общество - это духовное возрождение людей, находящихся под властью Христа" (Дьердь Ковач) 

Ласло Пап (1908-1983) - один из крупнейших деятелей Реформатской Церкви в Венгрии в ХХ в., богослов и ученый-ветхозаветник, лидер послевоенной реконструкции Церкви. Родился в кальвинистской семье в Сенце, изучал богословие в Дебрецене, Цюрихе и Утрехте, где в 1933 году получил докторскую степень за немецкую диссертацию, посвященную символике еврейского Нового года. С 1935 г. был доцентом в Хайдухадхазе, затем преподавал богословие в Будапеште. С 1938 г. доцент, а в 1939-1969 гг. преподаватель Ветхого Завета в Будапештской Реформатской духовной академии, позже стал ее деканом. С 1944 г. участвовал в качестве сотрудника делегации Международного Красного Креста в Будапеште в службе спасения. В 1945 г. вместе с Л.Равасом начал церковную реорганизацию в изменившихся политических условиях, добившись доверия Всемирной Реформатской федерации и других иностранных партнеров. В 1945-1948 гг. возглавлял Комитет по распределению помощи Церкви.  С 1946 г. пастор, в 1948 г. назначен членом церковного совета, с 1949 г. участвовал в работе по новому переводу Библии. В 1949-1953 гг. коммунистические власти запретили Л.Папу служение, однако после смерти Сталина с разрешения правительства И.Надя он вновь занял лидирующее место в церковной жизни как лидер, вошедший в ряд международных христианских организаций и не потерявший авторитета за рубежом. С 1954 г. главный епархиальный наблюдатель, с 1955 г. избран первым генеральным директором недавно организованного научного учреждения епархии - Коллекции Радай, где приложил огромные усилия к возрождению и реорганизации библиотек и архивов и сделал реформатскую Церковь одним из наиболее уважаемых институтов не только религиозной, но и культурной жизни Будапешта. При этом Л.Пап последовательно сопротивлялся попыткам использовать кальвинизм и особенно венгерское церковное влияние на Западе в интересах коммунистических властей.  Осенью 1956 г. вместе с Л.Равасом и Я.Кардосом возглавил движение за церковное возрождение. Репрессиям он не подвергся, однако 31 января 1957 г. был вынужден подать в отставку с поста декана духовной академии и прекратить руководство изучением богословия в стране, а также покинуть другие должности. Когда в 1958 г. Церковь Нидерландов предложила Л.Папу место преподавателя в Утрехтском университете, власти не дали ему разрешения на выезд из страны. В июле - августе 1958 г. он служил в Будапеште, затем до июля 1963 г. в Мурге, откуда был уволен на пенсию. Умер в Будапеште. Важнейшие работы: Das evangelisch-theologische Schrifttum im Ungarn. Halle,1940; на родном языке: "Изучение Писания: Ветхий Завет" (Будапешт, 1941), "Церковь в мире" (анонимно, Будапешт, 1948), редакция сборника  "История Будапештской реформатской духовной академии 1853-1955". Посмертно в Берне в 1992 г. вышла книга "Самораскрытие 1945-1963, посвященная сложнейшему этапу венгерской церковной истории. В браке с Антальфи Кларой имел пятерых детей, из которых известны реформатский пастор и искусствовед Габор Пап и пропагандист венгерской культуры в Финляндии Ева Пап.


Рецензии