Понтормо. Юноша с алебардой

    Юноша с алебардой.Якопо да Понтормо.( Копейщик.) Около  1530.Музей П. Гетти , Малибу , Калифорния .

Одной из самых интересных работ Понтормо является Юноша с алебардой.

 Вазари:   «Равным образом написал он во время осады Флоренции портрет Франческо Гварди в солдатской одежде — прекраснейшую вещь, а на створке, которой закрывалась эта картина, Бронзино написал Пигмалиона, молящего Венеру о том, чтобы она, вдохнув душу в изваяние, его оживила и даровала ему (как она это сделала согласно басне, сочиненной поэтами) и плоть и кости».

           Это один из самых привлекательных и загадочных портретов всего флорентийского чинквеченто. В авторстве Понтормо нет никаких сомнений, но в идентификации изображенного до сих пор согласия нет. Сначала он был портретом неизвестного, потом его определили как портрет восемнадцатилетнего Козимо I Медичи, изображенного после победы в битве при Монтемурло, случившейся в 1537 году. В этой битве войска Медичи разбили флорентийских сторонников республики, пытавшихся при поддержке французов вернуть себе власть, и это было боевым крещением юного герцога.

        Однако существуют серьезные основания не соглашаться с подобной атрибуцией. Во-первых, изображенный ни капли на Козимо не похож. Во-вторых, картина мало имеет общего с манерой Понтормо около 1540 года, но очень близка к Понтормо около 1530-го, когда герцогу было десять. В-третьих, в портрете нет никакой парадности и никакой триумфальности — вряд ли Козимо захотел бы быть увековеченным после победы при Монтемурло с такими страдальческими глазами. Все эти соображения побудили весьма разумно связать L’Alabardiere с упоминаемым Вазари портретом Франческо Гварди.


Рецензии