учебная программа НВП для школ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОСААФ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ










П Р О Е К Т





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ (ОСНОВЫ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ)»
для учащихся 10-11 классов
средних общеобразовательных
и студентов профессиональных
учебных заведений
Российской Федерации














Симферополь

Рекомендовано совместным приказом от ……… № ………   Министерства образования
и науки Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации
и ДОСААФ Российской Федерации

Программу составил и подготовил – Шевченко Д.Н.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)

Направление деятельности: Обучение учителем (далее – учителем или преподавателем) учеб-ного предмета «Безопасность жизнедеятельности (Основы военной службы)» основам военного дела юношей 10-11 классов, формирование мотивации службы в Вооружённых Силах Россий-ской Федерации (далее – Российской Федерации или РФ), основанное на изучении в средних общеобразовательных учебных заведениях основ военного дела – учебного предмета «Началь-ная военная подготовка», на проведении военно-патриотического воспитания допризывной молодёжи (далее – военно-патриотическое воспитание или военно-патриотическая, воспита-тельная работа и военно-патриотический кружок «Защитник Отечества») в учебных заведени-ях.

Обоснование: Конституция Российской Федерации определяет обязанности граждан по защите территориальной целостности России. Руководствуясь распоряжением Правительства Россий-ской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», разработана для средних общеобразовательных учебных заведений (далее – учебное заведение, уч. заведение или УЗ) данная учебная программа – «Учебная программа «Безопасность жизнедеятельности (Основы военной службы)» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных и сту-дентов профессиональных учебных заведений Российской Федерации» (далее – Учебной про-граммы БЖД (ОВС) для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных и студентов профессиональных учебных заведений Российской Федерации или Программа БЖД (ОВС) или Программа БЖД (ОВС) или программа). Учащихся (обучаемые) 11-х классов, окончивших курс обучения по Программе БЖД (ОВС) – учащиеся сдавшие экзамен по «Безопасность жизнедея-тельности (Основы военной службы)» (далее – БЖД (ОВС) условно соответствуют солдатам мотострелковых (пехотных) подразделений 1-го года службы.

Цели:
1. Расширение кругозора обучаемых в направлениях военной службы, истории России, героического прошлого народов Российского государства. 
2. Подготовка обученных военному делу мобилизационных резервов из граждан России для Вооружённых Сил Российской Федерации. Начальная военная подготовка, Разви-тие нестандартного мышления и интеллекта. Контрпропаганда. Воспитание патриотизма и развитие национального самосознания без нацизма, фашизма или шовинизма. Обуче-ние основам военного дела, с дальнейшей рекомендацией структур образования, в ходе отбора по результатам экзамена БЖД (ОВС) (льготы при поступлении) подготовленных кандидатов для поступления в высшие военные учебные заведения Российской Федера-ции. Направление подготовки – ПОДГОТОВИТЬ будущих солдат к действиях в услови-ях технического превосходства противника, подавления врагом средств связи; ОБУЧИТЬ нестандартно применять Азбуку Морзе (световые, дымовые и др. сигналы).   
3. Обучить владению на начальном уровне оружием (вооружение уровень – «отделе-ние-батальон»), в том числе и устаревшим (состоящим на вооружении Вооружённых Сил Российской Федерации), на случай скоротечности развития военных действий (ве-роломного нападения войск НАТО на РФ), где из-за недостатка времени пополнение во-инских частей людьми призванных военкоматами, в форме «догоняющих» воинские ча-сти маршевых батальонов, вооружаемых с мобилизационных складов.   
  Примечание № 1: Наше будущее будет таким, как мы сегодня воспитаем детей (нравствен-ность, интеллект). Да, существуют в истории и нашей Страны «грязные страницы», но ЭТО НАША ИСТОРИЯ, которую нужно знать и помнить! Её не должны замалчивать! Славными страницами, надо гордиться, а позорные, надо осознать и перевернуть, но всегда о них пом-нить, чтобы не допустить повторения в будущем. Составляющими заскорузлых исторических мифов «правильной» истории, легко могут манипулировать враги России.

Задачи:
1. Развитие аналитического мышления (синтез – анализ). Выработать у обучаемых умения и навыки работы с большими массивами информации, используя анализ и синтез для си-стематизации и оценки информационного материала.
2. Формирование жизненной позиции патриота России.
3. Обучение основам военного дела. 

Главная задача начальной военной подготовки – обучение основам военного дела.
Есть такая профессия – Родину защищать! Основа этой профессии – ДОЛГ и ЧЕСТЬ.
Жизнь военнослужащего на войне на 50% зависит от его индивидуальной боевой подго-товки. Ещё на 25% от профессионализма его командира. Оставшиеся 25% выживания в бою за-висит от «Его величества случая».
Решение проблемы профессионализма командира, идёт через решение вечной проблемы России – «дураки и дороги». Преградой для появления командиров-идиотов («он чином от ума избавлен»), является многоуровневый тест на интеллект (требуемый уровень – «высокий»), с контрольной проверкой на возможное мошенничество «детектором лжи» (полиграф). Для этого необходимы: частичные ограничения в гражданских правах государственных чиновников (не-возможность уклониться от проверки и задействовать коррупционные схемы – «рука руку мо-ет», а также упрощённая система для привлечения чиновников к уголовной ответственности).
Наибольшие потери в бою – это «глупые и случайные смерти» от незнания и неумения. Применение тактических приёмов зависит от обученности войск. При низком уровне подго-товленности, необходимо пересматривать применение тактических приёмов, закреплённые в Боевых уставах. Командир в бою не должен полагаться в достижении боевой задачи на храб-рость подчинённых, а полагаться на обеспечение – детальное планирование и тщательно подго-товленное исполнение – «каждый солдат должен знать свой манёвр!» (А.В. Суворов).
Стране необходимы мобилизационные резервы. Вооружённые силы должны быть готовы к участию в военных конфликтах любого типа и интенсивности. Техническому превосходству врага можно противостоять разнообразием тактических приёмов и способов ведения боя.
Необходимо точно обозначить цель начальной военной подготовки: учить военному делу – «УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО НА ВОЙНЕ!» (А.В. Суворов), или готовить будущих спасателей, пожарных, грибников, туристов и т.д. – т.е. потенциальных военнопленных. По-следний «НЕУД» в готовности воевать ставит пуля, с уведомлением родственников похорон-кой.

Стороны обеспечивающие выполнение поставленных целей и задач: Законодательно орга-низованное взаимодействие Министерства образования и науки РФ с Вооружёнными силами РФ, с привлечением ДОСААФ РФ для проведения совместных внешкольных мероприятий.

Особенности проведения уроков БЖД (ОВС)  и занятий кружка «Защитник Отечества»:
1. Устанавливается принцип раздельного обучения учащихся 10-11 классов, студентов про-фессиональных учебных заведений: ДЕВУШКИ продолжают изучать «ОБЖ» по програм-ме 10-11 классов, а ЮНОШИ начинают изучать «БЖ (ОВС)».   
2. При обучении на уроках «Начальной военной подготовки» в учебном заведении и заня-тиях военно-патриотического кружка «Защитник Отечества» – ЗАПРЕЩАЕТСЯ исполь-зовать боевое оружие (малокалиберные винтовки, и т.д.), взрывчатые вещества.
  Примечание № 2: Спортивное малокалиберное оружие предоставляется учащимся для прове-дения стрельб в специально оборудованных тирах ДОСААФ РФ (договор о совместной дея-тельности Министерства образования и науки РФ и ДОСААФ РФ) без создания юридического лица) и спортивных стрелковых школах под руководством тренеров. Пневматическое оружие более эффективно для обучения стрельбе, более безопасно, и требует меньше затрат. Сила необ-ходимая для нажатия на спусковой крючок пневматической винтовки около 3 кг., а малокали-берной винтовки – 150-250 грамм.
3. Оружие. Для обучения стрельбе использовать пневматическое оружие, а для изучения стрелкового оружия – учебное оружие (исключение – экскурсии в воинские части, воен-но-полевые сборы и др.).
4. Ознакомление с боевым оружием и военной техникой, стрельбы из боевого оружия – на территории воинских частей, военных полигонах или в специально отведённых местах. 
5. Занятия рекомендуется проводить в комбинированной форме (практика – теория), при этом в течении занятия, могут совершаться переходы из учебного класса (аудитории) на прилегающие к учебному заведению территории и обратно. 
6. Предлагаемые к программе учебники «Начальной военной подготовки» для 10-11 классов  рассматривают Военное дело и вооружения советского периода для формирования логики развития военного дела – «всё новое – это хорошо забытое старое». Поэтому, при ведении уроков БЖД (ОВС)  целесообразно применять принцип аналогии с современными дости-жениями Вооружённых Сил Российской Федерации (учащиеся самостоятельно – «До-машнее задание» изучают Военное искусство периода СССР, а учитель на уроках прово-дит параллели и сравнивает с настоящим временем).   


Управление процессом обучения основам военного дела – БЖ (ОВС), и военно-патриоти-ческого воспитания в военно-патриотическом кружке «Защитник Отечества»:
1. Устанавливается двойное подчинение учителей учебного предмета «Начальная военная подготовка» средних общеобразовательных учебных заведений Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации (Договор о совместной деятельности без создания общего юридического лица).
2. Рассматривать, как срыв учебного процесса, если не ведётся преподавание учебного пред-мета «БЖ (ОВС)» более 6 месяцев, и должен ставиться на рассмотрение вопрос о соответ-ствии занимаемой должности директором учебного заведения. 
3. Министерство образования и науки Российской Федерации ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
3.1. Разделение класса (учебной группы) обучаемых на группы «юношей» – изучение предмета «БЖ (ОВС)», на группы «девушек» (девушки и юноши по религиозным при-чинам…) – продолжение изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельно-сти» («ОБЖ»).
3.2. Перевод юношей постоянно нарушающих учебную дисциплину на уроках БЖД (ОВС) – аморальное поведение, или не прошедшие в форме дифференцированного зачёта, по-сле первого года обучения БЖ (ОВС), 1-2 –дневные военно-полевые сборы, в группы изучающих учебный предмет ОБЖ.
3.3. Прохождение 1-2-х – дневных сборов гражданской обороны (СГО), под личную ответ-ственность 1-х заместителей директоров учебных заведений, с юношами и девушками не изучавших БЖД (ОВС) на базе медицинских учреждений, предприятий, комму-нальных служб и др. (без оплаты учащимся за проделанную работу).
3.4. Подбор, приём на работу, учителей (преподавателей) учебного предмета «БЖ (ОВС)» из числа граждан РФ  демобилизованных: из Вооружённых сил; из Федеральной служ-бы безопасности (ФСБ); из Внутренних войск (ВВ); из полиции (милиции) имеющих  опыт военной службы или специальной службы (военная специальность). Обязатель-ное требования к кандидатам в учителя (преподаватели) БЖД (ОВС) – интеллект «вы-ше среднего», «высокий» или «очень высокий».
  Примечание № 3: Обязательным условием принятия на работу, на должность учителя (препо-давателя) БЖД (ОВС) является: интеллект (определение уровня интеллекта кандидатов – не ниже уровня «выше среднего», при тестировании применять сложную многоуровневую систе-му проверки интеллекта).  Статус: демобилизованный офицер (среднее военное или высшее военное образование, независимо от того, есть ли педагогическое образование), или, как ис-ключение, учителями (преподавателями) БЖД (ОВС)  могут быть демобилизованные военно-служащие: получившие офицерское звание, но не имеющие соответствующего военного обра-зования (образование от общего среднего и выше); или не офицеры, но имеющие боевые награды РФ.   
3.5. Приём на работу на должность учителя БЖД (ОВС) : в летний период для обязательно-го прохождения кандидатом 3-х недельных учебных сборов, или в течении года, после прохождения 1-дневных проверочных сборов.
3.6. Допуск к преподавательской работе на должности учителя (преподавателя) БЖД (ОВС)  учителей успешно прошедших 3-х недельные учебные сборы или 1-дневные проверочных сборов. 
3.7. Увольнение с занимаемой должности учителей (преподавателей) БЖД (ОВС) . 
  Примечание № 4: Увольнение учителей (преподавателей) БЖД (ОВС)  с работы по статьям Кодекса Законов о труде (КЗоТ) РФ: «несоответствие…», «…дисциплины…» только по согла-сованию с Министерством обороны РФ. За Министерством обороны РФ устанавливается пра-во проверки своими представителями, предоставленных фактов и причин, до принятия реше-ния, и выборочной проверки по факту после увольнения, с правом восстановления на занима-емой должности – учителя (преподавателя) БЖД (ОВС) .      
3.8. Методическую помощь учителю (преподавателю) «Начальной военной подготовки», в форме рекомендаций, по организации учебного процесса при проведении уроков БЖД (ОВС)  и занятий военно-патриотического кружка «Защитник Отечества».
3.9. Запрет требовать, проверять и т.д. от учителя (преподавателя) БЖД (ОВС)  документа-цию, кроме обязательной по ведению занятий: заполнение учебного журнала успевае-мости, «Единый документ планирования занятий по учебному предмету БЖД (ОВС) », «План подготовки и проведения военно-полевых сборов с обучающимися завершаю-щими 1-й год обучения, по учебному предмету БЖД (ОВС) », «Журнал планирования, описания военно-патриотической, воспитательной работы и учёта посещаемости воен-но-патриотического кружка «Защитник Отечества»», поурочные планы, документы для военных комиссариатов и Вооружённых Сил РФ.   
3.10. Установление права компетентности учителя (преподавателя) БЖД (ОВС), соответ-ствия занимаемой должности, исключительно за Министерством обороны РФ. 
3.11. Оплату заработной платы учителя (преподавателя) учебного предмета «Начальная во-енная подготовка» – руководителя кружка «Защитник Отечества» (военно-пат-риотическая, воспитательная работа и военно-патриотический кружок «Защитник Оте-чества») из расчёта оплаты, как учителя (преподавателя) + 0,5 ставки сопоставимые в денежном исчислении с 0,5 максимальной ставки директора среднего общеобразова-тельного учебного заведения в котором он работает в полном объёме – как основного работника, независимо от того совместителем или основным работником он является (далее – 0,5 ставки). Время затраченное учителем (преподавателем) БЖД (ОВС)  на эк-замен учащихся по учебному предмету «Начальная военная подготовка» и военно-полевые сборы учащихся оплачиваются отдельно.
  Примечание № 5: При отсутствии в учебном заведении учителя (преподавателя) предмета «БЖД (ОВС)», независимо от того совместителем или основным работником он являлся бы, военно-патриотический кружок «Защитник Отечества» вести в форме общественно-массовых мероприятий патриотической направленности на общественных началах – без оплаты. 
3.12. Запрещение делить 0,5 ставки военно-патриотической, воспитательной работы и воен-но-патриотического кружка «Защитник Отечества» между несколькими лицами, а за-крепить эти 0,5 ставки военно-патриотической, воспитательной работы и кружка «За-щитник Отечества» исключительно за учителем (преподавателем) предмета БЖД (ОВС).
  Примечание № 6: Личную ответственность за обучение по учебному предмету «Начальная во-енная подготовка», обеспечение военно-патриотической, воспитательной работы и военно-патриотического кружка «Защитник Отечества» в объёме 0,5 ставки, и назначение руководите-лем кружка исключительно учителя (преподавателя) учебного предмета «Начальная военная подготовка», несёт директор учебного заведения. Ответственность за качество обучения, воен-но-патриотического воспитания и работы кружка «Защитник Отечества» – учитель (преподава-тель) предмета «БЖД (ОВС) ». 
4. Министерство обороны Российской Федерации ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
4.1. Проверку уровня интеллекта кандидата, при принятии на работу в учебное заведение на должность учителя (преподавателя) БЖД (ОВС) .
4.2. Проведение обязательных ежегодных специальных 3-х недельных учебных сборов (Специальная переподготовка) для учителей (преподавателей) БЖД (ОВС) .
4.3. Ежегодную проверку уровня интеллекта учителей (преподавателей) БЖД (ОВС)  в ходе проведения специальных 3-х недельных учебных сборов и при сдаче экстерном (зачё-том) программы 3-х недельных учебных сборов (предоставляемое право учителям (пре-подавателям) БЖД (ОВС)  получившим оценку «не зачёт», при прохождении этих сбо-ров или отсутствовавшим на специальных 3-х недельных учебных сборах по уважи-тельной причине).
4.4. Проведение при необходимости 1-дневных проверочных сборов учителей (преподава-телей) БЖД (ОВС)  (продолжительностью не более 8 часов).
4.5. Оценку деятельности учителя (преподавателя) «Начальной военной подготовки», ре-зультатов его работы и соответствие занимаемой должности (специальные 3-х недель-ные учебные сборы и проверочные сборы).
4.6. Выборочные проверки для разрешения конфликтных ситуаций по требованию учите-лей (преподавателей) БЖД (ОВС)  или структур образования.
4.7. Дополнительную оплату к заработной плате учителя (преподавателя) БЖД (ОВС) , времени нахождения на специальных 3-х недельных сборах по переподготовке учите-лей (преподавателей) БЖД (ОВС) , и на проверочных сборах.
  Примечание № 7: Переподготовка учителей (преподавателей) БЖД (ОВС)  обязательная и ежегодная. Профессиональная пригодность устанавливается по итогам ежегодных специальных 3-х недельных сборов (летом) переподготовки учителей (преподавателей) БЖД (ОВС) , и (или) при выборочном проведении 1-дневных проверочных сборов (при 1-дневных сборах обяза-тельная проверка умения работы «на ключе» радиостанции и уровня интеллекта). Время нахождения на сборах оплачивается дополнительно к зарплате учителя-преподавателя (единая усреднённая сумма устанавливается и оплачивается Министерством обороны РФ) и оплата ко-мандировочных на проезд (оплачивается Министерством образования и науки РФ). Оценива-ние 2-х бальное: «Зачёт» и «Не зачёт». Учителям (преподавателям) прошедшие переподготовку с оценкой «не зачёт» (решение экзаменационной комиссии Министерства обороны РФ), предо-ставляется право пересдать вместе с учителями (преподавателями) БЖД (ОВС)  не проходив-шими сборы по уважительной причине (болезнь).   
  Примечание № 8: Учителя (преподаватели) БЖД (ОВС)  не прошедшие переподготовку по уважительной причине (болезнь – предоставляется экзаменационной комиссии медицинский бюллетень), имеют право сдать экстерном зачёт представителям Министерства обороны РФ. В случае не сдачи или неявки – не допускаются к проведению занятий в учебном заведении, и увольняются с занимаемой должности «ПО НЕСООТВЕТСТВИЮ». Не освоившие курс пере-подготовки, не сдавшие зачёт, не имеют право преподавать учебный предмет «Начальная воен-ная подготовка» («БЖД (ОВС) »).
  Примечание № 9: При выявлении несоответствия результатов переподготовки учителя (пре-подаватели) БЖД (ОВС)  – «Зачёта», и его реальных знаний и умений, ответственность несёт комиссия (дисциплинарная ответственность), утвердившая завышенные результаты и командир воинской части, на территории которой проходили сборы.
4.8. Разработку пакета документов, организацию и проведение 1-2-дневных военно-полевых сборов для обучаемых (учащихся УЗ) завершающих 1-й год обучения курса БЖД (ОВС).
4.9. Приём экзаменов (контроль знаний) у учащихся УЗ окончивших 2-х годичный курс обучения по учебному предмету «Начальная военная подготовка».
  Примечание № 10: Принимают экзамены по «Начальной военной подготовке», у обучаемых закончивших обучение БЖД (ОВС) , комиссии от Министерства обороны РФ, на территории военных комиссариатов или воинских частей, в 2 этапа: 1-й – выполнение общего задания; 2-й – ответы на экзаменационные билеты. Сдавшие 1-й этап экзамена БЖД (ОВС)  допускаются ко 2 этапу. Не сдавшим экзамены 1-го этапа предоставляется право пересдачи через 1 неделю. Не сдавшим повторно экзамен 1-го этапа – «не уд», в Аттестат по БЖД (ОВС)  заносится запись – «ознакомлен». Итоговые оценки по 2 этапу экзамена БЖД (ОВС) , выставляемые в Аттестат об общем среднем образовании по «Начальной военной подготовке»: «Зачёт» (выполнение в пол-ном объёме – «Общее задание минимального уровня готовности» к службе в Вооружённых Си-лах РФ соответствующее условно оценке «3 –- ») и пятибалльное оценивание по экзаменаци-онным билетам БЖД (ОВС) , с оценками «3», «4» и «5». «ОТЛ» – исчерпывающий ответ на во-просы билета; «ХОР» – полные и правильные ответы на вопросы билета (незначительные ошибки и неточности); «УД» – отражена суть 3-х вопросов, но, поверхностные ответы на 2 из 3-х вопросов; «ЗАЧЁТ» – выполнено в полном объёме «Общее задание минимального уровня го-товности»; «НЕ УД» – экзамен не сдан. Для не изучавших основы военного дела (БЖД (ОВС) ), запись – «не изучал» («не изучала»). Результаты экзамена передаются в учебные заведения для внесения оценок в Аттестат. Для выпускников специализированных учебных заведений обще-го среднего образования военной направленности – «кадетских корпусов» и др., экзамен до-полняется проверкой готовности по воинской специальности (устанавливается для специали-зированных УЗ военной направленности из списка военных специальностей связанных с рабо-той связиста и корректировкой огня артиллерии и миномётов Министерством обороны РФ) с присвоением по итогам экзамена воинского звания: «Не уд» или «Зачёт» – обязательное про-хождение учебной программы при учебных центрах (переобучение); оценки «3» и «4» – при-своение званий рядовой (солдат, матрос) запаса; присвоение военным и комиссариатами «5» – присвоение военными комиссариатами звания ефрейтор запаса. Оценка «ОТЛИЧНО» предо-ставляет право поступления без экзаменов в военные училища (ВУЗ) и высшие военно-учебные заведения. В ВУЗ и ВВУЗ абитуриенты поступающие без экзаменов проходят: медкомиссию, тест на уровень интеллекта (от «выше среднего»), психологическую пригодность и собеседова-ние (желание проходить военную службу, при нежелании – увольнение в запас с постановкой на воинский учёт в военном комиссариате – рядовым).
4.10. Имуществом, спецлитературой, учебным оружием процесс обучения по учебному предмету «Начальная военная подготовка» и работу кружка «Защитник Отечества».
5. ДОСААФ РФ обеспечивает помощь в подготовке к участию учащихся:
5.1. В мероприятиях и соревнованиях военно-патриотической направленности ДОСААФ.
5.2. В военно-спортивной играх (без строевой подготовки, с обязательной игрой в Пентбол, варианты: «бой в населённом пункте», «бой на пересечённой местности», «обнаруже-ние и захват штаба (флага) противника»).

Формирование профессионального преподавания «Начальной военной подготовки»:   
1. После принятия на работу учителем БЖД (ОВС), обязательное прохождение учителем специальной переподготовки – ежегодных военных 3-х недельных сборов (летом), по территориальному принципу, в установленных Министерством обороны РФ воинских частях.
2. Специальная переподготовка. Основное обучение учителей БЖД (ОВС)  на специаль-ных 3-х недельных сборах на базе экзаменационных вопросов БЖД (ОВС)  для учащих-ся, с зачётом в конце этих сборов. Первоначально проверяется уровень интеллекта и да-лее – переход к повышению квалификации в военном деле. Особое внимание, при пере-подготовке, уделять передаче сообщений азбукой Морзе (устойчивые знания и базовые умения), владению азбукой Морзе (работа на ключе, передача сообщений фонариком – закрывать ладонью свет или др.). Дополнительное – изучение техники и вооружений.
3. Общая переподготовка – совершенствование методики ведения уроков (основы педаго-гики, повышение педагогической квалификации), учителей БЖД (ОВС)  в установлен-ные Министерством образования и науки РФ, управлениями образования и т.д. сроки и время.
  Примечание № 10: При обучении учителей (преподавателей) БЖД (ОВС)  на специальных 3-х недельных сборах, в ходе дополнительного обучения, приоритет – обучение работе на различ-ных типах радиостанций (азбука Морзе при превосходстве противника позволяет принимать сообщения даже при «глушении», а световые сигналы, к примеру, лазером эффективны в звене до батальона и их сложно «прослушать»). Обучить владению: 82-мм миномётом, КПВТ, НСВ, АГС-17, СПГ-9 (9М), ПКМС, ПЗРК, РПГ-7 (7Д), СВД, СКС, ВСС «Винторез», АС «Вал» и АК-74 с ГП-25 (ГП-30). Ознакомить: с орудиями (ЗУ-23-2, пушки и гаубицы) и боеприпасами к ним, БТР, БМП, танком. Результат обучения закрепить практической стрельбой и вождением. Дать основы: секретного делопроизводства, минно-взрывного дела, корректировки огня мино-мёта (гаубицы) с передового наблюдательного пункта (НП).   

Обеспечение условий работы, учителя предмета «Начальная военная подготовка»:
1. Министерство обороны РФ разрабатывает, и предоставляет в учебные заведения общие методические рекомендации по учебному предмету «Начальная военная подготовка».
2. Министерство обороны РФ предоставляет обучающие учебные фильмы: «Обучение азбу-ке Морзе, работа на ключе, передача информации фонариком или флажками»; «Пулемёты в бою»; «Ведение огня 82-мм миномётом, с открытой и закрытой позиции»; «Ведение ог-ня из артиллерийского орудия»; «Безоткатные орудия, действия расчёта СПГ-9 в бою», «Расчёт АГС-17 в бою»; «Корректировка огня артиллерии (миномётов) с передового НП»; «Наведение и корректировка ударов авиации наземными корректировщиками»; «Тактика действий пехоты НАТО в различных условиях боя».   
3. Создать материальную базу в каждом среднем общеобразовательном учебном заведении БЕЗ БОЕВОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, но с обеспечением обучающихся: учеб-никами («Начальная военная подготовка».), раздаточным информационным материалом по армиям НАТО и локальным войнам, плакатами, учебными фильмами (1930-50-х го-дов) для Рабоче-Крестьянской Красной Армии и позже для Советской Армии Вооружён-ных Сил СССР по разделам Программы БЖД (ОВС) , Уставами Вооружённых Сил РФ, учебным оружием (винтовка «Мосина», СВТ-39/40, АВС-36, СКС, ППШ, ППС, АК (АК-47), АКС, АКМ, АК-74, ДП, РПД, СГМ, пулемёт «Максим», ДШК, с электронной формой Наставлений (Руководств) к перечисленному оружию), пневматическим оружием, учеб-ными патронами к перечисленному оружию, пулемётными лентами, лентами к АГС с учебными ВОГ, учебными минами и гранатами, «трубами» использованных реактивных гранат (РПГ-18 и др.), биноклем («Б» и «БИ»), оптическим дальномером, учебными воен-но-топографическими картами для Сухопутных войск (Масштабы: 1:500 000, 1:200 000, 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000, 1:10 000), курвиметрами, «артиллерийским кругом», имуще-ством для обучения азбуке Морзе, техническим оснащение учебных классов – «Кабинет БЖД (ОВС) » (технические средства обучения). 
  Примечание № 11: Перечисленное выше оружие не имеет съёмных стволов. Поэтому про-дольный пропил ствола полностью делает это оружие непригодным к стрельбе. Список учеб-ного имущества для преподавания предмета БЖД (ОВС)  разрабатывается Министерством обо-роны РФ, утверждается совместным приказом Министерства обороны РФ и Министерством образования и науки РФ. Учебное оружие с продольно пропиленными стволами и снятыми или спиленными бойками, но рабочими механизмами обеспечивающими подачу учебного па-трона в ствол. В обучении используются, переделанные в «учебные», образцы оружия снятые с производства, но состоящие на вооружении (находящиеся на хранении на мобилизационных складах), исключение «учебные» АКМ и АК-74 (списанные). Применяется в обучении прин-цип аналогии, для глубокой систематизации знаний. 
4. Закрепить, с оплатой 25% ставки директора, за учителем БЖД (ОВС) кабинет (учебный класс), комнату для хранения оружия, тир для стрельбы из пневматического оружия. 

Режим занятий с учащимися.  Занятия проводятся с 1 сентября по 25 мая учебного года.

Места проведения занятий с учащимися: Учебные классы, спортзал учебного заведения, спортивные площадки, тир, военкоматы, воинские части, базовые заведения ДОСААФ Россий-ской Федерации, места боевой и трудовой славы, территория других учебных заведений и т.д.).

Формы и методы  подачи учебного материала при проведении занятий:   
1. Общее ОЗНАКОМЛЕНИЕ учащихся на уроках БЖД (ОВС)  с основами военного дела, с нравственной основой и опорой на историю Руси, культуру и традиции, в форме: обсуж-дений, рассказов-бесед и лекций без акцентирования внимания (детализирования) на от-дельные вопросы воинской деятельности (развитие аналитического мышления на основе анализа разносторонней информации с целенаправленным формированием широты кру-гозора).
2. ДЕТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ отдельных вопросов учебных тем с формированием базовых военных знаний на уровне солдата 1-го года воинской службы, для умения действовать в составе взвода, роты (комбинированные уроки с учебно-тренировочными элементами). 

Время, сроки, периодичность проведения:
• Уроки БЖД (ОВС)  проводятся в 10-11 классах, с учебной нагрузкой: 1 учебный час в неделю, 1,5 учебных часа в неделю или 2 учебных часа в неделю. В соответствии с утверждённым учебным планом. Учебная нагрузка всего курса обучения БЖД (ОВС)  соответственно  составляет: 68 или 102 или 136 уч. часов. Для специализированных учебных заведений общего среднего образования военной направленности – «кадет-ских корпусов» и др., до 6 учебных часов в неделю.
• Военно-патриотическое воспитание и работа кружка «Защитник Отечества» прово-дится из условного расчёта 9 учебных часов в неделю (9;45 минут) в течении учебно-го года, но не более 200-300 учебных часов в учебном году.
  Примечание № 12:  Комплексные мероприятия в ходе дней (протяжённые во времени преры-вающиеся занятиями и т.д.), недель, месячников оборонно-массовой и спортивной работы и т.д., рассматриваются как проведённый комплекс военно-патриотических, военно-спортивных и воспитательных мероприятий разностороннего воздействия. Записываются их общее назва-ния в Журнале учёта на странице «Военно-патриотические мероприятия проведённые учителем предмета «Начальная военная подготовка», с указанием общей продолжительности в учебных часах» (учитывать весь учебный день в учебных часах). Их организует и проводит учитель предмета «Начальная военная подготовка» совместно с руководством учебного заведения, с привлечением: учителей, персонала и учащихся. Или, в отдельных случаях (отдельные меро-приятия), руководит их организацией и проведением.

Составляющие элементы обучения основам военного дела (БЖД (ОВС)) в средних обще-образовательных учебных заведений Российской Федерации»:
1. Преподавание учебного предмета «Начальная военная подготовка» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений.
2. Кружковая (военно-патриотический кружок «Защитник Отечества») и военно-пат-риотическая, воспитательная работа учителя БЖД (ОВС)  в учебном заведении, прово-дится с учащимися этого учебного заведений независимо от возраста, с обязательным ве-дением журнала (Приложение № 1.). «Журнал планирования, описания военно-патриотической, воспитательной работы и учёта посещаемости военно-патриотического кружка «Защитник Отечества»» (далее – Журнал кружка или Журнал) разработанного на основании Программы военно-патриотического кружка «Защитник Отечества».
Примечание № 13: В зависимости от применяемых методик обучения, индивидуального подхода при применении инновационных технологий, интенсивности тренировок, поперемен-ного переключения умственных и физических нагрузок и т.д., для более полной реализации по-тенциала кружковца, руководитель кружка «Защитник Отечества» может планировать и прово-дить учебные занятия кружка без выделения времени на отдых или длительный отдых – «пере-мены». Особенно это эффективно при нелинейном методе построения занятий. Руководитель кружка, для более глубокого изучения учебных разделов, более полной реализации потенциала учащихся, имеет право изменять или дополнить учебные темы кружка по своему усмотрению. Инструктажи по соблюдению техники безопасности, на учебных занятиях БЖД (ОВС) , диффе-ренцированном зачёте БЖД (ОВС) , экзамене БЖД (ОВС) , проводятся с обучаемыми ИСКЛЮ-ЧИТЕЛЬНО устно, без заведения соответствующей дополнительной документации. Запись в лист инструктажа в Журнале кружка только для кружковцев.    
3. Одно- двухдневные военно-полевые сборы для обучаемых завершающих 1-й год обуче-ния курса «Начальная военная подготовка» – дифференцированный зачёт.
4. Экзамены для окончивших 2-й год обучения курса «Начальная военная подготовка».
5. Подготовка команд из учащихся (возраст не ограничен) средних общеобразовательных учебных заведений, и участие их в военно-спортивных играх (без строевой подготовки, с основным элементом – Пентбол).
Примечание № 14: Приложения № 1. к Программе начальной военной подготовки для уча-щихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений РФ, печатаются от-дельными документами, но является неотъемлемой частью Программы БЖД (ОВС) .

Формирование учебных групп и допуск к обучению:   
1. Учебные группы учебного предмета «Начальная военная подготовка» создаются в 10-11 классах из юношей и изъявивших желание обучаться военному делу девушек (заявление родителей девушек на имя директора учебного заведения), при общем количестве обуча-емых военному делу от 5 учащихся и более.
  Примечание № 15: Занятия БЖД (ОВС)  проводятся с делением класса на группы юношей и девушек. Девушки и юноши по религиозным и другим обоснованным причинам, а также юно-ши с аморальным поведением (решение учителя БЖД (ОВС) ), продолжают (переводятся по хо-датайству учителя БЖД (ОВС)  решением директора УЗ) обучение по курсу «Основы безопас-ности жизнедеятельности» (ОБЖ), а остальные юноши изучают военное дело по учебному предмету «БЖД (ОВС) ». Для специализированных учебных заведений общего среднего обра-зования военной направленности – «кадетских корпусов» и др., обучение БЖД (ОВС)  начина-ется с 8 класса с обязательным профессиональным овладением рукопашным боем, и воинской специальностью «связиста-корректировщика» (дополнение в учебную Программу БЖД (ОВС) ). Желательно применение опережающего обучения, в котором руководитель занятий задаёт выполнение упражнений следующего урока заранее (для отдельных учащихся или групп 2-3уч.).   
2. Учебные группы кружка «Защитник Отечества» формируются из учащихся среднего об-щеобразовательного учебного заведения без возрастного ограничения.
3. Наполняемость групп кружка «Защитник Отечества». Общие или профильные группы (не менее 12 человек в каждой, возрастные, возрастные – профильные или профильные).
4. К занятиям в кружке «Защитник Отечества» допускаются учащиеся среднего учебного заведения (школы и т.д.):
• Соответствующие по морально-психологическим качествам участвовать в занятиях кружка (решение учителя БЖД (ОВС) ).
• Уяснившие меры безопасности при проведении занятий кружка.
• Допущенные к занятиям в кружке по состоянию здоровья (запись врача – «Допу-щен») или по требованию (с согласия) родителей или лиц их заменяющих, и по их заявлению на имя директора учебного заведения (с ограничением физических нагру-зок «…понимая опасность для жизни и здоровья нашего… и его желания участво-вать в занятиях… на общих основаниях, настоятельно просим, требуем на основании Конвенции «О правах человека», допустить… возможные последствия нашего ре-шения нам разъяснены…») – «Допущен с ограничением» или «с ограничением».
  Примечание № 16: Допущенным к занятиям с ограничением по состоянию здоровья: «Допущен с ограничением» или «с ограничением», разъясняется необходимость немедленного информиро-вания руководителя занятий об ухудшении состояния здоровья или др.
• Привлекаемые к военно-патриотической работе – все учащиеся школы желающие участвовать в общественно-массовых мероприятиях, без их по-фамильного учёта в Журнале кружка «Защитник Отечества», с устным проведением инструктажа без за-писи инструктируемых в Журнал кружка.

Контроль и оценка результатов, в ходе освоения обучаемыми в учебном заведении, учеб-ного предмета Начальная военная подготовка (БЖД (ОВС) ) преподавателем:
1. Выставление тематических оценок на основе текущего среднеарифметического оцени-вания знаний: участия в теоретических, практических занятиях; тестирования; выполне-ния учащимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
  Примечание № 17: Самостоятельная работа предусматривается в количестве ОДНА на один учебный РАЗДЕЛ (из расчёта затрат времени до 3-х учебных часов). Самостоятельные работы в форме коротких сообщений должны концентрированно отражать информацию (обучение уме-нию выбрать главное – «краткость сестра таланта и основа хорошего командира») при возмож-но меньшем объёме на бумажном носителе (обучение формулировать боевую обстановку для отдания приказа). ЗАПРЕЩАЕТСЯ поручать выполнение сообщения отдельному учащемуся. Задание на сообщение, выдаётся в начале или перед изучением темы, исключительно группам по 3-4 и более учащихся (коллективное выполнение общей задачи – распределение обязанно-стей (анализ информации) с дальнейшем формированием (синтез) целостного сообщения из от-дельных элементов. Сообщения заслушиваются с «распределением задач». Сообщения подго-товленные учащимися не подлежат хранению, остаются у учащихся. Необходимость их сохра-нения (исключи-тельные случаи) определяется на усмотрение учителя БЖД (ОВС). 
2. Контрольные работы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в форме устного зачёта, для групп обучаю-щихся, не чаще 1-го раза в семестр в форме тестов исключительно по знанию Уставов ВС Российской Федерации; деталей и механизмов АК-74 и подствольного гранатомёта ГП-25, РПК, ПК (ПКС) и ПКМ (ПКМС), НСВ, СВД, РПГ-7 (РПГ-7Д) АГС-17, СПГ-9 (СПГ-9М), ПЗРК, 82-мм миномёт (см. рисунок); умение рассчитывать дальность по уг-ломерным величинам. Тестирование по другим знаниям ЗАПРЕЩЕНО, – тестирование применяется исключительно для изучения вооружения и техники. Дополнительные – внеплановые контрольные работы (дополнительное тестирование) в течении учебного года, для учащихся пропустившим занятия, но самостоятельно изучивших учебный ма-териал, с целью выставления оценки за тему, семестр, учебный год (решение о проведе-нии принимается учителем БЖД (ОВС) ).
3. Семестровые оценки по среднеарифметическому результату тематических оценок.
4. Годовое оценивание. Оценки выставляются обучаемым текущие за показанный уровень знаний на уроках. Среднеарифметические по текущим оценкам – оценки за каждый се-местр. Годовая оценка – среднеарифметическая семестровых и оценка за реферат. Итого-вая за 1-й год обучения – по среднеарифметическим годовой + сборы. 
5. Оценивание за весь курс обучения БЖД (ОВС)  – по результатам экзамена.

Документация учителя БЖД (ОВС).
Учителем БЖД (ОВС)  ведутся только следующие документы: класные журналы на странице учебного предмета, поурочные планы. Остальные документы рассматриваются как дополни-тельные. Дополнительные ведутся исключительно по решению педагогического совета учебно-го заведения.
 
Минимальные сроки начала получения запланированных Программой БЖД (ОВС)  ре-альных результатов – 3 года, после начала реализации в учебных заведениях.

Ожидаемые результаты.
1-й год обучения (общее ознакомление с воинской службой):
1. Общие теоретические знания о службе в Вооружённых силах РФ (ознакомление) и о так-тике действий Сухопутных сил в военных конфликтах разных типов и интенсивности (действия солдата в составе взвода, роты), со способами ведения боя от общевойскового до «партизанских» действий тактическими боевыми группами.
2. Психологическая готовность, с формированием поведенческих и личностных составляю-щих готовности к службе в Вооружённых силах РФ. Осознание многонациональной общ-ности населения России, на основе нравственных принципов и духовных приоритетов. 
3. Воспитание патриотизма, коллективизма, мужества, смелости, воли к победе.
4. Устойчивая мотивация закалки и физического, нравственного развития молодёжи, с фор-мированием принципов здорового образа жизни.
2-й год обучение (теоретические и практические знания: по тактике действий пехоты, принятию решений, обращению с оружием):
1. Развитый интеллект, творческое мышление в сочетании со знаниями основ военного дела в завершении курса БЖД (ОВС).
2. Готовность (теоретическая) противостоять техническому превосходству противника эф-фективно применяя военную хитрость, противопоставляя большое разнообразие тактиче-ских приёмов и способов ведения боя.
3. Устойчивые практические навыки и умения на основе глубоких теоретических знаний по углублённо избирательно изучаемому разделу и темам. 
4. Общие практические навыки обращения с оружием и ведения боя.












II. ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ВОЕННОГО ДЕЛА.

Перечисление разделов и тем, учебных часов по «Учебной программе
начальной военной подготовки для учащихся 10-11 классов
средних общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации»
(необязательные рекомендации)


темы Название раздела, темы урока Количество учебных часов в неделю
1ч. 1,5 ч. 2ч.
ОБЩЕВОИНСКАЯ ПОДГОТОВКА. (ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ)
1 Военно-политические блоки.  1 1 1
Раздел 1: Основа воинской службы – Уставы. 7 7 15
2 Устав внутренней (в расположении в/части) службы. 1 1 2
3 Строевой Устав и строевая песня. 1 1 3
4 Прохождение воинской службы и службы в запасе. 1 1 2
5 Поддержание законности и порядка в Армии.  1 1 2
6 Партизанская война.  1 1 2
7 Охрана тыла и Устав гарнизонной и караульной служб. 1 1 2
8 Боевой Устав Сухопутных войск и спецлитература Вооружённых сил. 1 1 1
Раздел 2: Вооружённые силы Страны. 6 6 12
9 Сухопутная Армия.  1 1 2
10 Потенциальные (заклятые) друзья.  1 1 2
11 Артиллерия и миномёты. 1 1 2
12 Бронированный кулак Страны. 1 1 2
13 Авиация – могучие крылья Страны. 1 1 2
14 Противовоздушная оборона Сухопутных войск. 1 1 2
Раздел 3: Военно-медицинская подготовка и выживание на войне. 3 3 6
15 Помощь и взаимопомощь на войне.    1 1 2
16 Выживание на войне.    1 1 2
17 Побег из плена  1 1 2
Всего учебных часов БЖД (ОВС)  (1-е полугодие, 1-й год обучения): 17 17 34
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ.
Раздел 4: Психологическая подготовка. 4 8 8
18 Командир. Руководство армейским коллективом.    1 2 2
19 Изучение ТТХ военнослужащего, воспитание и подготовка.  1 2 2
20 «Троянский конь» бескровной оккупации.    1 2 2
21 Политическая пропаганда – демагогия.    1 2 2
Раздел 5: Защита от оружия  массового поражения (ЗОМП). 5 9 9
22 Химическое оружие, индивидуальные и коллективные средства ПХЗ. 1 2 2
23 Бактериологическое, биологическое оружие.    1 2 2
24 Зажигательное оружие.    1 2 2
25 Атомное оружие.    1 2 2
26 Гражданская оборона в условиях войны. 1 1 1
Раздел 6: Военно-топографическая подготовка. 5 12 12
27 Расчёт расстояний до целей.    1 3 3
28 Военно-топографические карты. 1 3 3
29 Превышение точек и участки невидимости.    1 2 2
30 Ориентирование на местности.    0,5 1 1
31 Рекогносцировка.    0,5 1 1
32 Ведение огня артиллерией и миномётами. 1 2 2
Раздел 7: Военно-прикладная  и специальная физическая подготовка в Ар-мии. 3 5 5
33 Общефизическая и специальная подготовка в Армии. 1 1 1
34 Горная подготовка.    1 2 2
35 Рукопашный бой.  1 2 2
Всего учебных часов БЖД (ОВС)  (2-е полугодие, 1-й год обучения): 17 34 34
Всего учебных часов БЖД (ОВС)  (1-й год обучения): 34 51 68
Дифференцированный зачёт … … …
1-2-х – дневные сборы (оплачиваемые в соответствии с
разработанным планом сборов). 6-12 часов
(1-2 дня)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ).
36 Война малой кровью на чужой территории.    1 1 1
37 Реализация «Протоколов сионских мудрецов». 1 1 1
Раздел 8: Огневая подготовка. 10 22 22
38 Основы баллистики.    1 1 1
39 Меткая стрельба.    1 5 5
40 Снайперы.    1 2 2
41 Автоматы и пистолеты. 1 2 2
42 Подствольный гранатомёт ГП-25 – «Костёр». 1 2 2
43 Карманная артиллерия – ручные гранаты.    1 2 2
44 Противотанковые средства пехоты.    1 2 2
45 Батальонный 82-мм миномёт.    1 2 2
46 Пулемёты.    1 2 2
47 Автоматические гранатомёты. 1 2 2
Раздел 9: Военно-инженерное дело. 5 10 10
48 Связь в бою.    1 2 2
49 Фортификационные сооружения и заграждения. 1 2 2
50 Тактическая маскировка войск.    1 2 2
51 Минно-взрывное дело.    1 2 2
52 Минные поля.    1 2 2
Всего учебных часов БЖД (ОВС)  (1-е полугодие, 2-й год обучения): 17 34 34
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ.
Раздел 10: Тактическая подготовка. 17 17 34
53 Теория общевойскового боя.    1 1 2
54 Управление и взаимодействие в бою.    1 1 2
55 Переброска войск и боевое охранение.  1 1 2
56 Встречный бой.    1 1 2
57 Бой в глубине обороны противника.    1 1 2
58 Диверсии и тактика действий малых групп.  1 1 2
59 Вид боевого обеспечения – разведка.  1 1 2
60 Разведка наблюдением.    1 1 2
61 Разведка  подслушиванием. 1 1 2
62 Пехотная рота в наступлении.    1 1 2
63 Десантирование и боевые действия десанта.    1 1 2
64 Форсирование водных преград.    1 1 2
65 Пехотная рота в обороне.    1 1 2
66 Выход из окружения.    1 1 2
67 Бой в городе.  1 1 2
68 Бой в лесу.  0,5 0,5 1
69 Ночное видение.    1 1 2
70 Бой ночью.    0,5 0,5 1
Всего учебных часов БЖД (ОВС)  (2-е полугодие, 2-й год обучения): 17 17 34
Всего учебных часов БЖД (ОВС)  (2-й год обучения): 34 51 68
Всего учебных часов БЖД (ОВС)  (весь курс обучения): 68 102 136
Экзамен … … …
Почасовая нагрузка военно-патриотического воспитания и работы круж-ка «Защитник Отечества» за учебный год (учебных часов в учебном го-ду): 300 300 300
Учитель БЖД (ОВС)        ……………………   (       <пример>         )



III. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
 И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КРУЖОК
 «ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА»

Планирование занятий военно-патриотического воспитания и кружка «Защитник Отече-ства» (далее – кружок).  Подбор учебных тем занятий кружка диспропорциональное, формиру-ется в зависимости от материально-технической базы, материального обеспечения учебного за-ведения, базовых знаний по предмету «Начальная военная подготовка» и приоритетности раз-делов военно-патриотического кружка в формировании целостных общевоинских знаний определяемых индивидуальным подходом руководителем кружка. Особенности:
1. Для всех группы военно-патриотического кружка единый ЖУРНАЛ кружка ведётся в произвольной форме (хранится в учебном заведении до замены новым («ДЗН»)).
Примечание № 18: На основании тематики выбранных разделов, руководитель занятий кружка разрабатывает планирование работы военно-патриотического кружка, почасовую раз-бивку (учебные часы – по 45 минут). По желанию руководителя кружка каждое занятие (любые из запланированных), может быть менее или более 3-х учебных часов.
2. В 1-й год обучения изучаются не все разделы программы кружка, а лишь те, которые определит руководитель кружка (на выбор). Тематика занятий определена 12 разделами, представленными 65 учебными темами, которые проводятся руководителем кружка в те-чение, но не более 200-300 учебных (далее – уч.) часов, включая 1-2-х дневные военно-полевые сборы, за 1 учебный год (34 учебных недель ; 6 уч. часов в неделю ; 200 уч. ча-сов). Учебные темы кружка, планируемый объём практических и теоретических занятий по 1 теме в количестве часов, рекомендуется не превышать 27 учебных часов.
Примечание № 19: Предусматривается углублённое изучение отдельных или отдельного раз-делов (раздела) и тем. Отводимое время на углублённое изучение, при целенаправленном обу-чении, не ограниченно. Продолжительность одного занятия определяется руководителем круж-ка. Объём работы руководителя кружка не должен превышать 200-300 уч. часов за уч. год. Для упрощения отчётности при ведении журнала кружка, для исключения повторения записи тем, рекомендуется записывать последующие занятия одной темы, как «Занятие № 2.,  Занятие  № 3.,  Занятие  № 4.  и т.д.).
Примечание № 20: Занятиями кружка могут быть по разделу физика (пайка эл. схем).
Примечание № 21: Не изученные, но запланированные для изучения разделы и темы про-граммы кружка в процессе учебного года, могут переносятся на следующий учебный год. Про-грамма выполнена, при проведении 200 уч. часов военно-патриотической работы и кружка.   
3. Руководитель кружка, для более глубокого изучения учебных разделов, имеет право из-менять учебные темы по своему усмотрению. 
4. Руководитель кружка имеет полное право не рассматривать, не проводить занятия по от-дельным разделам кружковой работы в пользу увеличения количества занятий по другим разделам военно-патриотического кружка.
5. Неизменным, независимо от количества учебных групп, является условное количество проведённых занятий кружка (кружков) и военно-патриотическое воспитание в неделю – в соответствии с 0,5 ставки военно-патриотической, воспитательной работы и военно-патриотического кружка «Защитник Отечества».




Текущее почасовое планирование работы
военно-патриотического кружка
«ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА»  (Приложение № 1.)
(заполняется учителем БЖД (ОВС)  – руководителем кружка, в течение учебного года,
 после каждого проведённого занятия)

№ п/п Время
занятия №
Раздела/темы Тематика занятий кружка. Кол-во уч. Часов
1 2.09. 5         
                1                Материальная часть стрелкового оружия. Изуче-ние работы частей механизмов стрелкового оружия. 3
2 ПН-ПТ
5
               5,5-5,7 Стрельба в школьном тире учащихся 1-3 раза в неделю 100
3 ( <пример> ) 6
СР, ПТ. Занятия 3-23.

Подготовка и участие команды в военно-спортивной игре.
Военно-патриотические мероприятия проведённые учителем предмета «Начальная военная подготовка» в ходе дней, недель, месячников оборонно-массовой и спор-тивной работы» с учащимися привлечёнными к работе кружка, но не являющими-ся членами кружка «Защитник Отечества».
Самостоятельная работа, домашние задания повторения элементов тренировки
ИТОГО, количество фактически проведённых занятий
кружка «Защитник Отечества» в учебном году:  ……….. ВСЕГО ……… (200-300)
учебных часов.
Руководитель кружка       ……………………   (     <пример>        )



IV.    Одно- двухдневные военно-полевые сборы для обучаемых
завершающих 1-й год обучения курса
Начальной военной подготовки (БЖД (ОВС) ).

Учебная цель   – ознакомление, формирование мотивации опережающим обучением.
Время проведения сборов – до 8 часов (учебный час – 45 минут и 15 минутный перерыв).
Привлекаемые на сборы – заканчивающие 1-й год двухгодичного курса обучения БЖД (ОВС) .

Ход проведения военно-полевых сборов (практическое опережающее обучение)

№ Учебное место Мероприятия военно-полевых сборов Время про-ведения Примеча-ние.
1 в / часть. Ознакомление с вооружением – неполная разбор-ка-сборка подготовка к бою оружия (82-мм мино-мёт, КПВТ, НСВ, АГС, СПГ-9, ПКМС или ПКП «Печенег», ПЗРК, РПГ-7, СВД, СКС, АК-74 с ГП-25) и боевой техникой (БТР, БМП, танк, орудие). по плану ВК. Общее занятие или по группам.
2 в / часть. Военно-инженерная подготовка.
Организация радио- и телефонной (проводной) связи. Работа в радиосети и на телефонной линии. до 5 минут на каждого обучаемого. Занятия по груп-пам.
3 оборуд. стена здания Горная подготовка.
Подъём по стене в паре (исп. «восьмёрки»). Креп-ление и перемещение груза вверх. Спуск. до 20 минут
(на каждую уч. группу) Высота до 6 метров
4 в / часть. Военно-топографическая подготовка.
Чтение, работа с картой (нанесение обстановки, целеуказание, расчёт маршрута движения и т.д.). до 20 минут
(на каждую уч. группу) Занятия по груп-пам.
5 поли-гон. Огневая подготовка.
1. Снаряжение патронами автоматного магазина на время «с наблюдением за полем боя» (глаза завязаны, учебные патроны).
2. Смена автоматного магазина в бою.
3. Стрельба холостыми патронами (по 3-5шт.). до 5 минут на каждого обучаемого. Занятия по груп-пам.
6 поли-гон. Тактическая подготовка.
Учебная атака противника (отход от противника) – «Штурм пулемётного гнезда». до 15 минут
(на каждую уч. группу) около 15-20 обуча-емых.

   Примечание № 24: Правила занятия «Штурм пулемётного гнезда»:
  Упражнение № 1. С боевым оружием (АК-74) заряженным холостыми патронами. Правила занятия «Штурм пулемётного гнезда»: Проводят 3 военнослужащих. 1-й – засекает время, 2-й военнослужащий, находится за спинами атакующих, контролирует выполнение упражнения, подсчитывает общее количество раз «убитых». Группа обучаемых выстраи-вается в цепь (интервал 8-12 шагов на удалении около 80-100м. от «пулемёта») на исход-ной позиции («старт») для фронтальной атаки на «стреляющий пулемёт» (магазин к ав-томату не присоединён). Номера на груди и спине у обучаемых. Цель – достичь «пулемё-та» (пересечь условную линию «финиша»). Условно «пулемёт» – это бутафорский макет пулемётного расчёта («гнезда»). А в стороне от него находится «пулемётчик» – это 3-й военнослужащий за укрытием с поднятым в руке БЕЛЫМ флажком (пулемёт НЕ стреля-ет). «Пулемётчик» повёрнут к атакующим спиной. Опустив флажок, с паузой в 1 секунду, поворачивается лицом к атакующим («пулемёт открыл огонь»). Кого увидел «перебега-ющим, тот условно «убит» (называет номера). Помогает определять «убитых» 2-й воен-нослужащий. Обучаемые атакуют перебежками, залегая за укрытиями, перебегая от укрытия к укрытию пока пулемёт «молчит» (залечь и открыть огонь). За время перебежек, обучаемые не менее 2-х раз должны сменить «пустой» магазин на «полный» (расстегнуть, достать-положить и застегнуть подсумок). Условно «убитые» («убит №…») возвращаются на исходную позицию («старт»), и от «старта» присоединяется к атакующим. Время оста-навливают по последнему в группе пришедшему к «финишу».
  Упражнение № 2. С деревянными макетами автоматов Калашникова, без «падания» на зем-лю. Проводят 3 человека: 1-й – засекает время, 2-й, находится за спинами атакующих, контролирует выполнение упражнения, подсчитывает количество раз «убитых». Обучае-мые выстраиваются в цепь (исходный рубеж для атаки – «старт»). Перед цепью на удале-нии ; 80-100 метров располагается 3-й – «пулемётчик» («финиш»). Обучаемые, передви-гаются перебежками, пока «пулемётчик» стоит к ним спи¬ной («пулемёт молчит»), с под-нятой вверх рукой (БЕЛЫМ флажком). Перед тем, как повернуться «пулемётчик» опуска-ет руку, только после этого поворачивается (1 секунда). Тех, кто не успел при перебежке «спрятаться» за укрытием (укрытие может быть, УСЛОВНЫМ, к примеру, присесть за воткнутой в землю палкой), – условно «убиты». «Убитые» возвра¬щаются на исходный рубеж («старт»), и начинают передвигаться (атаковать) вместе с остальными, как только «пулемётчик» отвернётся. Время, – по последнему на «финише».
  Упражнение № 3. По аналогии с предыдущими упражнениями – отход от «пулемётного гнезда». Это «отход» перебежками от «пулемёта» (от «финиша» к «старту»).
  Упражнение № 4. Правила «Смены автоматного магазина в бою»: Обучаемый с автоматом (АК) и с 2-я подсумками, в которых 8 автоматных магазинов + 1 присоединённым к ав-томату (без патронов). Подсумки: 1-й впереди справа, 2-й сзади справа. Действия: в дви-жении шагом, обучаемый производит условный «выстрел» из автомата – спустить курок (начало отсчёта времени). Не останавливаясь, начинает замену «пустого» автоматного магазина на «полный». Выполняется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО одной рукой («с наблюдением за полем боя» – глаза завязаны). Присоединив магазин, производит «выстрел» (конец от-счёта времени). Оценивание среднего арифметического результата времени присоедине-ния к АК магазинов: «отлично» – 3 секунды; «хорошо» – до 6 сек.; «удовлетворительно» – до 9 сек. Ошибки: обучаемый выпускал оружие (АК) или автоматные магазины из рук, перекладывал из руки в руку. 

  Примечание № 25: Правильность выполнения упражнений начального уровня с допуском к дальнейшему прохождению экзаменов среднего и высокого уровня, по нижеуказанным экзаме-национным билетам, принимает экзаменационная комиссия, состоящая ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. По результатам экзамена состав-ляются протоколы с указанием оценок.

















V.   Э К З А М Е Н А Ц И О Н Н Ы Е   Б И Л Е Т Ы
для учащихся, окончивших 2-х годичный курс обучения БЖД (ОВС) .
------------------ начальный уровень (минимальный уровень готовности) -----------------
Общие задания (для всех экзаменуемых) минимального уровня готовности – допуск («ЗАЧЁТ») к экзаменационным билетам (средний и высокий уровень знаний).
• Снаряжение автоматного магазина патронами с «наблюдение за полем боя» (на время).
• Целеуказания артиллерии различными способами по топографической карте 1:100 000.
• Расчёт максимального превышения траектории и боковых поправок (АКМ и АК-74).
• Замена автоматных магазинов «в бою» (в движении), с «наблюдением за полем боя».
• Перебежки с приёмами «лечь-встать», атака на пулемёт («штурм пулемётного гнезда»). 
• Преодоление препятствия «стена», с переводом автомата стволом вниз, за спину.
• Принятие и передача сообщения Азбукой Морзе (фонариком, зажигалкой 7-10 слов).
• Сигналы управления в бою (одной рукой) в принятом решении по боевой обстановке.
• Определение расстояний «тысячными» (исп: бинокль, гильзы патрона калибра 5,45 мм).
------------------------- средний и высокий уровень знаний -----------------------------
БИЛЕТ № 1.
1. Подготовка пулемёта к бою: установка ПКМ на станок (ПКМС), снаряжение пулемётной ленты патронами (50 шт.), досылание учебного патрона в ствол (расчёт поправок). 
2. Нанесение элементов боевого порядка на карту со слов (звуковой файл).
3. Решение тактической задачи по организации и ведению боя (по вводной). Постановка боевой задачи подразделению (по вводной, – схема, боевой приказ).
БИЛЕТ № 2.
1. Подготовка к бою АГС-17: снаряжение ленты, досылание учебного ВОГ-17 в ствол, да-лее по вводной (прицел, режим огня, сектор стрельбы, бой предстоит днём или ночью и др.).
2. Расчёт данных для стрельбы 82-мм миномёта (линейный способ, АК-3, карта 1:25 000).
3. Расчёт расхода боеприпасов подразделением в бою (по вводной).
БИЛЕТ № 3.
1. Подготовка АКМ (АК-74) с ГП-25 к бою. Расчёт упреждений. Прицеливание.
2. Расчёт маршрута движения с указанием и обоснованием наиболее опасных участков.
3. Действия в разведке (подготовка, последовательность, особенности и т.д.).
БИЛЕТ № 4.
1. Отдание команд: ведение огня и поправок, целеуказания (по вводным, не менее 10).
2. Построение профиля местности по маршруту движения в горах (погрешность до 3%).
3. Установка (по вводной) минного поля (уч. мины: противотанковые, противопехотные).
БИЛЕТ № 5.
1. Подключение телефонных аппаратов ТА-57 для работы в сети. Передача сообщения.
2. Расчёт расстояний до целей (все изученные способы, допустимая неточность 3-5%).
3. Различные узлы для крепления и перемещения грузов (не менее 5). 
БИЛЕТ № 6.
1. Подготовка ПЗРК к бою (называть действия). Наведение на цель (по вводной).
2. Составление схемы движения по заметкам, абрис (по вводной – звуковой файл).
3. Оказание доврачебной помощи при ранениях (по вводной). Вынос раненного.
БИЛЕТ № 7.
1. Подготовка СВД к бою (по вводной – «зима» или «лето»). Составление карточки огня.
2. Охрана объекта и пропускной режим, в условиях «контртеррористической операции».
3. Подготовка радиостанции к работе: проверка мощности заряда элементов питания, за-чистка контактов, подключение, установка антенны. Ремонт – пайка проводов.   
------------------------------------------ оценивание ----------------------------------------------
«ОТЛ» – исчерпывающий ответ на вопросы билета; «ХОР» – полные и правильные ответы на вопросы билета (незначительные ошибки и неточности); «УД» – отражена суть 3-х во-просов, но, поверхностные ответы на 2 из 3-х вопросов; «ЗАЧЁТ» – выполнено в полном объёме «Общее задание минимального уровня готовности»; «НЕ УД» – экзамен не сдан.


Рецензии