Противоестественный разум

– Читатель любит детективные сюжеты. Приятно читать рассказ, заранее зная, чем он кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее автора…–  где-то вы уже это слышали, правда [1]? Ну что поделаешь, если все хорошие слова уже сказаны, и никто не может сказать  ничего нового (эти слова я тоже уже где-то слышал). Так давайте не будем оригинальничать и продолжим крутить шарманку. Тут положено сказать: точно известно, что эта история не происходила никогда. Всё это выдумка, сочинённая для вашего развлечения. Итак, читайте, посмеёмся и поразмышляем вместе.

Стояла тёмная ночь. Моросил дождь. Надзиратель государственной тюрьмы Мидельсауз Бористоун… ох, простите, опять не удержался [2], то есть охранник одного секретного государственного учреждения приоткрыл окошко в окованных железом дверях, тщетно стараясь проникнуть пристальным взором сквозь непроницаемый туман.

– В такую погоду и собаку на улицу не выгонишь, – пробормотал он хриплым голосом и захлопнул окошко.

Вдруг от мрачной кирпичной стены учреждения, которое мы пока не можем назвать, отделились две таинственно крадущиеся фигуры. Высокий сутулый юноша – Вениамин Видивицын по прозвищу "Веник", вынул из кармана небольшой, отвратительного вида фонарик.

– В чём дело? –  спросил тот, что поменьше, по прозвищу "Рыбка".

– Если это не он, то придётся бежать, не мешкая.

Послышались осторожные шаги. В тусклом свете фонарика появился третий член банды по кличке "Кабан".

– Ол райт! Погода нам благоприятствует. Если только что-нибудь непредвиденное не нарушит наши планы, эту ночь мы проведём, как задумали. За дело, ребята! –  шёпотом произнёс Веник.

– Слишком много болтаешь… Когда подойдёт Семёновна, приказы будут отдавать я. А, вот и она. Ребята, за дело, – проворчал Кабан.

К трём членам шайки приблизилась четвёртая фигура, закутанная в длинный плащ – нет, не Пинкертон, а та самая таинственная Семёновна.

– Пирамиду строй! –  сиплым шёпотом скомандовал Кабан

Веник стал на одно колено, Рыбка по Венику вскарабкался на плечи Кабана и оттуда – на гребень стены.

– Тут, наверное, змеи…–  дрожащим голосом произнёс он сверху.

– Куда! – Кабан поймал за шиворот Веника, который шарахнулся было в сторону, и забросил его тщедушное тельце на стену, сложив ладони «лодочкой».

– Держите Семёновну, – пробасил Кабан.

– А она завтракала? –  осторожно спросил Рыбка.

– Я худею…–  пискнула Семёновна.

– Да ладно тебе, Семёновна легче кошки,  – успокоил Рыбку Кабан, – лови!

Он подбросил Семёновну, на стене завозились и закряхтели: «Не лапай… Уй, уй, уй… Ты чо щипаешься? А ты не лапай… Это не я, а он… Врёшь…. Уй, уй, уй…»

– Тихо вы! – прошипел Кабан. – Ползите в машинный зал, я пройду через проходную.

С этими словами таинственный главарь шайки растворился в тумане.

Ну как, не по себе вам? Поздравляю, вы стали свидетелями преступления. Хотя признайтесь, вы и сами давно подозревали, что в нашей стране нельзя сделать сколь-либо значительного дела, не совершив при этом какого-нибудь правонарушения. Как говорил Веник, тот самый, что боится змей: «Curiositas - mater sceleris [3]». Давайте-ка познакомимся с будущими фигурантами уголовного дела поближе, пригодится для дачи показаний. Я-то уже давненько знаком с их деяниями, советую и вам, так сказать, принять участие в расследовании.

Первым на месте преступления появился Веник, он же Вениамин Видивицын. Венечка, так в детстве его называла мама, не всегда был преступником. Большую часть своей, ещё очень непродолжительной жизни, он искусно прикидывался порядочным человеком. На преступление его толкнуло чувство, которое долго и неукротимо вызревало в нем, как зародыш «чужого» в астронавте Кейне, пожирая маленького Веню изнутри. Это чувство – жажда знаний. Даже будучи уже в зрелом возрасте, Веник не мог противиться этой всепоглощающей страсти. Как полагается, она наложила отпечаток и на его внешность. Если бы в известной книге Ламброзо [4] было описание «Homines cognitionis amor [5]», простите мою латынь, Венечка был бы типичным случаем. Худой, измождённый постоянными поисками истины очкарик с горящими глазами психопата на землистого цвета лице – вот ведь ужас. Но стоило Венику открыть рот, как вместо маньяка перед вами представал вдохновенный учёный и обаятельный собеседник, всем своим существом подтверждавший мысль Люка де Клапье: «Страстям мы обязаны, быть может, наибольшими победами ума».

Теперь познакомьтесь со вторым подельником, по кличке «Рыбка». Он столько раз объяснял происхождение своего прозвища, что я бы не рискнул спрашивать его об этом ещё раз. Лицо и фигура Рыбки не были так изуродованы интеллектом, как у Веника. Совсем наоборот, Рыбка обладал смазливым обликом порочного ангела. Его наклонности были соответствующими. Я уверен, что на стене именно он воспользовался возможностью осязать прелести Семёновны и поплатился за это. И, раз уж мы говорим о страстях, то стоит заметить, что Рыбка был до крайности одержим безудержной любовной страстью. Так что тут к месту было бы изречение Луция Сенеки: «Страсти придают самым глупым людям ум и делают глупыми самых умных». Обидно, конечно, но в магазине природы приходится выбирать – либо ум, либо красота.

Далее позвольте вам представить главаря шайки по кличке «Кабан». Его внешность могла бы служить учебным пособием по физиогномике [6] (ничего не поделаешь, связались с преступным миром - придётся потерпеть специфику). Квадратное грубо вылепленное лицо, массивный подбородок, глубоко посаженные глаза и густые рыжие усы щёточкой – все это говорило о волевой, целеустремлённой натуре страстного человека, более склонного к диктатуре, чем к компромиссу. Достижение цели без опасности и преодоления препятствий – это для Кабана как еда без перца, и правильно о таких людях замечал Анатоль Франс: «В основе всех великих страстей лежит прелесть опасности. Всякое наслаждение кружит голову. Удовольствие, смешанное со страхом, пьянит».

Фигура в длинном плаще, появившаяся у таинственной стены последней, принадлежала единственному женскому члену банды – обольстительной молодой девице Семёновне. Лично я считаю, что ей не следовало худеть в угоду физически неразвитому Рыбке. Семёновна и так была убийственно (уж извините меня за этот эпитет, но он соответствует общему тону нашего повествования) красива во всём – гармоничная фигура, округлое личико с огромными распахнутыми серо-зелёными глазами, серебристый вкрадчивый голосок. Добавим к этому портрету лёгкий весёлый нрав, страстную любовь к «чёрному» юмору и ко всяческим авантюрам. То, что это могло быть маской, случайно заподозрил Кабан, когда взял для переписывания конспекты Семёновны и обнаружил там на полях следующее саркастическое четверостишие:

       – Я улыбку навеки с лица сотру.
         Мне осталось в последний раз посмеяться –
         Если б знала заранее, что умру,
         Никогда бы не захотела рождаться.
      
Тогда же наш «главарь» взял Семёновну под особую опеку, на себе почувствовав, что «казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство [7]». Тут стоит отметить, что Кабану шефство над Семёновной давалось легко, так как в части личных отношений была у неё одна слабость – болезненная тяга ко всем страстным натурам, прямо как в стихах Веры Полозковой: «Страсть – это очень технологичный дар. Чуять его за милю нутром – радар Встроен [8]…».

Ну вот, теперь вы готовы к следственным действиям, читайте дальше. Да, кстати, если на допросе спросят обо мне – мы только знакомы и я только свидетель этих великолепных и спорных рассуждений моих друзей о человеческих страстях, которые так причудливо и странно отражаются в проблемах искусственного разума.

Итак, противоправное деяние в неизвестной, но очень секретной, государственной организации продолжало свершаться.

Проникнув через открытое окно первого этажа, а оттуда – в коридор на второй этаж, члены банды затаились около двери в машинный зал. В гулком пустом помещении бубнили чьи-то гнусавые голоса.

– Кажется, вас нет в списке на ночные работы…

– Да есть я в этих списках, поищите…

– Вы Зажигалкин?

– Нет, я не Зажигалкин…

– Жаль, вот он есть в списках, прямо в первой строчке, а вас надо искать….

– Ну, ищите…

– Как же я вас найду, ксерокопия такая, ничего не видно….

– Ну, тогда я – Зажигалкин…

– О, я так и думал, вы есть в списках, проходите, товарищ Зажигалкин, приятной вам ночной работы!

Всё время, пока продолжался этот безумный диалог, наши члены преступной группировки дрожали от страха, прижавшись к стене таинственного машинного зала. Темно было, как говорят душегубы, «хоть глаза коли». Вдруг около лестницы в конце коридора завозился кто-то огромный и грузный, словно горный тролль. Послышалось металлическое звяканье, сопение и неверные тяжёлые шаги. Семёновна уже было хотела завизжать пронзительным, леденящим душу женским визгом, который обычно имеется во всех классических фильмах ужасов. Но тут она поняла, что этот тролль - на самом деле Кабан, и визг, к сожалению, пришлось отменить. Кабан хрипло сказал: «Приветик…» всем присутствующим «романтикам с большой дороги» и открыл двери машинного зала.

Что же оказалось там? К чему так настойчиво стремились наши друзья-подельники, не гнушаясь нарушить строгие законы советского времени? Там, дорогие мои читатели, стояла вычислительная машина ЕС-1022, технический шедевр эпохи развитого социализма. Машина занимала целый зал и состояла из нескольких массивных металлических шкафов и тумб, набитых транзисторами, магнитными лентами, огромными магнитными дисками. Все это роскошно мигало лампочками, жужжало и дуло горячим воздухом. По вычислительной мощности этот шедевр был в двести раз меньше среднего смартфона нашего времени.

Возможно, вам, современным людям, это будет непонятно, но наши друзья, в составе организованной преступной группы, воровали машинное время у собственной организации, то есть выполняли нелегальные расчёты для своих дипломных проектов. А вы что думали? Неужели вы могли предположить, что я позволю своим героям совершать не то что уголовно наказуемые, а вообще какие-либо безнравственные поступки? Впрочем, я знаю, что вы не могли такого подумать. Так давайте же с высоты нашего времени и социального опыта современного общества, которое с той поры было свидетелем дел, несравнимо более безнравственных и преступных, отпустим нашим друзьям эти скромные грехи и перестанем называть их подельниками, шайкой и другими хорошо известными вам словами из лексикона 90-х.

Зайдя в машинный зал, Кабан действовал по-хозяйски. Он достал из сумки первую колоду перфокарт с программой своих расчётов, снял с неё резинку, вставил колоду в считыватель и придавил стальной крышкой. Затем подошел к телетайпу и ввел несколько команд. Считыватель затарахтел, лампочки на консоли замигали, магнитные головки под стеклянной крышкой дисковода задвигались – в общем, расчёт пошел. Ближайшие два часа делать было нечего, и, так как в плотно заставленном вычислительным оборудованием помещении стул был только один – у телетайпа, друзья в разнообразных позах расположились на полу. Кабан с трудом втиснул свою буйную плоть между процессорным шкафом и телетайпом, Семёновна расположилась в позе русалки возле дисковода, Рыбка со стоном рухнул, как подстреленная дичь, под дверцей системного магнитофона, а я и Веник образовали рядом с ним живописную композицию «Охотники на привале». Потом Семёновна сквозь зубы процедила: «Самец-с-с-с…», – и сделала вид, что собирается ещё раз ущипнуть Рыбку. Рыбка дёрнулся в сторону и ударился головой о железную дверцу магнитофона. Магнитофон загудел как вечевой колокол, все, кроме Рыбки, засмеялись. На этом развлечения кончились, и возникла тоскливая пауза.

– Si vous n'avez pas de chance, m?me le diable n'aide pas [9]! – наконец, с раздражением сказал Рыбка, потирая голову и ни к кому конкретно не обращаясь. – И почему у нас на пятерых только один компьютер? Вот был бы у каждого, не валялись бы тут на полу, как…

– Клошары? Можешь не продолжать. Такие устройства, называемые персональными компьютерами, уже появились за рубежом, – перебил Рыбку Веник. – Я от знакомого слышал, американская фирма «Яблоко [10]» уже вовсю продаёт, вторая модель. По вычислительной мощности он ещё уступает тому, внутри чего мы сидим, но эпоха персональных компьютеров уже началась и через несколько лет персональный компьютер такой же мощности, как наша ЕС можно будет держать на коленях.

– Американцы наверняка назовут его “Laptop [11]”. Но  гораздо интереснее, как будет развиваться то, что он обрабатывает.  Я вот недавно прочитал в журнале, что появятся такие программы, которые смогут на равных вести диалог с человеком и заменять его в решении интеллектуальных задач…– возбуждённо произнёс Кабан и начал беседу, которую я запомнил как разговор о «противоестественном разуме».

– А представь, подобные программы уже появились, – подхватил тему Веня. – Все вы наверняка слышали о такой науке, как кибернетика [12]? Я начал знакомиться с ней ещё в школе, прочитал интереснейшую книгу Кобринского и Пекелиса [13]. Мысль о том, что процессы управления в живых организмах, включая человека, и в искусственно созданных технических аппаратах подчиняются общим закономерностям, настолько поразила меня, что я продолжил знакомство с этой новой наукой и попробовал книгу Уильяма Эшби [14]. Сложновато, конечно, для неофита. Эшби окончательно убедил меня, что такая важная особенность организма, как адаптивное поведение и постоянство внутренней среды, или гомеостазис, обеспечивается с использованием вполне определённых механизмов управления с обратной связью, аналогичных таковым в технических системах. А отсюда только один шаг до другой аналогии: если тело управляется по тем же закономерностям, что и машина, может быть и некоторые особенности мышления человека могут поддаваться логическому анализу и также могут быть воспроизведены при помощи вычислительных машин?

– И этот шаг очень быстро был сделан, – продолжила дискуссию Семёновна, – появились программы, имитирующие логические рассуждения человека. Теория создания таких программ называется «искусственным интеллектом».

– И что, с ними можно вести диалог, как с человеком? –  с сомнением поинтересовался Кабан.

– Да, вполне. Появился даже критерий, по которому можно судить, насколько полно имитирует программа мышление человека, – Семёновна повернулась к Венику и щёлкнула пальцами, – тест имени кого?

– Таня, не кого, а чей – укоризненно сказал Веня, – тест Алана Тьюринга, опубликованный в 1950 году [15]. Суть критерия в том, что если в ходе дистанционного диалога с неизвестным и невидимым респондентом человек не сможет определить, с кем он ведёт беседу – с таким же человеком, или с программой, то программа может считаться разумной. Но! – Веня предостерегающе поднял палец и стал похож на портрет молодого человека кисти Франса Хальса, только без берета. – Этот тест тут же подвергся серьёзной критике из-за своей необъективности. Например, такой тест легко пройти при помощи фатического [16] диалога. Танечка, помнишь, когда мы с тобой разбирали книгу Поспелова [17], даже привели свой пример такого диалога? Давай, покажем ребятам?

– Я говорю за Трактирщика, который может быть программой, а ты за Хозяина, который является человеком, да? – страсть к актёрской игре преобразила Семёновну, прекрасное лицо её покрылось румянцем, в глазах, в этих «hublots de l'?me [18]», как однажды выразился Рыбка, появился волшебный неземной свет.

– Да, вспоминай…–  подбодрил Семёновну Веня.

Трактирщик: «Принцесса страдает, болеет, а жизнь идёт своим чередом».

Хозяин: «Да!»

Трактирщик: «Рыба тут дешевле, чем у нас. А говядина в одной цене».

Хозяин: «А овощи?»

Трактирщик: «Ну, овощи такие, какие тебе и не снились. Тыквы сдают небогатым семьям под дачи. Дачники и живут в тыкве, и питаются ею. Пробовали арбузы сдавать, но в них жить сыроватоn[19]».

– Как видите, друзья, фатический диалог создаёт только видимость общения и, так как реального обмена информацией не происходит, судить об интеллекте собеседника нельзя, – завершил этот маленький спектакль Веник.

– Значит, общение с человеком, как минимум на уровне фатического диалога, искусственному интеллекту по плечу, с решением логических задач он должен справляться даже лучше и быстрее человека, так как мало зависит от их размерности, – задумчиво рассуждал Кабан. – Стало быть, можно опасаться появления искусственного разума, полностью превосходящего человеческий…

– Я бы назвал такой искусственный разум противоестественным! – воскликнул Рыбка. – Потому что велика вероятность конфликта между великолепно организованными машинами и интеллектуально слабыми людьми. Эволюция не терпит слабых, и нам суждено вымирание, человеческая цивилизация заменится машинной.

– В твоих словах что-то есть, Рыбон. Хотя фантасты описывают различные варианты сосуществования машинного и человеческого интеллекта – от сотрудничества у Азимова в «Стальных пещерах», до полной зависимости у Кларка в «Городе и звёздах», – сказала Семёновна. – Различное целеполагание у человека и машины и отсутствие у последней эмоций и морали неизбежно приведет к противостоянию.

– А я бы не стал беспокоиться за будущее человека в кибернетическую эпоху. Нас не погубит совершенство сделанных нами машин, потому что мы защищены нашим несовершенством! – вскричал Веня и продолжил под вопросительными взглядами друзей. – Всё очень просто, други мои. Конструктор машины или программы знает, как она устроена. В любой, даже самой сложной, системе логического вывода можно по шагам проследить, как из посылок синтезируется заключение. А вот программа никогда не узнает, каким способом принимает решение человек, потому что он, создатель этой программы, сам этого не знает. Поэтому программы не будут с нами на равных. В другой книге Поспелова [20], которую я всем советую прочитать, говорится о том, что рассуждения человека при принятии решений основаны на гораздо более сложных закономерностях, чем логические правила, которые заложены в продукционные системы [21] машин.

Веня перевёл дух и продолжил. Его пафосные рассуждения о судьбе человечества звучали очень комично, ведь изрекал он их, лёжа на боку в позе римского патриция на пирушке, но рассказ его просто заворожил меня, потому что Веня говорил с необыкновенной страстью: «Каждый человек, от нобелевского лауреата, до последнего забулдыги – это штучный продукт, результат индивидуального развития. Через его собственный неповторимый опыт, через всё, что он слышал и видел и из чего сам построил свой внутренний мир, через детские грёзы и обиды, сны и злые надежды, через все эти неисчислимые пласты его непознаваемого «я» пробиваются мечты. Они как ростки чудесных цветов, обрастают по пути рациональным и превращаются в цели, которые овладевают нами и становятся страстями. Не надо пытаться разбирать, анатомировать их, потому что каждый раз после этого будет умирать частичка вашей «человечности». Так пусть же каждый из нас собирает свой букет страстей и живёт их чарующим ароматом. Нет на земле силы, способной противостоять силе страсти! И никогда её не будет у бездушных машин!»

Тут Веня неожиданно приподнялся и стал на колени. Казалось, он приготовился к какой-то истовой молитве.

– Послушайте, я написал стихи о людях и машинах, – проникновенно сказал он:
      
       – Аллилуйя страстям человека!
         Он не знаний, а счастья взыскует,
         Мудрый  разум без страсти – калека
         Аллилуйя страстям, аллилуйя!
      
         Без мечты не возникнет желание,
         У расчёта не будет стремлений,
         У программы не будет страданий,
         А у робота  нет сожалений.
      
         Человеческий разум слабее
         Силиконовой мощи машины,
         Но она никогда не сумеет,
         Но она не достигнет  вершины.
      
         Потому что любя и страдая,
         И неся свою ношу натужно,
         Человек всей душой понимает
         Для чего и кому это нужно.
      
         Горы древние реки источат,
         И, хоть время, память врачуя,
         Человечеству гибель прочит -
         Аллилуйя страстям, аллилуйя!
      
Торжественную апологию человеческим страстям прервало стрекотание телетайпа – первый расчёт был завершён. Семёновна стала хлопотать над своей колодой перфокарт, дальше была её очередь, а я вышел из машинного зала по той надобности, которой никогда не бывает у бездушных машин.

Когда я вернулся, то увидел странную сцену: мои друзья, как муравьи, хаотически ползали по полу, ругались и пели. Запевала своим чистым звонким голоском Семёновна:
      
  – Тикают так, как вулканы поют,
    Машины стоят, карты больше не жрут,
    А почему? Просто я - ворона.

    Программ не ввожу, потому что их нет.
    Колода упала – какой это бред!
    Теперь я пою, как поёт ворона [22]…
      
Припев получался несколько вразнобой. Сама Семёновна пела: «Я ворона, я ворона на-на-на-на….», – а её друзья: «Ты корова, ты корова ва-ва-ва-ва…».

Пока все мы собирали и перекладывали колоду перфокарт, мне пришло в голову, что, может быть, искусственный разум тогда перестанет быть противоестественным, когда сам сможет посмеяться над собой. Когда он почувствует, что быть смешным в глазах других хорошо…

[1] «Берегись автомобиля» (реж. Э. Рязанов,1966).

[2] «Призрак замка Моррисвилль» (реж.: З. Борживой, 1966).

[3] Любознательность - мать преступлений (лат.) Не ищите этот афоризм в словарях.

[4] Ломброзо Ч. (2005) Преступный человек. М.: Эксмо.

[5] Человек, страстно желающий знаний (лат.)

[6] Физиогномика – псевдо-наука о  связи формы лица человека и его характера. Подробнее – Шварц Т. (2010) Читаем лица. Физиогномика. СПб.: Питер.

[7] С.А. Есенин Чёрный человек.

[8] Вера Полозкова "Очень спокойно, мелочью не гремя..."

[9] Если не везёт, то даже черт не поможет (фр.) Рыбка любит вставлять в разговор французские фразы, преимущественно ругательства.

[10] Веник имеет в виду американскую компанию Apple и ее продукт Apple ][, выпущенный в 1977 году и проданный в количестве более 5 млн. штук.

[11] Наколенный компьютер (англ.) Как приятно и легко быть провидцем в воображаемом прошлом!

[12] Наука об управлении и передаче информации в живых организмах и машинах.

[13] Кобринский Н.Е., Пекелис В.Д. (1963) Быстрее мысли. М.: Молодая гвардия.

[14] Эшби У. (1962) Конструкция мозга. М.: Иностранная литература.

[15] Тьюринг А. М. (2003) Вычислительные машины и разум. // Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М. С. 47-59.

[16] Фатический дилог – способ общения, при котором участники не сообщают друг другу никакой информации, а только поддерживают беседу. Подробнее - Дементьев В.В. (1999) Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. № 1.

[17] Поспелов Д.А. (1982) Фантазия или наука: на пути к искусственному интеллекту. М.: Наука.

[18] Иллюминаторы души (фр.)

[19] Фатический диалог из фильма «Обыкновенное чудо» (реж.: М. Захаров, 1978). Обязательно посмотрите, фильм – чудо.

[20] Поспелов Д.А. (1989) Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов. М.: Радио и связь.

[21] Программная система логического вывода, основанная на системе связанных правил «если-то-и действие»

[22] Семёновна исполнила саркастическую пародию на тему песни Линды «Я ворона». Это своеобразное произведение появилось на свет в 1996 г. Как Семёновна могла её знать в 70-х – необъяснимо так же, как ее чувство юмора.


Рецензии
Как непростительно давно я не принимал Ваши пилюли, Петр! Но вот во мне еще одна, ликует сердце, жизнь полна. Пилюля изготовлена по Вашему фирменному рецепту: блестящая оболочка + утонченное содержимое + длительное послевкусие, каковое считаю началом терапевтического эффекта. Да. Работает!
Доктор, простите меня за то, что давно не заходил. Но таки уже не терпится принять следующую.
Ваш МГ.

Михаил Горелик   03.02.2019 19:56     Заявить о нарушении
Михаил, приветствую! Большое Вам спасибо за "тонизирующий" отзыв. Раз пилюля действует, значит рецепт правильный, и все мои старания не пропали зря. На здоровье. Эта пилюля выдерживалась целый год, поэтому получилась такой "концентрированной", там и стихи и фирменные приправы - выдуманные поговорки, и мрачный сарказм Семеновны. И, раз уж Вы зашли, мой добрый пациент,могу Вам по секрету сказать, что следующая порция лекарства на подходе. Пилюля будет о красоте, и отсылать она будет к молодой науке - нейроэстетике. Сейчас готовлюсь. Видел Вашу новую публикацию, прочитал несколько отрывков, еле оторвался, хочу выбрать время и проглотить все сразу, целиком, чувствую, что вещь глубокая. Ещё раз спасибо, и до встречи на "прозе".

Петров Петр Кимович   08.02.2019 21:51   Заявить о нарушении