Если ты - художник

Кто такой художник? – довольно просто ответить на это вопрос: это человек, который пишет картины. Хотя, не только. Художниками принято считать скульпторов, архитекторов, дизайнеров, модельеров, стилистов, и так далее, - всех тех, чья работа связана с созданием красоты и гармонии. А я в своем двухтомнике стихов «Если ты художник» передала ещё более широко состояние «я - художник», – это когда смотришь на мир глазами художника, то есть видишь мельчайшие детали прекрасного даже там, где они незаметны: впопыхах, в делах, заботах, в повседневной суете. Видишь и одновременно чувствуешь, сопереживаешь. То есть это восприятие мира всем сердцем, когда в каждой клеточке отзывается радость и боль, восхищение и сострадание, -  Когда ты смотришь на снежинку – и ты – снежинка, сугроб, лужа, в которую он превратился под лучами солнца. Когда ты травинка и божья коровка, которая по ней ползёт. И когда так, - становится заметным, понятным и по-настоящему своим то, чему мы при обыденном взгляде на обстоятельства не придаём значение. И я считаю, что именно такой он – взгляд художника.
Чтобы написать воробья, - не важно в музыке, на холсте или отлить в бронзе, - нужно почувствовать себя воробьем. И на это должно хватить сердца. А еще оно должно выдержать эти тысячи жизней – берёзок, которые сломлены ураганом, воинов, отдающих свои жизни за Родину, детей, оставшихся без родителей… Как выдержать? – только благодаря радости! Радости, которая наполняет твое сердце при контакте с красотой этого мира, которой бесконечно много! Она повсюду. И пока ты успеваешь ее замечать и наполняться ей, как воздухом, можно жить и творить. Вернее, необходимо как воздух – ЖИТЬ И ТВОРИТЬ!   
Белый лист бумаги, кисточка и коробка акварели… Я хорошо помню своё состояние счастья, когда на пленере в детской изостудии мы с натуры рисовали одуванчики. Они были тогда ярко желтыми на зеленом фоне, казались огромными. Их было так много, и они как солнышки дарили тепло, радость, были похожи на пушистых цыплят. Казалось, сейчас разбегутся, стоит только прилететь голубю, или услышать кудахтанье мамы-курицы… Мне тогда было пять лет. И это одно из  самых счастливых воспоминаний моего детства.
А еще у меня есть удивительно ранние воспоминания, связанные с моим дедушкой – Берком Менделеевичем Пальчиком, - мне было два с половиной года! - Я помню его голос – он мне читал стихи Чуковского и Маршака, я помню, как он лежал на кровати – ему было уже тяжело ходить (но об этом я узнала позже, когда дедушка уже умер, от бабушки) и читал мне сказки. До сих пор детские стихи и сказки звучат во мне дедушкиным голосом.
У нас была сильная связь. Он умер, когда мне было почти три года, и мне его очень не хватало. И остались дедушкины картины – пейзажи на холстах в рамах и эстампы. И я совсем маленькой слушала пластинки с музыкой Бетховена и смотрела книги с живописью и думала, что буду как дедушка художником. – То есть буду писать картины. Но в привычном понимании этого слова, художников я не стала. Хотя передаю красоту этого мира всеми доступными мне способами: музыкой, стихами, вышивкой, шитьем. Мне просто необходимо создавать красоту, но мне еще нужен и масштаб, - большой масштаб событий, где красоту будут создавать много людей, разными способами: музыкой, танцами, песнями, стихами, живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством. И хотя мой дедушка не организовывал в отличие от меня большие фестивали – времена были другие, надо было восстанавливать после войны города, строить дома, и дедушка занимался именно этим – масштабы – это тоже у меня от дедушки. И этот свой двухтомник стихов я решила посвятить ему. Своему любимому дедушке, который за первые два с половиной года моей жизни успел мне дать столько любви и восхищения, что я до сих пор чувствую эти ресурсы как самые сильные и мощные в моей жизни.
Мой дедушка был заслуженным строителем РСФСР и персональным пенсионером республиканского значения. Он возглавлял Комбинат строительных материалов Чечено-Ингушского управления строительства, куда входили заводы сборного железобетона, заводы товарного бетона, растворные узлы, деревообделочные цеха и асфальто-бетонные установки. Дедушка обеспечивал все стройки гражданского и промышленного строительства в Чечено-Ингушетии. Работа была очень напряжённая, и занятия живописью помогали ему снять состояние перегрузки после трудового дня.  Дедушка ушел рано из жизни в 59 лет – сказалась очень ответственная тяжелая работа, перенесенная Ленинградская блокада. В осажденном Ленинграде работал на заводе по производству боеприпасов. Эвакуирован был вместе с женой – моей бабушкой в 1942 году по «Дороге жизни» по льду Ладожского озера в Челябинск. Как рассказывала бабушка, на их глазах несколько машин (полуторок) ушло вместе с людьми под лёд. В Челябинске, а затем в Стерлитамаке, где родился мой папа, строил военные заводы. В 1946 году был переведён на Донбасс, где восстанавливал разрушенные фашистами заводы и шахты. В 1952 году был переведен в г. Грозный на строительство химического завода. И с тех пор они с бабушкой и папой жили в Грозном. И в Грозном родилась я.
Я многое делаю как дедушка. Наверное, повлияли бабушкины рассказы. Бабушка всегда приводила дедушку в пример. И моя модель жизни, когда я организую большие события, а музыка, стихи, и вообще творчество – это должно быть на высоком профессиональном уровне, но это для души, это вечером – это дедушкина модель жизни. Я это недавно осознала, хотя так живу уже много лет. И в моей книге «Если ты художник» есть стихи, которые посвящены художникам, есть стихи, посвящённые отозвавшимся в моей душе картинам моих знакомых художников, а есть стихи, передающие отношение художника к миру – мое отношение. Когда я всё очень остро чувствую и переживаю. И при этом радуюсь красоте. - Души человеческой, природы необъятной, музыки, которая со мной всегда. И для меня бесконечно важно поделиться с вами этой красотой и рассказать о моём дедушке, который успел передать мне главное – жизненную позицию «Если ты художник».


Рецензии