Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург 1859-1939

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
С 1878 по 1886 год в стенах Императорской Академии художеств пребывал еврейский юноша, будущий скульптор Элиас (Илья) Гинцбург, который считается одним из наиболее значительных мастеров российской скульптуры последней трети XIX — первой трети XX века. В своем творчестве Гинцбург сочетал традиции академизма и реалистического искусства, имея в виду передвижничество. Все его произведения отличаются непосредственностью наблюдений и тщательной трактовкой деталей.

Творчество Гинцбурга представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее,  Государственном Русском музее, Историческом музее, Музее Российской академии художеств и других.

Родился 15 мая 1859 года (Гродно) в семье известного талмудиста-писателя.  Детство провел в Вильно, где стал заниматься для себя гравированием на твердых камнях. Рано потеряв отца, Элиаш воспитывался матерью, братьями и дедом, известным благотворителем Гиршем Лапидусом, который, видимо, и представил мальчика  Антокольскому, который обратил внимание на его художественные способности, стал упражнять его в скульптуре и вывез Элиаша в 11 лет из черты оседлости в Петербург.
С тех пор началась учеба Гинцбурга у известного скульптора, переросшая затем в творческое сотрудничество и дружбу, которая продолжалась до смерти Антокольского в 1902 году.
В мастерской учителя в Петербурге и под его руководством Гинцбургом были исполнены орнаменты на троне статуи "Иван Грозный" Антокольского. Позднее Гинцбург выполнил бюст самарского губернатора Константина  Карловича Гроота для памятника последнему по проекту Антокольского и ряд других работ.

Облик учителя и друга был запечатлен уже зрелым скульптором в портретных статуэтках (например, "М. М. Антокольский у станка", 1897) и в бронзовом бюсте (1907). Гинцбург же стал автором надгробия Антокольскому (1909). Под значительным влиянием Антокольского сложился и творческий метод Гинцбурга, отличающийся точностью наблюдений, тщательностью трактовки деталей.
Репин заметил талантливого паренька и написал с него в 1871 году этюд для картины "Воскрешение дочери Иаира" (ГТГ).

Репин придал лицу юноши печальную сосредоточенность, большие светлые глаза выражают трагизм и устремлены в сторону. Вьющиеся рыжеватые волосы окаймляют округлое лицо. Уголки губ опущены, брови чуть насуплены. Мальчик выглядит расстроенным.
В мастерской Антокольского по рисункам Федора Григорьевича Солнцева, главного знатока древностей государства российского, подросток  выполнил орнаменты на троне статуи учителя «Царь Иоанн Васильевич Грозный».  Осенью 1871 года вместе с Антокольским Илья уехал в Италию.
С 1872 года Гинцбург учился в частном пансионе англичанина Гирса, затем перешел во 2-е Реальное училище,
В 1878 году Гинцбург по окончании реального училища в Петербурге поступил в Академию художеств, где учился (1878–1886) у А.;Р.;фон;Бока, Н. А. Лаверецкого и И. И. Подорезова.  Одновременно посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников.
Зимой 1880–1881 занимался в парижской мастерской Антокольского, несколько недель — в частной художественной школе Ф. Коларосси. Весной 1881 возвратился в Петербург и возобновил занятия в ИАХ.

За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1883 — малую серебряную медаль, в 1884 — большую серебряную медаль, в 1885 — малую золотую медаль за программу «Носильщик, несущий на плече убитого зверя» (образ подобный Доброму Пастырю– Христос с овцой), в 1886 — большую золотую медаль за программу «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» (барельеф). В том же году выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени.
Далее на средства барона Г. О. Гинцбурга, неофициального главы евреев России, стажировался 1 год в Париже и Риме.
Преемственно ему, как и к Антокольскому, покровительствовал "Элиасику" всё тот же В. В. Стасов.
Гинцбург экспонировал свои работы на многих выставках, в том числе и академических (1884–1918, с перерывами). В 1900 году - Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже, в 1904 - золотая медаль на Всемирной выставке в Сент-Луисе. Участвовал также в других международных художественных выставках: в Мюнхене (1893, 1895, 1901, 1909, 1913), Берлине (1896), Венеции (1897, 1914), Льеже (1905), Всемирных выставках в Чикаго (1893) и Риме (1911).

Жил в Петербурге. Много путешествовал. В 1884 посетил Францию и Германию, в 1887 - Рим и Флоренцию, в 1889, 1902, 1908 - Париж, в 1909 побывал на Капри у А. М. Горького. В 1892 совершил поездку по Западной Европе, в 1897 - по Италии (Верона, Падуя, Пиза, Сиена, Венеция, Триест).
Гинцбург состоит председателем секции искусств при Обществе народных университетов, членом комитета Общества музея Толстого и Петербургского литературного общества.
Как скульптор, Гинцбург обладал большим и разнообразным талантом и вскоре стал одним из лучших скульпторов в России.

Его многочисленные произведения могут быть разделены на три категории:
1) галерея статуэток-портретов современных ученых, литераторов, художников и др.;
2) несколько скульптур на отвлеченные темы, бюсты и памятники;
3) жанр: сцены и группы из детской жизни.
Начнем с детской темы. Гинцбург создавал отличающиеся непосредственностью наблюдений и тщательностью трактовки деталей бронзовые жанровые фигурки детей. Между душой художника и близким к природе наивным детским миром есть много общего. Всякое резкое отклонение от природы, одно подражание античности не дает ему добиться художественного чувства правды.
Эти работы были чрезвычайно популярны в России, они часто выставлялись и тиражировались для продажи. Вот некоторые сюжеты: "Волк идет" - малыш, вывернув рубашку, пугает свою мать, а та притворяется испуганной; "Заноза" – мать вынимает у мальчика из пальца занозу, а тот держит обе руки с растопыренными пальцами, словно в каждом из них заноза.
В "Сказке" мать рассказывает девочке на ночь сказку, а та, сидя в одной рубашке, вся превратилась в слух (музей АХ). Другие "Девочка, несущая по ступенькам полную чашку"; "Мальчик за уроком";  "Мальчик перед купаньем" (в Музее Александра III);  "Мальчик, играющий на струне" (в Музее Александра III); "Наказанный (в углу)"; "Подсказывает", "Доктор, выслушивающий больного ребенка". («Мальчик, собирающийся купаться», 1886, Русский музей, Ленинград).

Специфической формой малой пластики стал разработанный Гинцбургом, по совету Стасова, особый вид портретных статуэток, изображающих деятелей культуры и искусства и передающих их образы в состоянии повседневной творческой деятельности. Такие статуэтки всегда были популярны  и в СССР (от Наполеона, Бетховена, Пушкина до Ленина).
Гинцбург создает знаменитую галерею статуэток-портретов известных людей России. Сюда вошли гипсовые и бронзовые статуэтки:  Толстой ((1891, вещь, приобретшая громадную популярность), композитор и пианист А. Г. Рубинштейн у этажерки с нотами(1898), Чайковский за работой, Римский-Корсаков в характерной позе (крутящий бороду), Верещагин с палитрою перед картиной (1892, ГТГ), И. И. Шишкин, Л. Пастернак,  В. И. Суриков (1914), М. Горький (1894), И. Репин (1897), барон Г. О. Гинцбург, М. Антокольский, депутаты Родичев, Муромцев и Милюков, Ф. Шаляпин и многие другие. Гинцбург соединяет в себе силу и мягкость исполнения. Он не гонится за эффектами, а стремится всегда к правде и простоте.
Вообще, область портрета стала едва ли не основной в творчестве скульптора. Кроме портретных статуэток, Гинцбург выполняет многочисленные бюсты представителей художественной интеллигенции - И. Н. Крамского (1886, гипс; 1887, бронза), Д. В. Григоровича (1884), В. С. Соловьева (1900) и др.

Он стал автором первой и единственной прижизненной скульптуры П.И.Чайковского, которую можно увидеть в экспозиции мемориального дома.

Другой значительной сферой деятельности скульптора, принесшей ему известность, было создание художественных надгробий. В 1900-10 гг. им создан ряд надгробных памятников.
Из больших скульптур Гинцбурга особенно выделяются по силе и выразительности бюсты Антокольского и Стасова. — Стоящая во весь рост богатырская фигура Стасова (1908) на барельефе его надгробного памятника (в Александро-Невской лавре)
В 1889 году на могиле Бородина установили памятник работы И.Я. Гинцбурга (архитектор И.П. Ропет), созданный на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из "Богатырской" симфонии, а на ограде (не сохранившейся) - химические формулы.

Надгробие М.П. Мусоргского на Тихвинском кладбище было открыто 27 ноября 1885 г.
Средства на сооружение памятника собирались друзьями композитора: И.Е. Репин; Н.А. Римский-Корсаков; А.К. Глазунов и т.д.
Скульптор И.Я. Гинцбург и архитектор И.С. Богомолов разработали проект бесплатно.
Под портретом (вырублены): нотные строчки со словами: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».

Гинцбург занимается также литературой и писал в "Новостях", "Русском слове", "Сыне Отечества" и во многих других рассказы и критические статьи. Его автобиография напечатана в "Мире Божием" (1880).
В 1908 г. вышла книга воспоминаний Гинцбурга под общим заглавием "Из моей жизни".

Помимо автобиографического интереса, она имеет значение, как страница из истории евреев в России во второй половине 19 века. Гинцбург описывает, как он ребенком, приехав с Антокольским в Петербург, был окружен на улице (Вознесенском проспекте) толпой уличных мальчишек, которые дразнили его "жидом". Как в школе его преследовали ученики и глумились над ним учителя за его еврейство; очень живо описывает сцену выдачи ему паспорта в Гродно, где пристав в участке определял его возраст по наружному виду и т. д.
В рассказе "Как и чему меня учили" дана правдивая критика средней школы, а в конце воспоминаний "Как я сделался скульптором" - оценка художественного преподавания в Академии.

Интересны воспоминания: "Мои маленькие натурщики", "Как я работал в Ясной Поляне", "Стасов у Толстого", "Накануне"; в рассказах "Концерт" и "Обед" описано, как художник-ребенок чувствует себя чужим и одиноким в хоромах аристократов.
В воспоминаниях Гинцбурга, как и в его скульптуре, видна тонкая психология искренней и правдивой души. Они интересны и сегодня!

В 1899 году Стасов предложил Гинцбургу вылепить бюст или статуэтку Шаляпина. Он посылал письма скульптору и всячески уговаривал артиста дать согласие позировать. Так галерея миниатюрных портретов выдающихся деятелей русского искусства, создаваемая скульптором по совету Стасова, пополнилась еще одним.
Позднее Гинцбург неоднократно возвращался к образу артиста. Он сделал несколько барельефных портретов. Лучший из них - «Шаляпин у рояля». Он сидит перед открытой клавиатурой, непринужденно откинувшись на спинку стула, будто обдумывая музыкальную фразу или произнося слова романса. Легкая, почти незаметная моделировка создает ощущение трепетного движения лица.

Работал Гинцбург и в области монументальной скульптуры. Ему принадлежат памятники деятелям науки и культуры, в которых проявился неизменный интерес скульптора к портрету. Наиболее значительны из них памятник Н. В. Гоголю в Сорочинцах (1911) перед зданием музея, рядом с Свято-Преображенским храмом.
После смерти Айвазовского (1900) возникла идея установки памятника маринисту. После того, как феодосийские жители выступили с инициативой поставить его, был объявлен конкурс, по итогам которого утвердили работу Ильи Гинцбурга, уже опытного на тот момент скульптора. Монумент был отлит в 1914 году и был открыт в 1915 году. Гинцбург очень серьезно подошел к своей задаче.
Он приезжал в Феодосию, чтобы посмотреть, где будет стоять его работа. Скульптор был лично знаком с Айвазовским. Гинцбург был очень наблюдательным человеком, он знал излюбленные позы художника и именно так изобразил его в своей работе. Иван Константинович «сидит», откинувшись немного назад, его рукав загнут и приколот, чтобы не измазать его краской. Говорят, что именно так и делал художник.

В городе Пензе в центре одного из скверов в 1892 году установлен памятник М. Ю. Лермонтову работы  Ильи Яковлевича Гинцбурга.  Тогда же скверу было дано имя поэта.
Памятник, представляющий собой бронзовый бюст на четырехгранном гранитном пьедестале..был установлен благодаря усилиям образовавшегося в 1892 году Лермонтовского общества, в связи с 50-летием со дня смерти Лермонтова. Открытие бюста состоялось 17 мая 1892 года. Тогда же скверу присвоили имя М.Ю. Лермонтова.

Пушкин находился в Екатеринославле в качестве поднадзорного изгнанника 18 дней в 1820 году. Как раз в то время из Екатеринославской тюрьмы бежали два брата-разбойника, что вдохновило поэта на создание поэмы "Разбойники". Бронзовый бюст А.С.Пушкину на гранитном постаменте был воздвигнут на пожертвования и открыт 14 октября 1901 года в торжественной обстановке. Очевидцы рассказывают, что его открыли в очень торжественной обстановке. Все прилегающие улицы были забиты народом. На гранитном постаменте был установлен бюст работы академика И. Я. Гинцбурга. На постаменте мы можем увидеть надпись "Пушкину 1901" и строки из стихотворения: "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал".
Памятник, по иронии судьбы ждала участь самого поэта - в годы Второй мировой войны немецкий офицер, узнавший, что Пушкин погиб на дуэли, дважды выстрелил из пистолета. Жители спрятали «подстреленного» Пушкина в надежное место. Лишь в 1999 году после капитального ремонта памятник Пушкину в Днепропетровске (бывш. Екатеринославль) был открыт вторично.

Установка памятника Петру Великому на Охте работы Гинцбурга была приурочена к 190-летию образования Охтинских поселений (в 1911 году). Место для памятника-бюста было выбрано у здания храма Сошествия Святого Духа. Бронзовый бюст был отлит в Петербурге. Бюст представлял императора с открытой головой, в мундире, с Андреевской лентой через плечо. На гранитном постаменте была высечена надпись: «Петру I-му благодарные охтяне».
При уничтожении Свято-Духовской церкви в 1933 году исчез и памятник. Лишь 26 мая 2001 на предполагаемом месте установки был открыт закладной камень. Воссоздание бронзовой скульптуры велось по старым фотографиям. Воссозданный памятник открыт 23 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. 

В 1918–1925 Гинцбург преподавал в Петроградских государственных художественных учебных мастерских - Вхутемасе;  в 1921-1923 - декан скульптурного факультета Вхутемаса, профессор.
Он автор многочисленных литературных работ, воспоминаний о встречах с художниками, писателями и другими (Скульптор Илья Гинцбург: Воспоминания, статьи, письма. Л-д., 1964).
В советское время Гинцбург участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, выполнив известные портретные памятники Г. В. Плеханову (1921- 25) и Д. И. Менделееву (1930-32) в Ленинграде, а также ряд скульптурных групп, посвященных революции (1926).
3 мая 1925 года был торжественно открыт памятник деятелю международного революционного движения Георгию Валентиновичу Плеханову. Не случайно памятник стоит перед Технологическим институтом.  В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды он появился здесь, как один из первых памятников революционным деятелям. Фигура Г. В. Плеханова за кафедрой — скульптор И. Я. Гинцбург, фигура рабочего со знаменем - скульптор М. Я. Харламов, пьедестал из розового гранита - архитектор Я. Г. Гервиц.

И. Я Гинцбург выполнил группы «Февраль 1917 год», «Майские торжества», «В дни Октября» (1926).
И. Гинцбург в 1890 году еще при жизни Д. И. Менделеева создал его небольшой скульптурный портрет, позже отлитый в бронзе и приобретенный ученым. На основе этого портрета Гинцбург по собственной инициативе в 1930 году изготовил модель памятника высотой 2,8 метра, подарив ее Академии наук. Менделеев здесь выглядит вполне органично - удобно расположившись в кресле, закинув одну ногу за ногу, ученый будто отдыхает, закурив сигарету. Это, пожалуй, единственный памятник, на котором выдающийся деятель изображен курящим.
В последнее время, в связи с борьбой с курением по поводу папиросы в руке у
Д. И.  Менделеева разгорелись споры. Вплоть до безумных идей - вроде отпилить папиросу или заменить её карандашом.
Скончался Илья Гинцбург 31 января 1939 года в Ленинграде. Похоронен был на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Саркофаг 1930-х годов из полированного габбро с профилированным карнизом и основанием, на крышке вырублена надпись: Скульптор / Илья/ Яковлевич / Гинцбург / 1859-1939.
Это был один из тех евреев, которых в России называли «гордостью русского народа».


Рецензии
Спасибо за прекрасную статью! Читал и перечитывал...
Мой двоюродный дед, Илья Яковлевич Пинес, ныне покойный, оставил мне в наследство скульптуру И.Я. Гинцбурга "Мальчик, собирающийся купаться", гипс, тонированный под бронзу...Могу прислать фото.

Аркадий Дайон   04.08.2023 08:03     Заявить о нарушении
Мой дед И.Я. Пинес жил в Ленинграде...

Аркадий Дайон   04.08.2023 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.