Два вида дел веры
…которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих. Евр.11:33-34
В Евр.11:29-30 и 33-34 показаны два вида деяний веры. Первый вид – это когда бОльшую часть операции чудесным образом выполняет Бог. Здесь приведены примеры: переход через Чермное море и падение стен Иерихона. Основная часть проблемы в первом и втором случае решена Богом – остановка воды и разрушение кладки. Однако и при этом варианте развития событий верующим что-то да надо делать – идти по дну или обходить город в определенном порядке. Но каких-то титанических усилий народ не предпринимает.
Второй вид дел веры предполагает значительно бОльшую вовлеченность участников и повышенную степень риска с их стороны. Здесь примеры в послании Евреям приводятся такие: «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих». Тут уже недостаточно было просто стоять или идти, наблюдая за дивными делами Божьими – в этих примерах дела Божьи творились при активном и деятельном участии верующих. Через их мозоли и шишки, а иногда раны и смерти.
Важно подчеркнуть, что нельзя возвысить или принизить дела веры одного вида за счет другого вида. И то, и другое требует доверия Богу, и то, и другое исходит из понимания, что воля Божья в этой ситуации именно такова, и то, и другое есть выражение послушания Богу.
В нашей жизни встречаются дела веры и первого, и второго вида. По моим наблюдениям – чаще все-таки второго. Нам сравнительно редко приходится просто стоять в сторонке, восхищенно наблюдая, что совершает Бог чудесным образом. Чаще воля Божья заключается в том, чтобы мы закатали рукава или опустили забрало и принялись за дело в самой гуще событий.
Чуть больше года назад я записал несколько мыслей по стиху «вы – род избранный, царственное священство» (1Пет.2:9). Они не соотносятся напрямую с высказанным выше, но некоторая связь, определенно, есть. Поэтому присовокуплю их сюда.
Петр (и другие авторы) говорят о том, что народ Божий – это царственное священство. Цари и священники. В разных конфессиях и даже у разных людей в рамках одной конфессии бывает смещение акцентов в сторону одной из этих функций.
Одни больше внимания уделяют вопросам оправдания верой, примирения с Богом, размышлениям о жертве Христа – это «священники». Другие больше проповедуют о социальной активности, о месте церкви и христианина в обществе, о взаимоотношениях, об исправлении существующих порядков – это «цари». В том, что касается внутреннего устройства церкви, тоже можно дифференцировать теоретиков и практиков.
Покой и активность, созерцание и деятельность, принятие и даяние, вера и дела...
Истина заключается в том, что христиане – не цари ИЛИ священники, а цари И священники. Царство и священство Христа связаны неразрывно. Принеся совершенную жертву, Он взошел на престол. Он умер, чтобы спасти нас от грехов. И чтобы установить Царство Божье на земле.
20.10.2018
Свидетельство о публикации №218102000660