Сергей Довлатов

  Писатель Довлатов или рассказчик? - спорят критики. И что тогда литература? Только то, что написано на литературном языке? Тогда Довлатов - альтернативный писатель. Или всё-таки мемуарист? У меня чувство двойственное. Воспитанный на эталонах прекрасной, безупречной литературной речи, на отборе образов, на ритме повествования со сложной организацией предложений, словом, на иной эстетике, отдавая должное занимательности тем и сюжетов Довлатова, внутренне я сопротивляюсь довлатовской антиэстетике. Неприятное чувство раздвоенности. М. б., это народная, демократическая литература, противостоящая классической дворянской? Как бы там ни было, предпочитаю классическую, эталонную и по языку, и по тематике. Передавать сырую правду жизни всё-таки задача натуралистического реализма. А задача художественной литературы - создавать вторую преображённую реальность, богатую метафорическими образами, пленяющую красотой речи.   


«А вот скажите, нужны нам сейчас ...в наше непростое время.. эти два человека ; Бродский и Довлатов?» - спрашивает в Интернете некто, подписавшийся как Вова Говоруха-Отрок. Была такая дворянская фамилия, и в фильме «Сорок Первый» есть такой персонаж.

Нужны, Вова, как нужно всё, в чём есть свет знания, что учит мыслить, независимо от времени. Времена всегда непростые. Люди те же.
Да и не так уж наши дни отличаются от дней Бродского и Довлатова.
По этой причине от злых заметок мы перейдём к добрым. И первая из них: об афоризмах М. Гаспарова:
«…агрессивные чувства, пройдя сквозь стиль и ритм, гармонизуются и становятся общественно безвредными».
В настоящем искусстве с катарсисом - да, Михаил Леонтьевич, а в подделках, увы, нет.
Дальше я и вовсе с вами не согласен. Что вы пишите? «...Такой, как ты есть, ты никому не нужен, поэтому не навязывайся, прячься, а в разговорах будь улыбающимся, понимающим и ободряющим — пока хватит сил…».
Что это как не мудрость лицемера?
Разве ребёнок не нужен матери, сын - отцу, друзья друг другу, и вообще люди людям? Разве искренности нет места в жизни? Милосердие, сочувствие свойственно всему живому вплоть до того, что один жертвует собой ради другого, ради спасения несчастного забывают об эгоизме. Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей». Разве не так?
Становится понятным, почему он написал это, когда узнаёшь, что он предупреждал сына о том, как не «проколоться» в условиях тотальной слежки, доносов и немотивированных репрессий. Так что философским правилом это быть не может, но как совет отца сыну понятен вполне.


Рецензии