Индия. Имение Святослава Рериха Татагуни под Банга

 Индия. Бангалор.   Посещение имения Святослава Рериха и Девики Рани Татагуни. Апрель 2018.
Я приехал на поезде из Дели на станцию Прашанти Нилаям, там взял рикшу и поехал в Путтапарти. Как и в прошлый свой визит ашрам в 2012 году я сразу поселился  в шеде А5 для иностранцев.  Из ашрама я хотел поехать в Бангалор и посетить имение  Святослава Рериха и Девики Рани, чтобы почтить их  светлую память. Пару дней я пожил в ашраме.  За это время я съездил в Супер-госпиталь и  сдал 400 гр крови. За это получил пакетик пепла – вибхути, который, как мне сказали, когда-то при своей жизни  материлизовал святой Саи Баба.
  Было жарко около сорока градусов, я каждый день ходил купаться в открытый бассейн недалеко от ашрама. В воскресенье из Путтапарти  в Бангалор я  выехал на местном общественным автобусе и через два с половиной часа прибыл в столицу штата Карнатака – Бангалор. Там на автовокзале я взял рикшу и поехал в имение Святослава Рериха и Девики Рани - Татагуни. От Бангалора до Татагуни около двадцати километров, время в пути  заняло у меня больше часа. Молодой рикша не знал дороги, делал короткие  остановки, спрашивал дорогу у других рикш. Он был жадным и потребовал еще, захотел набить цену. Вначале мы договорились сначала за 800 рупий, но потом цена за поездку выросла до 1200 рупий. После спора мы сошлись на 1000 рупий. Я уже пожалел, что нанял этого рикшу. На автовокзале мне лучше было бы спуститься в метро  и доехать до последней  остановки метро на Карнатака роуд, а уже там взять рикшу и поехать в имение. Это было бы и дешевле  и быстрее.  Всегда мы поступаем по старой привычке, по стереотипу,  по неведению, а  хорошая  и лучшая мысль приходит уже после.  Если Бог даст, то в следующий раз, когда приеду в Бангалор, то поеду в имение сначала на метро, а потом возьму рикшу.  Мой рикша несколько раз сбивался с пути и плутал по городу. Мы чуть не пролетели мимо имения Рерихов, хорошо что  я заметил  возле дороги  два стенда. Один  стенд  гласил: « Tataguni (Roerich) Estate»,  а другой приглашал « Welcome to Roerich Estate”.  Там же перед въездом в имение установлен еще один стенд, на котором написано на хинди, что   имение  Татагуни Эстейт Святослава Рериха и Девики  Рани принадлежит правительству штата Карнатака  с 21.11.1996 согласно его постановлению от 21.11.1996 года.
Это постановление индийских чиновников  не стало последнем  в  имущественном споре с Мэри Пуначи за обладание имением.  Последнюю точку в многолетнем судебном процессе поставил Верховный суд Индии. 9 августа 2011 года там было принято решение в поддержку превращения имения Рерихов Татагуни (то что от него осталось)  в музей регионального уровня.  После ухода из жизни Святослава Николаевича через год скончалась Девика Рани. К сожалению, детей у них не было. Завещание Святослава Рериха  было следующим похоронить его тело в Санкт-Петербурге,  создать в усадьбе Татагуни природный заповедник, а в здании его резиденции создать музей,  целый культурный комплекс,  художественный и выставочный центр. Однако эти планы нарушила  бывшая экономка Мэри Пуначи. Она решила завладеть собственностью Рерихов и вступить в права наследства. Мэри Пуначи оказала силовое давление на Девику Рани, а потом после ее смерти Пуначи предъявила аж шесть завещаний, каждое из которых оказалось фальшивкой и признано судом недействительными. Имение оказалось под арестом. Но  экономка успела  украсть все драгоценности Девики Рани и многое ценное из дома.
По этому поводу мне вспомнилось чье-то короткое и мудрое стихотворение:
Мы ценим то, что оплачено деньгами.
А важно то, о чем молились со слезами.
 Мы бережем  в своих шкатулках украшения,
Не сохранив друг к другу уважения.

Жадная и корыстная Мери Пуначи вывезла на трех грузовиках все самое ценное из имения Татагуни.  Экономка смогла продать некоторые картины С.Н.Рериха и часть земли в усадьбе частным лицам.  Усадьба большая и занимает 135 гектар. Ее сделки суд признал незаконными и аннулировал. По решению Верховного суда имение  и усадьба Татагуни передано в собственность штата Карнатака.  Мэри Пуначи посадили за решетку за мошенничество, но ненадолго, вскоре ее освободили. К сожалению,  коррупция  в Индии является частым явлением,  коррупция процветает и остается безнаказанным явлением. Решение Верховного суда обязало правительство штата Карнатака полностью нести ответственность за состояние имения.  Главная проблема состоит в том, что у усадьбы нет настоящего хорошего куратора от штата Карнатака. Раньше эту позицию занимал некто Ману Балигар, но он ушел с этой бесперспективной должности. Правительство  штата  до сих пор не выделило обещанные деньги. Превращение имения Татагуни в культурный центр и музей хотя бы регионального значения произошло только на словах. 
Я прошел дальше по дороге.  За входом у дороги  поставлен небольшой стенд -путеводитель:  гостевой дом и туалеты налево, розовый сад направо, прямо – резиденция, студия, мемориал Рериха, а также плантация эфироносного растения  - ланаойл и озеро. Я пошел прямо, залаяли собаки, вышел к дому Рериха и Девики Рани. Оттуда вскоре  вышли  два индуса - охранника. Судя по их виду, они там просто живут и бездельничают. Один из них был главным «полицейским» Он спросил меня: « Есть ли у меня разрешение?»  Я знал, что ответить и сказал уверенным, строгим и твердым голосом, что специально звонил по поводу разрешения в полицейское управление Бангалора. Мне ответили, что я могу посетить усадьбу Татагуни и осмотреть внешний вид имения, но  резиденция и студия Рериха опечатаны и для их осмотра внутри требуется специальное разрешение. Это была правда. У охранника не получилось прогнать меня или получить  с меня мзду, деньги за разрешение. Он сдался и отошел в сторону, стал  просто наблюдать за мной. Там было много собак, но они  только издали немного полаяли, легли и  не стали ко мне приближаться. Я прошел к мемориалу, который  хорошо сохранился. Там я  помолился  за Святослава Николаевича  и Девику Рани.   
Дом Святослава Рериха и его художественная студия были построены в 1955 году.  Чисто внешне здание выглядит вполне удовлетворительно. В одном месте черепица на крыше была повреждена. Но вокруг царит разруха и запустение. Возле входа в дом свалки из камней для ремонта дороги ,а вокруг  дома  все хозяйственные  постройки разрушены, включая гостевой дом.  Рядом с дом власти штата поставили электрическую подстанцию и провели высоковольтную электролинию. Однако чувствуется, что у имения Рериха нет хорошего хозяина. Постепенно все разрушается. Небольшой храм Девики Рани под баньяном по прежнему стоит без крыши. Только могучий и великолепный баньян  рядом с домом продолжает восхищать своим мощным стволом и многочисленными причудливыми  воздушными корнями, которые уходят в землю.  Я не стал осматривать плантацию эфироносных растений – ланаойл. Продажа масла этого растения и других эфироносных растений  приносил  Рериху хороший доход и давала возможность быть экономически независимым.
  Почему сейчас до этого прибыльного бизнеса никому нет дела? Потом что нет организатора и хозяина. Никому нет до этого дела. Плохо когда в доме нет хорошего хозяина.  Я не пошел смотреть розовый сад, который любила Девика Рани и не пошел к озеру, на берегу которого  любили отдыхать Святослав и Девика, любуясь природой. Я с тихой  грустью я покинул имение Татагуни. Печально запустение.
Святослав Николаевич Рерих оставил после себя огромное культурное и художественное наследство всемирного значения.
  Он говорил: « Мысли Н.К.Рериха и мои всегда были тесно связаны с родиной и с русским народом. Где бы не были, где бы не путешествовали мы всегда думали и держали в наших сердцах образ русского человека. Николай Константинович и я, все мы, вся наша семья горячо верили в будущность, в великую будущность русского народа. Русский народ покажет пример, даст человечеству новые пути, откроет какие-то новые врата и тем обогатит и создаст прекрасную, новую жизнь. Расширяя наше сознание всё время, учась у других, заимствуя то, что у них прекрасно, мы создадим всё, что необходимо для прекрасной, богатой будущей жизни. Жизнь может быть прекрасна. Жизнь может быть чрезвычайно богата, но мы должны подойти к этому сознательно. Мы должны об этом думать и думать именно так: давая человечеству и создавая образы, которые помогут осуществить свои мечтания то, что люди хотели бы претворить в своей жизни». 

Здесь я привожу ответы Святослава Николаевича Рериха на  различные вопросы его учеников:
- Как спасать церковь, какое у нее будущее? - Нужно низвести на себя Святой Дух. Озарение приходит в любом месте. От  красивых мыслей к красивым образам, к красивым действиям – так зажигается огонь Духа.
- Почему жизнь тяжела?  - Жизнь тяжела, но мы имеем возможность жить на земле и улучшать себя.
- В чем состоит будущее? – Будущее – это те мысли, которые мы закладываем сегодня. Самое главное – всё обращено к себе.
- О разногласиях в группах «Живой Этики». – Надо быть терпеливым. Если  у человека, мысли противоречат Учению, то не  надо его « воспитывать», переубеждать; отобрать его веру можно, но это не значит, что дать что-то взамен.
- О печатании сокровенных вещей. – Это не важно. Не будем об этом волноваться. Всё покроется и будет впитано большим мощным движением.
- О паломничестве ко святым местам. – Без внутренней подготовки оно ничего не дает. Если есть внутренняя работа над собой, всё прейдёт, когда человек готов.
- По поводу конфликтов. – Их надо избегать, особенно с посетителями быть очень внимательными.
-  О чтении. – Можно сколько угодно читать, но главное – применять знания в жизни.
- О смысле жизни. – Нужно знать, для чего ты существуешь, каковы твои цели и каковы пути их достижения. Главное – не отвлекаться от цели, а отвлекать будет многое и различные впечатления распыляют сознание. Человек прыгает в разные стороны в поисках пути или какого-то откровения. Нужно перерождение
- О Шамбале. - Шамбала – там, где люди собираются во имя Духовных достижений. Не надо искать физического места. Люди ищут новых впечатлений. Это не путь. Людей нежелательных не допускать.
- О рериховском центре. – Это должен быть живой центр. Для всех, где будут проходить встречи, собрания, выставки, концерты.
- Канон «Господом Твоим». – Умение и необходимость понимания всех людей. Чем уже религия и секта, тем труднее говорить о синтезе и всевмещении. Не нужно отвлекаться на мелочи и помнить только главное. Если главное направление правильно,то мелочи потом укладываются.
- О главном. - Самое главное устремление возжигания огней в самом себе. Это является внутренней работой, следующее  -  различение приходящих людей. Важен сам человек, а не его проблемы. Важно устремление, искания  и помыслы. Когда люди жаловались на проблемы или делились какими-то опасениями, то Учитель говорил: «Не будем об этом беспокоиться».
- О деньгах. –  Ничего дурного в них нет, только  от нас зависит, как мы их используем во благо или во вред.
- О вопросах. - Нужно четко формулировать вопрос, но на общий вопрос невозможно четко ответить.
- О письмах Елены Рерих. – Без них невозможно постижения Учения.
- О Иоанне Кронштадском. – Когда Николай Рерих был мальчиком, к ним домой неожиданно пришел отец Иоанн, который указал какие лекарства пить. Когда Н.К.Рерих был уже в Академии Художеств, он с другими художниками был на встрече с отцом Иоанном. Когда тот подъехал и взошел на ступеньки, он увидел довольно большую группу художников, но выделили только Рериха, подошел к нему и говорит: « Вот, вот болеть  не нужно! Вам предстоит многое сделать для России!»
- Об устремлении к знанию. – В будущем при устремлении все откроется, но искать и ломиться в закрытые двери бессмысленно до поры совершенствования.
- О пустых разговорах.- Люди говорят между собой, и в этом увлечении они забывают, кого действительно следовало бы слушать.
- О чуде. – Чудо есть пересечение двух сил внешних и внутренних. В момент чуда внутреннее напряженное устремление встречается с внешним надземным действием. Закон диктует, что в этот момент должно совершиться чудо. Не раньше и не позже. Главное – огненная вера и устремление! Когда устремление падает или откладывается, надо сконцентрироваться, собраться, дождаться и все прейдет. Нужно понимать цену чудесам!
- Смысл Учения Вивекананды. – Надо любить себя, любить свое духовное совершенствование и свой Дух. Кто не любит свой Дух, кто не любит себя, тот не любит и других и не видит Бога в других. Когда не видишь, не чувствуешь и не любишь Духа, Бога в себе, тогда не видишь, не любишь  и не чувствуешь Бога в других. Это главная концепция Любви к себе. Высокий Дух должен приносить себя в жертву слабым, больным, несчастным, принося пользу человечеству. Это есть настоящая духовная свобода. Как мать заботиться о ребенке, также надо относится к себе, своему Духовному развитию, наблюдать за собой, постоянно себя направлять. Это ничего, если есть ошибки, не нужно сокрушаться и рвать на себе волосы, бить в грудь, нужно только их исправлять. Когда молодое деревце растет, если как-то ее направить изогнуть, когда оно вырастет,  таким оно и будет. Но когда дерево выросло, то изогнуть его очень трудно. Тоже самое и в духовном развитии. Главное в жизни – устремление.
- В чем оно выражается?  – Каждый день делать что-то во внутренней  и внешней жизни лучше».


Рецензии