Жизнь веры состоит не только из побед

В перечислении деяний веры в Евр.11:29-37 есть определенная последовательность. Его можно разделить на две части или серии: первая главным образом победная («перешли они Чермное море», «пали стены Иерихонские», «приняв соглядатаев… не погибла с неверными», «побеждали царства», «творили правду», «получали обетования», «были крепки на войне», «прогоняли полки чужих»), вторая главным образом проигрышная («замучены были», «испытали поругания и побои, а также узы и темницу», «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления»).

Есть промежуточные или пограничные ситуации, когда человек сначала попадал в положение побежденного, но потом выходил победителем («заграждали уста львов», «угашали силу огня», «избегали острия меча», «укреплялись от немощи»).

Задумаемся об историях из второй серии. Не спутайте со средней, промежуточной, я про цепочку поражений. Герои веры, поступавшие правильно, принимавшие смелые решения, делавшие выбор по воле Божьей, проигрывали из-за того, что народ в целом поступал неправильно, принимал трусливые решения, делал выбор по своеволию.

И здесь нас поджидает как минимум два важных практических вывода. Рано или поздно все мы или некоторые из нас оказываемся в ситуации, когда замечаем, что окружающие поступают в массе своей неправильно, в чем-то избегают смелых решений, поддаются власти инерции и вышли из потока Божьего. Никому не избежать положения узла в поломанной или плохо отрегулированной машине, потому что все земные системы в той или иной мере поломаны или плохо отрегулированы.

И что тогда делать? Вставать в позу «вы все неправы, и нам не по пути»? Екклесиаст уже отвечал на этот вопрос (я писал об этом в заметке «Поведение мудрого перед начальником» по Ек.8:1-8). А вот ответ Павла, основанный на исследовании истории народа Божьего, таков: даже если система работает неправильно, ты работай в ней правильно. Причем иногда ты заранее будешь знать, что работа системы в целом обречена на провал. Бог сразу сказал Иеремии, что слушать его не будут. Однако пророчествовать кто-то должен был, и Иеремия согласился занять это незавидное положение в искореженной системе.

Не всегда (и слава Богу) поломки систем, в которых мы существуем, настолько велики, как во времена Иеремии, но и при наших масштабах у нас может возникать искушение отойти в сторону. Путь веры в такой ситуации – оставаться на своем месте и продолжать делать свое дело. Это терпение (я определяю это понятие как «способность оставаться под нагрузкой и не терять своих свойств») веры, о котором пишет в первых стихах своего послания Иаков (а Павел называет это «терпение упования» в 1Фес.1:3 – кстати, как интересно сопоставить 1Фес.1:3 с От.2:2, кто из читающих меня экзегетов еще этим вопросом не занимался, потрудитесь, не пожалеете).

Однажды Николай Михайлович Крынец на мой вопрос «что сделает праведник, когда разрушены основания» (помните ведь, что это цитата из псалма) горячо ответил: «Как что? Конечно же, сам ляжет в основание».

Я говорил про два вывода или наблюдения, напишу немного про второй. Чему еще учит нас «проигрышная серия» в перечне дел веры? Через эти проигрыши, обусловленные состоянием народа в целом, герои-одиночки проходили с верой. Именно благодаря вере, пониманию того, что определенного действия или позиции от них ожидает Сам Бог, они ввязывались в операции, выглядевшие бесперспективными авантюрами.

Вывод звучит как-то неканонично: жизнь веры состоит не только из побед, но и из проигрышей, на некоторые из которых надо идти сознательно. Вернее, так: то, что ситуация не увенчается успехом и, возможно, лично ты пострадаешь, будет системным проигрышем и в твоем случае будет внешне выглядеть как проигрыш, но в глазах Бога будет засчитано как победа, потому что ты пошел туда, куда хочет Он, и сделал то, что мог. А за большее Он, насколько я знаю существующее положение вещей, и не спрашивает.

P.S. Ну, и на всякий случай вот прививка от синдрома Диотрефа: не считайте себя таким уже исправным и безупречным узлом во в целом несовершенной машине. Помните ответ одного служителя девушке, спросившей: «А это не грех – если я считаю, что я самая красивая?» Он ей ответил: «Это не грех, это заблуждение».

20.10.2018


Рецензии