Курсовая работа по иконописи

Икона Божией Матери Владимирская.
               
1. История. Иконография.
      Самый почитаемый Владимирский образ Пречистой Владычицы Нашей Богородицы был написан Апостолом и Евангелистом Лукой на доске от стола, на котором трапезовали Сам Господь и Матерь Божия. Этот образ дошёл до наших дней. Некоторые учёные считают, что икона, написанная Апостолом Лукой, утрачена, и что та икона, которая дошла до нас была написана в Византии в конце 11 – начале 12 века.
         Хранившаяся в начале в Иерусалиме, честная икона в 450 году была отправлена в Константинополь. В 12 веке чудотворная икона по изволению Пречистой прибывает в Киевскую Русь. Сначала она находилась в Богородичном монастыре Вышгорода. Святой князь Андрей Боголюбский увозит её, и Матерь Божия даёт знать, посредством чуда, что выбрала Она место Своей иконе во Владимире. Был воздвигнут храм и монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Там и поставили святую икону. С этого времени она стала называться Владимирской.
          Сейчас чудотворная икона, написанная Апостолом Лукой, хранится в Москве, в Третьяковской галерее, а во Владимире – чудотворный список, созданный святым Андреем Рублёвым.
         Божия Матерь много раз являла через Свою икону Владимирскую милость Свою к Русскому народу. Явившись в сонном видении жестокому завоевателю хану Тамерлану, осадившему Москву, приказала ему покинуть русскую землю. Хан устрашился, и отошёл от приделов Москвы. Люди русские как раз встречали в этот момент Владимирскую икону и молились перед ней. В честь этого чуда Богородицы был на этом месте воздвигнут Сретенский монастырь.
      И многажды являла Своё заступничество, чудесную помощь и любовь к нашему народу Матерь Божия.

      Икона Божией Матери Владимирская, нашей курсовой работы написана святым исихастом и гениальным иконописцем Андреем Рублёвым. Матерь Божия на иконе нежная, одухотворённая, Божественная. Икона эта, написанная с молитвой Иисусовой, и получившая от Бога чудотворную силу, освящает души молитвенно соприкасающихся с ней людей. Создан был образ святым иконописцем в 1406 году. Находится чудотворный список в Успенском соборе Владимира.
       Первое зафиксированное свидетельство о почитании этой иконы относится к XVl веку.
       Иконографический тип – Умиление. Правая рука Божией Матери напоминает престол, на котором восседает Младенец Христос. Это символизирует Божественную природу Христа.
       Образ написан с удивительной мягкостью, свойственной манере святого Андрея.

       Отличия иконографического типа икон Пресвятой Богородицы Умиление.
       Умиление в точном переводе с греческого – Милостивая, Елеуса. Сложился этот тип, на основе иконографического типа Одигитрия.
      На иконах «Умиление» Пречистая Дева «как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением». (И.П. Кондаков)
       Божия Матерь и Господь соединяются нимбами и соприкасаются ликами. Это символизирует соединение земного с Небесным. Соединение Христа и Церкви Христовой. Божия Матерь знаменует собой Церковь Христову.
        Указывает нам на Господа Своей рукой Владычица на иконе чудотворной Владимирской: вот Он – истинный Хлеб Небесный, вот Он – Путь, Он – Жизнь наша вечная. Отверзает нам двери Райские Владычица слёзной молитвой к Сыну Своему!

                2. Ход работы.
              1. Гризайль.
       В начале Великого поста мне дали делать гризайль – чёрно-белое изображение нашей курсовой иконы на бумаге.
        Сначала я не понимала, что от меня требуется, но потихоньку разобралась и сделала дома. На занятиях Алёна Александровна подсказывала, где исправить.
        Сделала кальку, припорох (нанесение сухого пигмента красной охры на обратную сторону кальки), перенесла на бумагу. Сделала описи, затемнила мафорий, чепец, рукав Богородицы, пояс, клав, и власы Младенца на иконе. Сделала пробела на чепце, и притинки на мафории и чепце Богоматери на иконе. На хитоне, поясе и клаве Господа сделала асист белилами. Асист вышел с первого раза, хоть и с небольшими ошибками в светоразделе.
          После этого я приступила к личному. Со страхом Божьим и человеческим. После описей надо было сделать плави. Я вооружилась книгами, фотографиями ликов и молитвой, и, слава Богу, получилось. Пречистые Очи Приснодевы с большой любовью и страхом писала. Получилось не с первого раза, пришлось
постирать. Чтобы был спокойный взгляд – зрачок должен всегда касаться верхнего века одной точкой. Приплеснула радужки, поставила зрачки, это очень ответственно, утемнила веки над зрачками. БелОчек поставила – прозрачный треугольничек, а в нём треугольник побелее и поменьше.
        Руки и ноги на гризайли сначала сделала наугад. А когда мне на следующем занятии объяснили – стёрла и сделала правильно. Они делаются плавями, так же, как и лики, руки и ноги – это тоже личное, и все открытые части тела. На доске личное дорабатывается ретушью.
       Власы Младенца рисуются двумя тонкими светлыми линиями, уярчёнными сверху, и прозрачно заполненными краской между ними в середине по прядям. Долго они у меня не получались на гризайли, чуть не дотёрла бумагу до дыр. Всё же вышло. Потом взялась за бахрому на мафории. 5 раз стирала, закрашивала и сушила, не получалось. Потом получилось тонко и ярко, и мне наконец-то понравилось. То же самое было с каймой на другой руке, звёзды дались легче.
        Перешла к нимбам. Наклон считается по силуэту головы, а не лика. В середине самого широкого места головы поставить засечку. Скажем, оно 6 см. засечка будет 3 и 3. Сверху головы тоже отложить 3. На пересечении этих линий поставить иглу, а карандаш– на ярёмную ямочку.
         Рассчитала я нимбы, обмакнула кисточку в чёрную краску, занесла над курсовой гризайлью, и тут решила переспросить:
  - Алёна Александровна, а нимб ярко-чёрным обводить, или попрозрачнее?
  - Ты что?!!! Белым!
Рисунок был спасён.
        Потом, дома приступила к титлам. Слева и справа от букв должны быть одинаковые расстояния, и от верха – до титла. Написала крупные яркие титлы, и они на гризайли весь вид убили. Тогда подстёрла их клячкой, и стало хорошо. Вот гризайль и завершена.
2. Первое действие на доске.
     В начале апреля мне дали доску под икону. Вырезала кальку, сделала припорох, прикрепила к доске малярным скотчем. Перевела. Обвела карандашом. Алёна Александровна подправила. После этого я взялась лихо графить (процарапывать доску по карандашному рисунку).  Когда Алёна Александровна подошла к моей доске, ей стало плохо. Все ученики замерли. Алёна Александровна, чуть не плача, сказала:
  - Ну, графить то надо медленно…
  - Да? – спросила озадаченно я.
    Криво прографлённый нимб учительница подправила так: размочила немножко левкас доски и им же замазала. Не родным левкасом – нельзя. Хорошо, что я теперь знаю, как это делается.
      На золоте все царапинки левкаса хорошо видны, и пришлось прочертить нимб внутри, поменьше. Мати Божия, прости меня за нерадение моё!

         3.Полимент
       Пришла на урок спокойная, думая, что всё очень просто: сейчас нимбы глиной намажем, а потом на них сусальное золото приклеим. А оказалось, что всё совсем не так.
        Использовали мы жёлтую глину, а есть ещё красная, чёрная и белая. Жёлтую надо перетирать.
         Замочили желатин на 10 минут: взвесив, смешали 1гр. клея на 50гр. холодной воды. Когда он весь растопился – поставили в баночке на водяную баню (в контейнер с горячей водой). Прошлись эмульсией вокруг нимбов – вверху и внизу, не заходя на них 2мм. Полоса эмульсии – 1 см. подождали, пока просохнет. Клей тёплый, с водяной бани, смешали с полиментом прямо на стекле и перетёрли. Масса должна быть как жидкий кефир. Баночку с полученным составом поставили в контейнер с тёплой водой и стали наносить на нимб тонко, акварельно, сухо. Пыль надо вытирать после каждого слоя. Нанести 5-7 слоёв с просушкой. После 3-го и 5-го слоя шкурили. Окончательное зашкуривание – сначала довольно жёсткой, а потом очень мягкой забитой шкуркой.
     После этого шлифовали ватным диском, дыша на нимб, до лакового блеска.
      Я несколько раз протирала полимент до дыр и замазывала их. И такое было не только у безрукой меня. Я тёрла, шлифовала, дышала на нимб, пока не заболела голова, и состояние не стало полуобморочным. Но всё-таки получилось. Я положила доску на полочку и пошла на ватных ногах домой. Весь день не могла встать с кровати. Лежала и благодарила Богородицу, и тихонько напевала Ей «Богородице Дево, радуйся…»

4.Золочение нимбов
      Светлый понедельник, народа на занятии мало. Похристосовались. С радостью и любовью к Пречистой приступила к золочению.
      Мы золотили более лёгким способом, сделали из свободного золота трансферное. Для этого бумажку, которая осталась от сусального золота, прошли в один слой восковой свечой, взяли на правую руку книжку, осторожно открыли слой золота, положили на стол, и двумя руками приложили провощённую бумажку. Золото к ней прилипло. Смочили спиртом и присыпали тальком ножницы, отрезали четверть листочка трансферного золота, налили на участок заполеменченного нимба водки – хорошую лужу, и аккуратно кинули на неё золото. Осторожно подняли бумажку – золото было в морщинках. По мере высыхания они разглаживались. Надо было дождаться, чтобы лужа водки под золотом высохла, а полимент остался влажным. Где лужа высохла, золото становилось более холодным по цвету. По высохшему –   кончиком кисточки двоечки лёгкими движениями расправили морщинки. Кисть должна быть сухой. Когда высохло окончательно-  отполировали ватным диском без ворсинок на лёгкий придых.
     Когда стала делать я – золото никак не прилипало на провощённую бумажку. С третьего раза прилипло, Алёна Александровна посмотрела, и сказала: «Идеально». Ещё я всё время царапала нимб, искушение…
     Приступили ко второму слою золота. Сделали трансферное золото, на участок первого слоя налили водки, но не так жидко, бросили аккуратно золото, сделали валик из сухих ватных дисков, сложив несколько вместе пополам, прогнали водку, постукивая, от середины бумажки к краям, сняли бумажку, сразу сухим валиком притомповали золото, постукивая сначала слегка, а потом сильно. Отполировали на придых.
     У меня это всё получилось, но потом настал кошмар. Нам показали, как лишнее золото снять косметической палочкой, смоченной в спирте. (То золото, что вылезло за нимб). Палочка (с ватным концом) должна лежать параллельно доске. А совсем близко к нимбу – стереть зубочисткой, обмотанной небольшим количеством ваты, тоже смоченной в спирту. Я развезла левкас и 5 раз поцарапала золото. Готова была полезть на стенку. И у Алёны Александровны, по-моему, было такое же чувство. По крайней мере, она решила досмывать моё золото сама. Я попросила прощения.

   5.  Дома начала роскрышь и залила санкирь на личном. Важно санкирь не перетемнить, лучше посветлее.
      Сначала покрыла всё, кроме золота, 1-ым слоем: 50% охры, 25% воды, 25% эмульсии. Лик Младенца покрыла с волосами.
 Раскрыла цвета: фон – охра, белила, глауконит.
Санкирь – охра, чёрная, капельку кадмия.
Мафорий – гематит с чёрным.
Чепец – чёрный, белила, глауконит. Этим же пояс и клав Богомладенца, рукав Божией Матери. Важно было не закрасить каймы на рукаве Богородицы.
Кайма и одежды Младенца – охра, глауконит, кадмий.
Описи личного, каймы, одежд Богомладенца – охра красная.
Остальные описи – в цвет роскрыши добавить шунгит.
         Я сделала роскрышь, долго ей любовалась, а на следующем уроке пришлось всё перекрасить. Смирил Господь.
         
   6. Доработка.
        Притинка на мафории – по контуру, в складках, в теневом месте рукава, по середине – от руки Богородицы, до фигуры Младенца, внутри мафория около чепца.
     Притинка на чепце – около Лика и по краям, на поясе Младенца – со спины, на рукаве Пречистой – на той части руки, что ближе к Младенцу.
      Притинка на кайме – соответственно теням.
      Притинка на хитоне Младенца – по спине, над поясом, рукав за мафорием Богоматери, другой рукав – снизу и в складке, по животу и всей передней одежде очень тонкая и неяркая. В складках одежд в ногах – сначала складочки через одну, потом притинкой сверху все. Должно быть не очень темно. Притинка – глауконит, кадмий, охра.
             Я все притинки перетемнила. Усветляла на одеждах Спаса охрой с кадмием. Если бы одним кадмием – стали бы тёмными и коричневыми, если бы одной охрой – зелёными.
          Когда подправляла мафорий – и притинку сомнительную в порядок привела.
          Власы Спаса заплеснула глауконитом с кадмием, но слишком темно. Пришлось жидко сухо полисеровать санкирью такого же цвета, как лик. Потом – прозрачно коричневым -кадмий, глауконит. Прядки светлым санкирём по 2. Зажгла и соединила охрой светлой.
Притинка на власах (с задней части головы) – охра красная + чёрная. Потом готовые волосы очень жидко приплеснула кадмием с небольшим количеством глауконита (рыжеватый цвет).
      Плави сделала не очень удачно, но ретушь всё исправила. Много раз исправляла выражения лика Богородицы. С ликом Спаса получилось легче. Алёна Александровна сказала, что у Младенца лик получился молитвенный. Когда я писала Его – ничего не старалась вложить, просто читала молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную». Я старалась внимательно молиться Спасителю, а о Лике, который пишу, даже не думала. В лик Богородицы вкладывала свои чувства, хоть и молилась, и он получился хуже. Да, видение ликов – это серебро, а точнее медь, а молитва Иисусова – золото. Господи, даруй нам спасительное смирение!

      7. Асист.
 Алёна Александровна переживала:
  - Как асист ты будешь делать, если у тебя с первого раза ничего не получается?
  - Ну, ничего, сделаю как ни будь, -  неуверенно ответила я.
Асист делать мне понравилось, хоть с первого раза, действительно, не получилось.
Присыпала участок, на который буду наносить жидкость-е, тальком. И вокруг. Тонкой кистью нанесла клей на светлые линии и площадочки. Клеить можно в течении 15 минут. На площадочки – погуще, на линии – чтобы не было белого (капель). Отрезала трансфертное золото, положила на участок вместе с бумажкой, чуть постучала, бумажку сразу сняла. Взяла на подушку пальца золото, и попристукивала им асист. Лишнее золото сняла, прокатив по иконе валиком из кусочка клячки. И так каждый участок. Хорошо заточенной о шкурку зубочисткой подрезала неровности лучиков. Несмотря на то, что я хорошо мыла кисти, многие из них пошли в помойку. Асист жрёт кисти, надо использовать те, которые не жалко.
С пятого раза асист получился.
Икона уже почти готова, осталось всё подправить, и провести чёткую линию внизу. Для этого Алёна Александровна дала мне рейсфедер. Я его увидела в первый раз в жизни, и сразу поняла, что у меня ничего не получится. Сделав рейсфедером несколько раз лужи на иконе, стала отчаянно и с надеждой молиться, и, слава Богу, получилось.
Дописывала лик, ничего не вкладывая в него своего, просто молясь. И, если вначале занятий делала какие-то мелочи по-своему, потом стала слушаться учительницу, ведь без послушания в учёбе нельзя. Я это поняла.

              8. Покрытие лаком с олифой.
Поскольку моя икона блестела, а значит, не была пересушенной, можно было нанести первым слоем шеллак. В него мы добавили 30% спирта, небольшое количество развели. Алёна Александровна сказала, что шеллак боится воды. Сначала она нанесла несколько мазков, потом стала я. Обмакнула кисть и отжала о край баночки под углом 30 градусов, пока всё не стекло, нанесла тонкими полосами, так, чтобы не было затёков, т.е. очень влажных мест. Сначала – по очереди на поля, потом – на другие участки, на часть мафория, на одежды Богомладенца, и в последнюю очередь – на лики. Минут через 5 – ещё слой. На нимбы (золото) сказали не заходить. Асист покрыли ещё 3-им слоем.
Заезжать кистью на влажный слой можно только в течении 3 секунд.
Вот, помыла кисть в спирте, потом – водой с мылом, и стала олифить. Алёна Александровна принесла баночку с готовым составом, а делается он так: берётся 50% олифы (лучше эстонской или итальянской, строительная не подходит) + 50% лака ПФ строительного + 2% кобальтового сиккатива (в худ. магазинах). Иначе: столовую ложку лака, столовую ложку олифы, на кончике кисти – сиккатив. Этого хватает на много икон.

Вот – второй вариант покрытия икон:
Вместо шеллака залить лужей чистой олифы. Стоит 6-8 часов, каждые пол часа – гладить, разгоняя олифу, (даже ночью). Потом – лишнюю олифу снять бумагой – накладывать лист, и снимать, пока листы не станут чистые. Потом – фикать пальцами через каждые 20 минут, по асисту – слегка. 2-3 часа пофикать, оставить в плотно закрытом контейнере сохнуть на 12 часов. Потом – покрыть олифой с ПФ, с сиккативом. Покрываем очень тонким слоем без луж, фикаем каждые 20 минут в течение 2-х часов. Если на утро что-то пожухло, помазать пальцами и пофикать пару раз.

            В обоих вариантах делаем дальше так:
Взять смесь олифы, ПФ и сиккатива на палец, и очень-очень тонко наносить, размазывая пальцами. На всю поверхность, в т.ч. на золотые нимбы. Буквы и линии нимбов перед этим пройти шеллаком!
Сначала фикать можно чаще, чем раз в 20 минут. Прилипает пыль. Её можно снимать в течении часа, нужно сразу начать. Снимаем пальцем к краю иконы.
Икона из-под шеллака высохнет через 12 часов, но нужно ещё неделю её в контейнере подержать, или накрытой калькой.
Я сидела в классе воскресной школы и фикала икону. Света не было, только ночник на соседнем столе, где писала икону другая ученица. Сил тоже не было. Пришла Алёна Александровна и сказала:
  - Ну всё, больше фикать не надо, всё готово.
Я от радости распразднословилась, и говорю:
   - Завтра я икону из контейнера достану, под тряпочку поставлю.
И тут Алёна Александровна говорит не своим голосом:
  - Под какую тряпочку?
  - Да, вот есть у меня такая тряпочка для икон, вы не беспокойтесь, она хэбэшная.
Алёна Александровна набрала в лёгкие воздух и сказала:
  - Если ты накроешь икону тряпочкой – она к ней прилипнет!
У меня подкосились ноги, и я прославила Бога, всё устрояющего на помощь нам, и даже, путём празднословия спасшего икону.
Взяла контейнер с иконой и рюкзак, вышла, перекрестилась на храм, и понесла икону по тёплой летней улице, залитой синими сумерками. «Богородичные цвета», - радостно подумала я.
                05.08.2018г.


Рецензии