2 Критерии достоверности

    Из книги «Око Духа» Кена Уилбера:

«Каждый из этих «четырёх секторов» (внутреннее индивидуальное, внешнее индивидуальное, внутреннее коллективное, внешнее коллективное) фактически имеет свой особый тип истины или свой тип «критерия достоверности» - те способы, которыми он накапливает данные и свидетельства и оценивает их достоверность».

       Рассмотрим «критерии достоверности» по секторам.
 
Истина (внешнее индивидуальное)

«В пропозициональной логике  высказывание считается истинным, если оно соответствует объективному фактору. Говорят, что утверждение «На улице идёт дождь» истинно, если оно действительно соответствует фактам в данный момент».

Правда,  ложь, заблуждение (внутреннее индивидуальное)

«С другой стороны  вопрос заключается не в том «идёт ли на улице дождь». Здесь вопрос стоит иначе: «Когда я говорю, что на улице идёт дождь, говорю ли я правду или лгу?»

Здесь мы имеем дело « несколько с внешним и подающимся наблюдению поведением, сколько с внутренними состояниями, и единственный способ, каким мы можем получить представление о внутреннем состоянии друг друга – это диалог и интерпретация».

     Человек может и не сознавать, что он ошибается в своих мыслях, такое его состояние  есть заблуждение.

Функциональное соответствие (внешнее коллективное)

Внешнее коллективное – это поиск истины «в объективной взаимозависимости индивидуальных частей… Иными словами, критерием достоверности здесь служит функциональное соответствие, так что каждое утверждение должно быть привязано к динамической структуре совокупной системы или сети» (к социальному обществу).

      Социальное общество – это  система (её объективная сторона), с помощью которой человечество старается выжить в окружающем мире.

Справедливость, совесть (внутреннее коллективное)

Внутреннее коллективное – это подходы пытающиеся понять, «как субъекты соответствуют друг другу в актах взаимного понимания».

«Нам придётся приводить в соответствие не просто наши тела в одном объективном пространстве, но и наши личности (субъективные «Я») в одном и том же культурном, нравственном и этическом пространстве. Мы должны будем найти способы признавать и уважать права каждого из нас и права сообщества, а эти права нельзя найти в объективной материи … они зависят от взаимного соответствия наших умов в межличностном пространстве, позволяющего каждому из нас признавать и уважать другого. Не обязательно соглашаться друг с другом, но признавать друг друга…».

     Не выполнение данного условия приводит к войнам и конфликтам.
   
     Поговорим о достоверность интегрального знания.

«Любая подлинно научная теория должна быть фальсифицируема – то есть допускать своё опровержение в ходе дальнейшего познания – иначе она перестаёт быть теорией и становиться догмой.

… принцип фальсифицируемости действует и во всех подлинных критериях достоверности: именно поэтому во всех четырёх секторах может происходить обучение; ошибки корректируются последующими данными в этих секторах».


Рецензии