Архиепископ Аверкий Таушев

Архиепископа Аверкия называли последним великим монахом русского Зарубежья.

Он родился 19 октября / 1 ноября 1906 года в городе Казани. Семья Таушевых Промыслом Божиим была вынуждена покинуть гибнущую Россию в 1920 году и уехать в Болгарию, в Варну. В Варне летом 1925 года будущий Архиепископ знакомится с великим иерархом, бывшим духовником Царской Семьи мучеников, выдающимся современным богословом, возлюбленным подвижником Христовым архиепископом Полтавским и Переяславским Феофаном. Службы и проповеди владыки Феофана были проникнуты духом древних Отцов. От него исходил необыкновенный душевный покой и благоухание истинной святости. Эта встреча и определила судьбу будущего подвижника. Послушное чадо и келейник святителя Феофана вырос со временем и сам во святителя Божия.

Много потрудился он на поприще просветительском. Православный писатель и наследник архиепископа Аверкия иеромонах Серафим (Роуз) считал его образцом православного писателя.

С февраля 1952 года и до конца земной жизни владыка Аверкий был ректором Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле в США. Всю свою жизнь Святитель прожил молитвой и думой о России.

Больно было сердцу, когда видел он нестроения в Русской Зарубежной Церкви. Его старец — архиепископ Феофан безуспешно боролся против крестоборческой “зарубежной” ереси и умер в забвении; он видел, как некоторые из иерархов судили светским судом, гнали и преследовали величайшего из святых, бывших когда-либо на Американской Земле — блаженного святителя Иоанна Сан-Францисского. Когда игумен Герман (Подмошенский) в 1973 году посетил Джорданвилльский монастырь и спросил у Архиепископа о состоянии его здоровья, тот ответил: “Как я могу себя чувствовать, когда уменьшается слава Православия, зло торжествует, христиане становятся такими злобными и ненавидящими, и православные христиане не лучше, может быть, хуже, потому что им больше было дано. И кто встанет в эти ужасные времена за бедное страдающее Православие?”

Владыка Аверкий говорил, что самое трудное, что приходится выносить в жизни, — это наблюдать, как в мире воцаряется зло. Он страдал о Христе. Он так старался внушить своим прихожанам идеи христианского благочестия, что во время проповедей, произносимых им на прекрасном классическом русском языке, по щекам его текли слезы.

У него были благородные манеры, от него исходило спокойное достоинство. Он никогда не торопился и не суетился, всегда был в ровном расположении духа. В церкви, молясь, стоял с закрытыми глазами. Он не заботился о том, что о нем подумают другие, не старался ни на кого произвести впечатление. Он не использовал свою власть. Хотя очень реалистично оценивал происходящее, видно было, что земные дела его мало интересовали. Он был высокий, с густой белой бородой, развевающимися волосами и необычно густыми бровями. Его большие глаза, казалось, глядели прямо в душу и совесть человека. Он учил паству свою: “Единственный путь спасения для нас — это путь оцерковления нашей жизни”. Он учил: “Всякий истинный христианин непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его не встречал”.

Преставился ко Богу Святитель Джорданвилльский 31 марта / 13 апреля 1976 года. В его записях сохранилось предсказание святителя Феофана Полтавского, Нового Затворника о русском будущем: “Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть”. Спустя несколько дней по преставлению Святителя отец Серафим (Роуз) видел чудесное видение: владыка Аверкий, одетый во все белое и окруженный сиянием, служил на Небесах службу о воскрешении России.



Религиозно-мистический смысл убиения Царской Семьи.


Страшная ночь!.. Этой наступающей ночью исполняется точно 54 года со страшного злодеяния, которое совершилось на Русской Земле при попустительстве православного русского народа: увы! как это ни страшно, как это ни больно, как это ни скорбно сознавать!

Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками — руками неправославных и нерусских людей. Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном беспримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему, а вел себя так, что это злодеяние явилось естественным выражением того настроения, которое к этому времени созрело в умах и сердцах несомненного большинства несчастных заблудившихся русских людей, начиная с "низов" и кончая самыми "верхами" — высшей знатью. Злодеяние это — совершенно беспримерное в истории не только России, но и всего человечества по своему крайнему напряжению злых сил, по своей невероятной, можно сказать, даже бессмысленной жестокости, принимая особенно во внимание, что был убит, без всякого суда и следствия, не только ни в чем неповинный наш Царь-Государь, но и вся его Семья — чистые, невинные дети и преданные ему всем сердцем верные слуги. Трудно себе даже вообразить, что было в жестоких сердцах этих лютых кровожадных убийц, потерявших и совесть, и стыд, и всякое человеческое подобие.

Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на Русской Земле. Но, увы! вот прошло уже 54 года, а далеко не все русские люди сознали всю тяжесть и губительность этого страшного греха! Многие до сих пор с удивительным легкомыслием относятся к этому страшному событию, а есть и такие, которые доселе еще носят в своих душах отраву, приведшую нашу несчастную Родину-Россию к этому жуткому преступлению.

А, между тем, казалось бы, все православные русские люди, после всего ими пережитого с тех пор, должны были бы окончательно прозреть и дать должную оценку всему происшедшему — всему кровавому бедствию, постигшему нашу Родину в результате страшного греха цареубийства. Мало того: некоторые даже пробуют нас осуждать за служение нами панихид по убиенной Царской Семье, говоря, что мы "занимаемся политикой".

Служение нами панихид по Царской Семье — это акт нисколько не политический, а чисто духовный, религиозно-мистический, как и самое убиение Царской Семьи тоже не было обычным политическим актом, как убийства многих других монархов, президентов, министров и разных высокопоставленных лиц. Нет! Это убийство носило совершенно особый характер, о чем свидетельствует хотя бы надпись — каббалистическая надпись, обнаруженная на стенах подвала Ипатьевского дома, где совершено было это страшное убийство — убийство, имевшее чисто мистическое, а отнюдь не политическое значение и смысл.

Это убийство было продумано и организовано никем другим, как слугами грядущего антихриста — теми продавшими свою душу сатане людьми, которые ведут самую напряженную подготовку к скорейшему воцарению в мире врага Христова — антихриста. Они отлично понимали, что главное препятствие, стоявшее им на пути, — это Православная Царская Россия. А поэтому надо уничтожить Россию Православную, устроив на месте ее безбожное богоборческое государство, которое бы постепенно распространило свою власть над всем миром. А для скорейшего и вернейшего уничтожения России надо было уничтожить того, кто был живым символом ее — Царя Православного, нашего благочестивейшего Государя, который был поистине благочестивейшим — не только потому, что такова была формула поминовения его за богослужением, но и по его особенному действительно благочестивому настроению его подлинно христианской души. Вот почему так ненавидели его особенной лютой ненавистью все эти сатанисты — слуги антихриста, скрежетали зубами на него, клеветали...

Увы! до настоящего времени этим клеветам кое-кто еще верит, особенно из числа наивных распропагандированных иностранцев. Но как это странно, когда и русские люди иногда повторяют эти гнусные, отвратительные клеветы о нашем милостивейшем, добрейшем, гуманнейшем Царе, подлинном христианине. Такова была и вся его благочестивая Семья. Государыня Императрица, которую так гадко и несправедливо порочили, была высоконравственной женщиной, настоящей русской патриоткой и глубоко верующей православной христианкой. В таком же точно духе они воспитывали и своих Царственных Детей. Нам известно, что в Царском дворце порою ежедневно совершалась Божественная литургия, о чем свидетельствуют духовники Царской Семьи, причем сама Государыня Императрица и четыре Великих княжны пели всю Литургию на клиросе сами, и со слезами всегда исповедывались. Вот, сколь велико было благочестивое, истинно христианское настроение их душ! А эти изверги рода человеческого уготовали для них такую ужасную, жестокую, мучительную смерть. Поистине, только сам сатана мог так ополчиться со всею своею злобою на эту благочестивейшую Семью — только потому, что она была символом Православной России, символом Святой Руси, которая была оплотом истинной Православной веры для всего мира, для всего человечества.

Наш великий всероссийский праведник св. Иоанн Кронштадтский неоднократно высказывался прямо и решительно, что до тех пор антихрист не придет, пока существует в России Самодержавная Царская власть, которая "сдерживает бесчинное шатание безбожников". А когда Царя не будет, тогда антихрист и явится. Провидел наш великий праведник эти страшные времена, хотя и не дожил до них: все это случилось сравнительно скоро после его праведной кончины († 1908). Когда однажды приехали к нему благочестивые богомольцы из Перми, он встретил их непонятным, загадочным заявлением: "Над Пермью повис черный крест!" Они поняли, что это обозначало, только после ужасного события цареубийства в 1018 году, ибо г. Екатеринбург, где совершилось это страшное злодеяние, входил тогда в состав Пермской губернии. Когда затем святой праведный Иоанн служил в подворье Леушинского монастыря, он начал во время своей проповеди взывать: "Кайтесь! Кайтесь! Наступает страшное время — такое страшное время, что вы и представить себе этого не можете!" — "Когда это будет?" — спросила его восьмидесятилетняя старица игумения Таисия. "Мы с тобой, матушка, не доживем до этого, — сказал святой Иоанн, — но вот они, — он указал на более молодых монахинь, — они доживут!"

Конечно, нам теперь понятно, о каких это страшных временах предрекал наш великий праведник.

Увы! все это случилось только потому, что православные русские люди не обращали внимания на пламенные призывы своего праведника, который часто в своих проповедях взывал: "Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Бог примирится с нами!"

Этого всеобщего нравственного очищения, этого всенародного глубокого покаяния не последовало. Не видно его — увы! — и до настоящего времени! И в этом — единственная причина, почему, несмотря на горячее желание многих из нас, несмотря на наши молитвы, не приходит до сих пор спасение нашей Родины-России.

Без покаяния нет спасения, — так в один голос утверждали многие святые Отцы Церкви и святые подвижники благочестия.

И пока мы не образумимся полностью и не принесем настоящего покаяния Богу, до тех пор мы не можем рассчитывать ни на что хорошее, ни на что подлинно доброе: зло будет только все более и более усиливаться и сгущаться в мире, пока не придет страшная пора явления антихриста, признаки близкого пришествия которого становятся столь явными и очевидными, что только духовные слепцы этого не видят или — вернее — не хотят видеть и замечать.

Вот почему нынешний наступающий день объявлен нашей Высшей Церковной Властью "Днем Русской Скорби" и в этот день назначен строгий пост. Это день глубокого всенародного покаяния, к которому напрасно в свое время призывал нас великий всероссийский праведник.

Вот почему по окончании этой панихиды мы, по постановлению нашей Высшей Церковной Власти, читаем особую, с покаянным коленопреклонением, покаянную молитву, слова коей заимствованы из молитвы трех отроков, находившихся в плену Вавилонском.

Очистимся же с вами, братие! Омоемся слезами покаяния, оставим нравы языческие и постараемся приобрести нравы христианские, примиримся с Богом: оставим нашу взаимную злобу, зависть, клевету и ненависть, проникнемся, по заповеди Христовой, чувством истинно-христианской любви к ближнему, возлюбим паче всего на свете нашего любящего Творца и Отца — Бога и нашу Матерь — Святую Церковь, без чего безнадежно рассчитывать нам на какое бы то ни было лучшее будущее, без чего не воскреснет наша несчастная Родина-Россия и без чего весь мир ожидает несомненно надвигающаяся на него страшная погибель. Аминь.


Рецензии