Игумен Герман Подмошенский

Игумен Герман (Подмошенский) является основателем и председателем Братства преподобного Германа Аляскинского и президентом Валаамского Общества Америки. В своем слове "Жертвоприношение Святой Руси" он вспоминает об архимандрите Герасиме (Шмальце). Отец Герасим задолго до своего рождения был предсказан преподобным Германом, монахом Валаамским, подвизавшимся на Аляске и просиявшим светом фаворским на смертном одре, первым канонизированным святым Америки. Преподобный Герман говорил, что спустя долгое время после его смерти на место его жития на аляскинский Еловый остров придет монах, подобный ему самому, избегающий мирской славы, который возобновит монашеское житие на Еловом. Архимандрит Герасим был истинным представителем настоящей православной России в девственных лесах Аляски.

Он родился 28 октября 1888 года.

Он не был ученым монахом, но он был истинным ибранником Божиим. Не из тех, кто знает веру по книгам, но опытным путем шел ко Христу. Для него общение с лучшим миром в видениях было делом обычным.

В России отец Герасим подвизался в Тихоно-Калужской обители. Приехал в Америку в 1915 году как временный миссионер, но из-за революции остался на Аляске. Среди современных юрисдикционных ссор увидел, что христианин должен прежде всего следовать Христу, пришедшему грешных спасти. Он не встал на сторону одной из враждующих юрисдикций, будучи оторванным от Московской Патриархии, но остался верным, как говорил сам, “юрисдикции Христовой”, стал пустынником. И Бог благословил ему восстановить иноческий скит на Аляске, основать монастырь, основать, вместе со святителем Иоанном Сан-Францисским и писателем, профессором И.М. Концевичем, Братство преподобного Германа Аляскинского подвижничеством отцов Платинских Серафима (Роуза) и Германа (Подмошенского).

Отец Герасим много плакал в уединении о страждущей плененной России и об отступничестве многих русских, оказавшихся за рубежом, от истинной веры. Он был подвижник оптинского духа, впитанного еще в России.

Отторгнутый от Родины бесноватыми, подвижник Христов гоним был и немощнми христианами — политиками-администраторами из духовенства в Америке. Тяжко, до слез страдала измученная душа его, когда гнали его люди. О,  люди! И на Самого Господа Христа клеветали. Во дни скорби было видение Подвижнику. Явился Государь Страстотерпец Николай Александрович и  сказал: “Я Вас понимаю, я сам все такое пережил”.

Аляска своим суровым климатом пугала многих. Русские монахи, попав в Америку, не хотели ехать туда, что уж говорить о постриженных в Америке. Часто повторял Батюшка: “Любовь к Христу покидает нашу грешную планету”. Сам же он всегда усердно молился о России и о всех православных странах.

В одну из пасхальных ночей, еще при жизни временной, думая о России, написал отец Герасим: “Для меня этот Праздник, эта святая ночь в одиночестве ясно говорят о Воскресшем Христе, о том, что придет время, когда мы все воскреснем и вечно будем петь о Христовой Пасхе”.



Жертвоприношение Святой Руси.
Священноинок Герасим.


"Яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животныя источники вод; и отнимет Бог всяку слезу от очию их.
И егда отверзе седмую печать, бысть безмолвие на небеси яко пол часа.

(Ап. 7, 17 и 8, 1.)


И на Руси, и на краю вселенной на Аляске люди живой совести страдали за распятую окровавленную Россию XX века. В своей пустыни на необитаемом острове в болотистых топях Елового острова в продолжение многих десятилетий одинокий монах-миссионер священноинок Герасим († 1969) писал, воздыхая:

"С 1917 года, с года проклятой революции, я пролил реки слез. Сегодня, 3-го июля, я служил Литургию и поминал Царя-Мученика, его Семью, я как бы видел подвал Ипатьевского дома и ту страшную кровавую картину: я пролил слезы и молился от себя, не за Мучеников, нет, а за весь русский народ, просил их, Мучеников, простить всех нас, молиться за нас, грешных. Христиане первых веков всех убиенных за Христа сразу же причисляли к лику святых мучеников, молились не за них, а им, пострадавшим за Христа. А ведь там были невинные четыре Царевны и отрок Царевич Алексей. Да и они все страдали 18 месяцев от грубой стражи. Они все великомученики!

Приближается страшная ночь, и я буду служить утреню. Миллионы православного русского народа не защитили своего доброго, кроткого Царя и его Семью. Страшно и подумать, что там было в ту ночь. Но страшно то, что против Царя были и некоторые архиереи, попы, образованные монахи. Из простецов-то все, я думаю, были за Царя...

В 1917 году я видел сон. Все небо было черное, страшное. И посреди его был свет и там Христос Распятый. Он умирал! Глава Его склонилась, и мускулы Его рук дрожали от страдания. И я слышал голос: "Молитесь, Россия распята". И вскоре мы на Аляске узнали о жестоких гонениях на верующих христиан и об уничтожении святых ее мест".

Видит ли мир, сколько слез пролито русским народом за последние 70 лет? Не ведает и знать не желает этот мир, во зле лежащий (1 Ин. 5, 19)! Хотя он разделяет грех цареубийства. Совесть мира, вселенной за эти годы промолчала! Совесть христианская на Руси была в узах, сегодня еще жива — потаена и ведома только Богу.

Но Божие долготерпение имеет свои пределы. Бог правду видит, да не скоро скажет. Ожидает Он умножения Героев Добродетели! Да и чтобы они воспели Песнь вселенского Покаяния и отразили бы небесную лазурь чистейшей молитвы святых, облагораживающей души всего мира.

Когда мир созреет уловить духовными очами ослепительное благолепие жертвоприношения Святой Руси за мир, тогда наступит долгожданный Час справедливости на земле. Оценит мир своею благородной частью Чашу страданий за правду русского народа себе во спасение! А другая часть погибнет, ибо избрала тьму, предвкусив бесовской прелести развращенных адских удовольствий.

Русский же народ примером своего Христу подобного последнего Царя искупает себя страданием и покаянием, ведомый Богом прославленным небесным Монархом, святым великомучеником Императором Николаем II.

Величаем Тя, Святой Великомучениче и Страстотерпче Царю Николае, и чтем святыя страдания Твоя, Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Аминь.


Рецензии