Страх

Как-то, в одной из книг о сталинских репрессиях я прочитал фразу, что всю страну сковал страх. Причём слово СТРАХ было написано прописными буквами. Я не жил в те времена, но автору поверил, так как столкнулся с отголосками этого страха в 80-е годы прошлого столетия.

Случилась эта история во время командировки в один из городов Красноярского края. В командировку я поехал с молодым коллегой. Поскольку в последующем он крепко мне помог в непростой для меня жизненной ситуации, имя его называть не буду. Как обычно мы заглянули в книжный магазин в комиссионный отдел в надежде чем-нибудь поживиться. Нередко имеющие доступ к дефицитным журналам после прочтения сдавали их в магазин, возвращая себе практически все затраты на подписку. И вот, просматривая кипу журналов «Роман-газета», я наткнулся на заголовок «Один день Ивана Денисовича». К тому времени автор этого рассказа Солженицын был изгнан из страны, его изданные произведения изъяты из всех библиотек, а чтение его книг, а тем более распространение, считалось политическим преступлением (как это происходило было наглядно показано в телесериале «Дело гастронома № 1»). 

Я взял журнал и показал его своему коллеге. До сих пор перед глазами картина: парень замер на месте, в глазах его появился нешуточный страх, он непроизвольно дёрнулся по направлению к выходу, но вовремя взял себя в руки. «Переверни обложку, переверни», – засуетился он, поняв, что я собираюсь этот журнал приобрести. Я перевернул журнал, показал на кассе штамп со стоимостью, заплатил и мы покинули магазин. Нужно было видеть облегчение, которое охватило моего коллегу. Повторюсь, что это было в 80-е годы, а что творилось в головах людей в 30-е годы?


Рецензии