Ежовые рукавицы. Сталиниада

                Из воспоминаний моего соседа по дому, Якова Семёновича
                Скрябина, всю жизнь проработавшего, как и его отец,
                слесарем на ленинградской обувной фабрике «Скороход»

Ленинград.
1937 год.
Мне исполнилось 17 лет.

Не помню, как я вышел из Райсовета на Международный проспект (потом-то его переименовали в проспект Сталина, сейчас же это Московский). Не помню, как брёл по нему домой. Когда отчётливое осознание окружающего мира вернулось ко мне, понял, что иду-то я в противоположную сторону от дома. Сильно болело ухо.
Я стал переворачивать в памяти события этой страшной ночи...

Звонок в квартиру в 3 часа ночи. Слухи о ночных визитах людей из НКВД тогда ходил по Ленинграду. Да и на фабрике, где работал я и мой отец, исчезли несколько человек.
Мама шёпотом, с надеждой в голосе, произнесла:"Сема, иди посмотри, кого там принесло. Да надень башмаки, пол холодный. Простудишься."

Кто-то нажал и держал кнопку звонка, чтобы он звонил непрерывно. А когда, к несмолкающему звуку звонка, прибавились удары в дверь, надежда на то, что это случайно ошиблись дверью, рухнула.
Мы с мамой стояли в комнате у открытой двери, и я видел, как отец отодвинул дверную задвижку, и как дверь резко распахнулась, задев плечо отца.

Вошли два человека в военной форме. Вошедшие спросили, здесь ли сейчас Яков Скрябин? Он должен поехать с ними.

Я стоял, ничего не понимая, пытаясь попасть руками в рукава рубашки. Мне было страшно. В тот момент я смотрел на потирающего ушибленное плечо отца и мамино, ставшим совершенно белым, лицо. Возможно, я в этот момент интуитивно искал их защиты.

Из парадной я вышел в сопровождении этих военных. Мы сели в стоявшую перед входом чёрную легковую машину. Автомобиль промчалася по Международному проспекту и остановилась около, недавно выстроенного, здания Московского Райсовета.

В пути, сопровождающие беседовали между собой, словно меня и нет рядом. Говорили о том, мол, этот еврейчик за сегодняшнюю ночь уже шестой. Один сказал, что скорее бы уже передать этого, да ещё двоих собрать и на сегодня работа закончена. Второй, добавил, что у его сына сегодня день рождения.

Войдя с бокового входа в здание райсовета, мы спустились по мраморной лестнице в подвал. Меня завели в большую, ярко освещенную комнату с серым каменным полом. На стене висел большой плакат, на котором, под портретом товарища Сталина, было крупными красными буквами написано "Слава великому Сталину". Сопровождающие остались за дверью. В комнате было двое в военной форме. Один, по-видимому, командир, сидел за столом. Перед ним были разложены какие-то бумаги, чёрным пятном выделялся, лежащий на них пистолет. На военном была фуражка с малиновой полосой. Не знаю, какое у него было звание. Я не разбираюсь в нашивках и петлицах. Да, собственно, и не было времени, чтобы их разглядывать.
Разговор, если можно так назвать крики этих людей и мой лепет им в ответ, начался сразу, как только я переступил двери комнаты.

Начал крик тот, что сидел за столом:
- Ну что, сука?! Попался наконец! Долго же мы за тобой, жидовский выродок, следили. Сидеть!

Я, ошарашенный, ничего не понимая, сел на стул, стоящий посередине комнаты.

Второй выкрикнул:
- Это, что же ты тут, сука, расселся?! Тебя может ещё и на кровать полОжить?! Встать!

Я вскочил со стула, ничего не понимая, что происходит.

Первый, из-за стола:
- Что, жидёнок, вскочил?! Сказал же сидеть!

Тот, что стоял, стал засучивать рукава гимнастёрки. Он подошёл ко мне вплотную.
Я почувствовал сильный запах спиртного. От сильного удара в ухо, я свалился со стула на пол.

- Встать! - заорал мой мучитель.

Тот, что до этого момента сидел, вышел из-за стола и направился ко мне, держа в руках какую-то фотокарточку. Он закричал:
- Убрать руку от уха! Это ещё не больно! Смотреть сюда! Узнаёшь кто здесь на фотографии?!

Я конечно узнал. Такая же точно фотография есть и у нас дома. На фото были я и двое моих друзей из дома, откуда мы переехали 3 года назад. Тогда, перед отъездом, и была сделана эта фотография в фотоателье на Гороховой.

- Это Вова Сидоренков, а это Саша Медведев, а посередине я.

- Говори, сука, когда ты Медведева видел в последний раз?!

- Два года назад, в 1935 году. Мы с ним случайно встретились на Первомайской демонстрации, на Невском проспекте. А больше я его и не видел.

- Врёшь, жидёнок! Встать! К стене! Лицом к стене!
Он схватил меня за плечо, при этом больно ущипнув.

Пол перед стеной, наверно, недавно вымыт и был ещё влажный. Я подошёл к стене. От увиденного, я чуть не потерял сознание. Белая стена была вся испещрена маленькими отверстиями и везде на ней были видны брызги бурого цвета.
Я услышал, как сзади раздался металлический щёлчок.
Затем крик:
- Повернуться!

Я повернулся и увидел улыбающихся моих мучителей. У одного в руках был пистолет. Он закричал:
- Отец твоего дружка, Медведева, оказался врагом нашего народа, а твой дружок, вчера застрелился. Мы должны выяснить, был ли ты и этот, второй, на фото, завербованы им в свою вражескую сеть. Сидоренков уже сознался во всём, и ты тоже должен подписать признание. Ах, ты, сука, не будешь подписывать чистый лист?! Ты меня сейчас доведёшь до белого "колена"! Некогда нам с тобой тут возиться. Ты не последний враг на сегодня. Нам ещё до утра работать и работать.
К стене лицом и поднять руки!

Я повернулся, поднял руки, закрыл глаза и ждал. Мне почему–то было теперь совсем не страшно, но очень было жалко маму. И пришла, теперь совершенно не к месту, мысль, что я же обещал ей, в воскресенье, наколоть дров. Как же теперь?...

Раздался выстрел.
Очнулся я на полу. Первая моя мысль была - жив! Голова была мокрая. Стоящий надо мной военный держал в руке пустой стакан.

- Ну что, жидёнок, значит не встречался с Медведевым?!
Ладно, поверим тебе на первый раз, но знай, что слежку за тобой мы продолжим. Заводите следующего. Этого выкиньте в жопу. Пусть идёт на свою фабрику ботинки шить. Итак, все камеры у нас забиты этой сранью. Когда ещё приедут забирать их.

Сколько времени происходили истязания надо мной и сколько я шёл, удаляясь от дома, не знаю. Мои мысли прервал, раздававшийся по репродуктору из чьего-то распахнутого окна, бодрый голос диктора - "С Добрым Утром, дорогие товарищи! Московское время 6 часов." Дальше понеслась жизнеутверждающая мелодия Интернационала."

Уже начало светать, прозвучал гудок завода "Электросилы", зовущий работников к первой смене. Через полчаса загудит и мой "Скороход". Я уже не успеваю домой, нужно бежать прямо на работу...

PS.
После печально памятного сталинского правления утвердилось мнение, что выражение "Ежовые рукавицы" пошло от наркома НКВД Ежова. В 30-х годах он прославился своими репрессиями. Образ закрепил плакат художника Ефимова "Ежовые рукавицы". На нем нарком держит в колючих (всё-таки из ежей?) рукавицах многоголовую гидру – олицетворение троцкистов и бухаринцев.
Иными словами, НКВД работало точно так же, как вся советская промышленность. Только за победными цифрами стояли не тонны угля и стали, а живые люди. То есть, тогда на каждую сотню взрослых мужчин и женщин приходился один арестованный.

Ежов Николай Иванович (1895-1940) являлся видным государственным и политическим деятелем СССР. За заслуги перед страной имел правительственные награды.

Арестовали бывшего грозного наркома и комиссара 10 апреля 1939 года. Его обвинили в подготовке государственного переворота, а также мужеложстве.
4 февраля 1940 по приговору Военной коллегии Ежова расстреляли.

---------------
В 2023 году, в Волгограде, благодарные потомки установили бюст товарищу Сталину...


Рецензии
так и почувствовал тёплый ветер далекого лета..
кажется мне нереальным оскорбления по национальному принципу в 1935.... в 1948 может уже реальны были.

Андрей Александровв   13.04.2023 16:37     Заявить о нарушении
Спасибо Андрей, что прочитали. Было такое всегда. Но тогда, во времена Ежова, скорее было по инерции. Бесправие было тогда.

Эгрант   13.04.2023 16:42   Заявить о нарушении
Но доля правды в вашей реплике, очевидно, есть. Поскольку сам ежов был иудеем.Возможно я откорректирую рассказ.

Эгрант   13.04.2023 16:55   Заявить о нарушении
<...Поскольку сам ежов был иудеем...>

Не совсем понятно, автор! (извините, не знаю Вашего имени)
В каком смысле Ежов был иудеем, принадлежность к иудаизму или по рождению?
Обоснуйте, пожалуйста!

Серж Левен   14.04.2023 09:43   Заявить о нарушении
Этот слух, что он тайный иудей,был запущен, когда было т.н. "Дело врачей".
Об этом я, тогда ребёнок, слышал из разговора соседей по нашей коммунальной квартире.
Ну, вот почему то запомнилось.

Эгрант   14.04.2023 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.