I-3 Зигзаги истории
Жизнь кас-саков была сурова, как и вся жизнь в степи. Опасности подстерегали их на каждом шагу. О прошлом прадеды и деды рассказывали неохотно. «Было энтомо во времена Хазарского царствования, народ наш жил между Днепром и Доном и был многочисленным и храбрым, могшим выставлять до 50 000 и более хорошо вооруженных всадников. Плиний, Тацит и Птолемей, а также Иорнанд местожительство казаков (кас-сакии) указывают там же, где и Страбон. Плиний признает их за народ, родственный Русам и описывает участие их в битве таким образом: "Удивительно, храбрость казаков находится как бы вне их самих. Никто не боится пешей битвы; но когда они делают нападение лавой, едва ли может устоять какой-либо строй".
Особенно интересны для нас это кас-саки. На которых обратим особое внимание, кас-саки это Чиги и Русы по Страбону, были отважными мореходцами и пиратами. Греческие историки конца XIII и начала XIV в., Никифор Гигора и Георгий Пахимер, говорят, что Чиги, Геты и Русы, жившие по берегам Азовского и Черного морей, были покорены монголами, служили в их войске.
У Константина Багрянородного обозначены области, лежащие к востоку от Черного моря это Абхазия, Казахия, Папагия (Кабарда) и Алания. Далее Черкасы, Готы, жившие на берегах Черного моря и в Крыму, исповедовали христианскую веру. Птолемей говорит, что по всему побережью Азовского моря живут Яциги и Аланорси, т. е. Алано-Руссы. На средней Кубани (Вардане) он отмечает город Черкасу, т. е. главу или столицу азов, от которого произошло и название народа Черкасов.
Итак, Черкасы не были каким-либо отдельным племенем, а просто это была одна из общин народа азов или ясов Нестора, вошедших в VII в. в состав Хазарской монархии, как и другие народы Приазовья. Ясы господствовали на всем пространстве от Азовского моря до Каспийского и известны были то под именем "Аорсов", то "Касахов" и "Касогов" нашей летописи. Астрахань (Ас-тархан) называлась ясским торгом. В Молдавии и Валахии "тырг", у татар "тура" - город. "Таматарха", в Русской летописи Тмутаракань, означает Таманский торг, с пристанью "Томи". Торг этот под давлением с юга неприятелей нередко переносился в устья Дона в г. Танаиду или Тану. Тмутаракань у Константина Багрянородного названа Таматархой.
На карте Эдризи, составленной выдающимся арабским географом в половине XII века. Об этой карте можно сказать, что она не верна. К примеру, недалеко от устьев Дона, названного у него "Русской рекой", помещен город "Россия". На восток от "Матарха", близ Дона течет река Сакир, т. е. река народа саков, считаемая очень многими критиками как Кубань. К юго-востоку от Сакира лежит Белая Кумания, Черная Кумания, а к востоку Хазария и Алания. В Ипатьевской летописи под 1170 г. говорится о путях Соляном и Залозном. По этой дороге днепровская Русь, а потом и запорожцы часто ходили в Азовское море и через Керченский пролив в Черное; еще чаще этим же путем возвращались они обратно, после нападений на крымские и малоазиатские берега. От Миуса Руссы и запорожцы около мили шли волоком до р. Волчьих Вод, а из этой реки спускались в Самару, а потом в Днепр. Эти реки в то время были судоходны, и все пространство к западу от Дона, как говорит Рубруквис, бывший там, в XIII в., было покрыто большими лесами, дававшими обильное питание рекам. Вот почему на карте Бенниказы устье Миуса и названо "Русским заливом". Этим же путем тмутараканская Русь сообщалась с днепровской.
Когда на мадьяр напали болгары и печенеги, вырезавшие их жен и детей, мадьяры оставили Левадию и отправились в Паннонию, а пустые степи заняли победоносные печенеги. Византия не могла вмешаться в эту войну, потому что все силы были брошены на войну с болгарами и их царем Симеоном, шедшую по Балканскому полуострову к победе. Тогда отделённое княжество киевских варягов стало вассалом общины хазарских иудеев, которая использовала русов и славян в войнах с христианами и мусульманами-шиитами, подавляя возмущения язычников руками наемников-мусульман-суннитов.
В последние годы князь Олег не побеждал, а уже в начале Х в. русский флот появляется на Каспии против врагов хазарского царя. По-видимому, киевский князь начал поставлять хазарскому царю “дань кровью”, посылая своих воинов умирать за торговые пути рахдонитов .
В 812 г. Руссы на 500 кораблях, численностью до 100 человек на каждом, из Волги вошли в Каспийское море и произвели страшное опустошение на его берегах. (Аль-Масуди, живший в X в.)
По словам Касума (Книги путей и государств) Руссы были одного племени со славянами, ходили на кораблях по р. Волге к Каспийскому морю, а также караванным путем до Багдада.
Ибн-Даст (X в.) говорит, что "Руссы живут на лесистом и болотистом острове, окружность которого равняется 3-м дням пути". Руссы эти занимались морским пиратством и набегами. Захваченные в соседних землях товар сбывался ими в хазарском г. Итиле, при устьях Волги. Следовательно, Руссы эти обитали или при устьях Дона или в дельте р. Кубани, на Таманском полуострове.
Всегда было известно, что война-дело тяжелое и неприятное. Но есть вещи хуже войны - это рабство, оскорбление чтимых святынь, разграбление и наконец, оскорбительное пренебрежение. Все это выпало на долю народов, оказавшись в сфере влияния Хазарского каганата. Этнический спектр не давал им возможности сплотиться. Зато итильские хазары легко могли натравить их друг на друга, используя старые, межплеменные обиды.
***
В невероятных условиях обживались кас-саки. Начали заниматься рыболовством. В реке рыбы было в изобилии, в степи дичи, пасли табуны лошадей, держали скот. В пищу потребляли сайгу и мясомолочные продукты. Больше всего в рационе кас-саков была рыба осетрина. Иногда готовили мясо в огромных котлах особой формы, делали рубец из потрохов и специй, который мог храниться долго.
Все же обильны и разнообразны были формы жизни кипевшей вокруг них. Предметы быта, оружие, одежда - все на себе несло следы их страстной тяги к выживанию. Их дома вырубленные из цельного массива или мазанки, наполовину врытые в землю. Вокруг станицы были загоны для молодняка, быков, коров и лошадей.
Особенно пестро и ярко выглядела их одежда, не только праздничная, но и ежедневная. Дома стояли кругом в два ряда, образуя две окружности. Посредине чистая площадка для круга, в центре, где собирались старшины и атаман, стоял столб. Это была становище, примерно на 100 - 120 кас-сакских семейств. Все кас-саки были равны между собой, и стар и млад, следовали обычаям и правилам, вытекающим из условия самой жизни.
Атамана и всех его приближённых лиц, включая десятника, кас-саки вольными и согласными голосами выбирали из своей среды и давали им власть творить суд и расправу над собой в тех размерах, какие допускались правилами народа, но не более.
Атаманы выбирались из самых храбрых, разумных и толковых кас-саков станицы. Все дела решались Кругом. Обычно кассакам оповещали о сборе Круга есаулом. В роскошной одежде, на богато убранном коне, с бунчуком в руке он разъезжал по кругу, выкликал во всеуслышание:
- Послушайте, атаманы - молодцы и кас-саки станицы, не пейте зелена вина, заутра Круг будет!
***
Солнце клонилось к закату, когда Лощила, Надежа и Гордей подъезжали к родному стану. Туша сайги лежала на коне Надежи, привязанная за ноги, сам Надежа сидел позади Гордея, держа поводья своего коня. Вид на урочище был живописен. Там, у реки за лесом и поселились кас-саки - гулебщики.
У ворот их встречала Васса, жена Лощилы. Кас-сачке было более сорока пяти лет, с добрым лицом, волосы ее, как и положено замужней кас-сачке, были уложены под сорокою, она была в положении, сарафан распирал живот. Рядом с ней стояла дочка - Анифа, десяти лет от роду.
Кас-саки спешились. Надежа и Гордей занялись сайгой. Анифа со всех ног бросилась к отцу.
- Тятя, тятя!
Лощила схватил ее под руки и подбросил над собой. Радостно взвизгнув, Анифа засмеялась. Поймав ее, Лощила нежно прижал к себе комок родной плоти, глаза его светились счастьем. Подойдя к жене, он положил ей руку на живот.
Васса, кивнув головой в ответ на его немой вопрос.
- Все хорошо.
Васса поставила большое блюдо и налила из кувшина чистой воды. Кас-саки по очереди подошли и омыли руки и лицо. Лощила, вытираясь поданым Вассой холщовым полотенцем, повернулся к Гордею.
Завтра поедешь к атаману, там сбирается обоз на Итиль, повезешь шкуры, накопленные за зиму. Старшим будет Молчан. И добавил, с хитринкой, улыбаясь:
- Младу повидаешь.
Гордей вспыхнул краской. Лощила по-доброму засмеялся.
- Батя, а можно мне... с ним? - Запросился Надежа.
Лощила перестав улыбаться, твердо ответил:
- Нет, ты здесь мне нужен, - и уже более мягко - пойдемте вечерять.
Рахдониты – Так называли еврейских купцов, захвативших в свои
руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой.
http://www.proza.ru/2018/10/28/1359
Свидетельство о публикации №218102100727
Александр Игринский 28.12.2023 07:43 Заявить о нарушении
Михаил Илекский 02.01.2024 11:51 Заявить о нарушении