Я цыплёнка ем табака...

На просторах глобальной сети,а именно, на одном из форумов, набрёл я на обсуждение.
Некий молодой (видимо) человек интересовался – "о чём стихи и что имел ввиду автор?"
Стихи я узнал сразу и автора припомнил.А. Галич «Облака плывут, облака…»
Исполнял песню сам автор, ещё в начале 70-х. На даче покойного тогда уже Б. Пастернака.
Собирались люди, Галич брал гитару… и… "облака плыли"…
Сейчас эту песню тоже запели. Например бессменный лидер группы ДДТ и по совместительству – борец с режимом Юрий свет Юлианович. Борец с режимом он очень такой осторожный.
Я конечно послушал в его исполнении… Ну да. Ничего так. Особенно с его лицом сочетается фраза

«А я цыпленка ем табака,
Я коньячку принял полкило»

Есть ещё такой муз. Коллектив «Ноггано» Тоже поют это же. Манера исполнения несколько странная. Группа видимо ориентируется на молодёжную аудиторию. Томным голосом, с нотками грусти…

«Ведь недаром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям»


Естественно, что молодым людям непонятно - почему полстраны сидит по кабакам и пивным и получает какие-то переводы. Да ещё два раза в месяц. Так жили в СССР, что ли?
Знающие и видимо очень уважаемые граждане, на форуме объясняют – молодыми и неопытным. Что, дескать, "откинулся вот человек с зоны, отмотал он срок нехилый и теперь расслабляется значит… А переводы… эээ ну там зарплату кажется давали в сэсэсэре…" Вот так вот, без затей.
Сам я эту запись слышал впервые очень давно. Хриплое бормотание магнитофонного барда.


Облака плывут, облака,
Не спеша плывут как в кино.
А я цыпленка ем табака,
Я коньячку принял полкило.

Облака плывут в Абакан,
Не спеша плывут облака...
Им тепло небось, облакам,
А я продрог насквозь, на века!

Я подковой вмерз в санный след,
В лед, что я кайлом ковырял!
Ведь недаром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям.

До сих пор в глазах - снега наст!
До сих пор в ушах - шмона гам!..
Эй, подайте мне ананас
И коньячку еще двести грамм!

Облака плывут, облака,
В милый край плывут, в Колыму,
И не нужен им адвокат,
Им амнистия - ни к чему.

Я и сам живу - первый сорт!
Двадцать лет, как день, разменял!
Я в пивной сижу, словно лорд,
И даже зубы есть у меня!

Облака плывут на восход,
Им ни пенсии, ни хлопот...
А мне четвертого - перевод,
И двадцать третьего - перевод.

И по этим дням, как и я,
Полстраны сидит в кабаках!
И нашей памятью в те края
Облака плывут, облака.

И нашей памятью в те края
Облака плывут, облака...

Может быть это отсюда, про "полстраны сидело"? Может быть. Однако, согласно Галичу - ничего так, отсидела эта половина, зубы есть и деньги на кабаки.
Даже странно, что такой вот простой смысл стихов не доходил и не доходит. А слушали... Да уж.
Необходимо наверное было выпить, после чего уронить голову на согнутую руку и этой рукой схватить себя за голову... А как же иначе это слушать-то? Или печально качая головой и вздыхая при этом, тяжко... "Да, было, помним, помним"... Кому было, что вспомнить конечно.
Тогда смысл текста был предельно ясен и не только мне, но и остальным услышавшим или прочитавшим.

Человек отбыл серьёзный срок – 20 лет. В СССР получить такой срок  - это надо было постараться.
Например сотр. с врагом в годы ВОВ, заниматься бандитизмом или получать "добавку", за «соответсвующее» поведение в МЛС. Ну можно ещё было быть полным «отрицаловом» - не выходить на работу и чалиться в БУРе. Тогда ещё срок проведённый в БУРе или ШИЗО не шёл в зачёт срока. Исправил это, уже министр  МВД Бакатин, своим указом.
Да, вот отбыл герой стихотворения, «даже зубы есть» у него и «в пивной сидит словно лорд»
Получает свои переводы, на которые и гуляет. Ведь отбывавшие наказание (если не крытка) работали и зарплата им начислялась.
Она копилась в фин. Части. Можно было потратить, определённое количество, на еду и разные мелочи. Был ларёк в МЛС (лабаз на фене), на руки можно было получить бумажный такой эквивалент денег, с указанным номиналом.  Можно было распорядиться ,и деньги будут переводить жене или родителям. Можно было и копить.
Суммы за годы скапливались изрядные. Получить столько на руки при освобождении было делом рискованным. Многие и сами не доезжали до дому, не то чтобы деньги в целости довести.
Вспомни читатель, замечательный фильм «Калина красная» Эпизод в ресторане и просьба адресованная официанту  - организовать «бардельеро»
«Я с севера и мне деньги жгут ляжку» . А  потом- «Народ для разврата собрался!»
А что же сам автор стихов – А Галич (Гинсбург), отбывал?
Нет, читатель, не отбывал он. А был он нормальным советским драматургом. Писал киносценарии и стихи. Сценарии к хорошим советским фильмам. Список можешь найти самостоятельно.
За один из сценариев даже получил грамоту от КГБ СССР. Был членом Союза писателей и литфонда.
Но на советскую власть он был обижен. Да и кто на неё обижен-то не был? Не пожелали публиковать и ставить его пьесу «Матросская тишина» Да… А тема-то была модная. Ну про культ и его последствия. Примеры вокруг… Солженицына печатают, Дудинцева…
Жигулин свои «Чёрные камни» по редакциям таскает –  редакторы его посылают. Некоторые даже смеются. Галич тут ещё, со своей «тишиной»...
Не случилось словом. Обиделся писатель на власть.  Дальше – больше. Печатать перестали, отовсюду исключили.

Правильно? Что это было? Несгибаемая позиция диссидента, или забрезжившая заграница и лавры (и гонорары) Солженицына?
Нет у меня ответа. Там и то и это было видимо. Хотя… Была у Галича жена первая. Была она актриса и назначили её ведущей актрисой, но на север ехать надо было.
Галич с ней не поехал – не такой он дурак был видимо. Она не декабристка, а он не муж декабристки. В столице остался. К тому же там женщина одна от него родила… Ну это так – мелочь.

Прибыв в царство свободы и демократии А. Галич вступает в НТС.
Скажешь читатель, что еврей с рядах организации сотрудничавшей с  Гитлером – это нонсенс?
Как видишь нет, совсем даже нормально. По стопам кумира Солженицына, который не еврей был, но зато для врагов советской власти – человек достойный.
А потом Галич внезапно и глупо погибает у себя дома от удар эл. Током. Подключал аппаратуру, коснулся  токонесущих частей и батареи отопления. Словом «попал на землю»  - несчастный случай.
Будьте осторожны, товарищи, а так же бдительны и полит.грамотны.


Рецензии
Тюремная романтика просто смешна. Смешны и те, кто этого не понимает и относится серьёзно. Смешны актёры, исполняющие эту романтику.
Нет, тюрьма всерьёз, в жизни - это страшно, я согласен. Смешна именно ррромантика - с гитарой в исколотых руках, хриплый, надсадный голос, да если ещё и беломорина в зубе - это, вообще, класс!
Белогвардейская романтика в том же плане.
Вспомнился анекдот. Поручик Голицын и корнет Оболенский сидят в парижском ресторане. Корнет положил голову на руки, рыдает (значит, дошёл до кондиции).
- Эх, поручик, как мне хочется подняться на сцену и прямо на эстраде наделать кучу!
- Что вы, корнет, разве они поймут? Это же скоты!

Лев Ольшанский   16.03.2019 15:46     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв!
Точно так, Вы правы совершенно. Сами уголовники - настоящие сидельцы - находят её смешной и глупой.
Попадают в МЛС люди разные и по разным причинам. Подавляющее большинство - по глупости, собственной глупости.
Там существуют свои правила. Они сформировались естественным путём, как некий внутренний регулятор.
А вся эта "романтика" есть побочный продукт, как городские легенды скажем.
Сюда же можно отнести и "армейскую" солдатскую романтику. Все эти песенки под гитару. Про не дождавшуюся невесту. Как это перекликается однако...
"С кем ты, падла, любовь свою крутишь..."
Потеря любимой у з\к (по одним причинам), у солдата (по другим) и белогвардейца... Потеря всего - "и девочек наших ведут в кабинет..."
Понятно - Родина, образ жизни, да ещё девочек увели... Всё пропало в общем.
Была дочь камергера и институтка а стала...

С уважением.

Добрый Особист   17.03.2019 16:32   Заявить о нарушении
Эти песни помогают скрашивать несладкий быт. А на воле эти песни совсем ни к чему.

Лев Ольшанский   17.03.2019 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.