Манолис Глезос и OXI фашистским аккупантам

Не помню в каком классе, но припоминаю, когда учитель истории на уроке произнёс имя Манолис Глезос, рассказывая о сопротивлении греков, русские дети на нас стали поглядывать, потом пожимать нам руки, а мы сидели и ничего не могли сказать. Что мы могли тогда знать? Верю, что каждый из нас был горд в ту минуту за такой подвиг.
Нас много было греческих детей в классах, и шли учиться за восемь километров из нашего села Дубовая Балка в ближайшее село Водораздел получать знания.
Прошло время, которое снова нас порадовало приездом Глезоса в Москву, когда как героя встречал сам писатель Борис Полевой, только Манолис Глезос так не считал.

Lelevo, podedizose
O Cozmos agapase,
I kardijas megalo en,
kjalo tranon i stasis.

Ke me ti manas to zomin,
me ti avlis tin miran.
Enifikes esi pedin,
to ksar pos me tin liran.

Manolis len esen, Agur,
eki, pu egenefes.
Xtipa atora to tagul,
ar jatesen ton Glezos!

Eharumnes emis i plei
antrop asin Russian.
To "OXI" ipan i romei
to nemsjan sa kacija.

Sa filakija kratnane
ton patriot esena.
Agna keruja etane,
atora pa klemena.

Лелево, подедизосе,
о Козмос агапасе,
И кардияс мегало эн,
кяло транон и стасис.

Ке ме ти манас то зомин,
ме ти авлис тин миран,
Енификес эси педин,
то ксар пос метин лиран.

Манолис лен эсен, Агур,
эки пу эгенефес,
Хтипа атора то тагул,
ар ятесен тон Глезос.

Эхарумнес эмис и плей
антроп асин Руссиян,
То "ОХИ" ипан и ромей
то немсян са кация!

Са филакия кратнане
тон патриот эсена.
Агна керуя этане,
кя тора па клемена.

У нас была хорошая школа и хорошие учителя, которые сумели внушить нам любовь к чтению, чего нет у нынешнего поколения. Жаль.
Волнуюсь, как тогда на уроке, читая статью Никоса Сидиропуло, и снова чувство гордости уже зрелой женщины охватывает меня, но как и много лет назад во мне растёт некое непреодолимое желание успеть сделать нечто важное в своей жизни, что не успела для своего народа.
Странно так стало мне самой от слов "народа своего",  ибо, духом греческим живу, русским я питаюсь, жить по совести хочу, видит Бог, стараюсь.

И покатилась слеза по щеке моей морщинистой.
- Бабуля, ты зачем плачешь?
- Нет, скорей счастлива, внучек мой.
- Плачут, когда больно, Ба.
- Слезы счастья немного другие, вырастешь и поймёшь.
- Бабулечка, посади меня на лошадку, я немного поскачу.
- Скачи, мой ангел, и пусть в твоей жизни будет только светло и радостно, что всегда дарили людям всего мира твои предки. Аминь.
Александра Поландова с чувством благодарности.


Рецензии