Захватывающая охота за Красным Джоном

Американский комедийно-детективный сериал "Менталист" (2008-2015) Бруно Хеллера вряд ли можно назвать уникальным проектом, который перевернул мир телевидения. Правильнее сказать, что он его украсил. "Менталист" из той же оперы, что и сериалы "Кости" и "Касл". Во всех этих проектах команда детективов (и экспертов в "Костях") с шутками и прибаутками расследует тяжкие преступления, а главные разнополые герои испытывают сильное сексуальное притяжение друг к другу, которому они упорно сопротивляются несколько сезонов, но природа все равно берет свое…

"Менталист" способен доставить немало приятных часов любителям подобных зрелищ. Он получился более захватывающим, чем "Кости" и ничуть не уступает великолепному "Каслу".

Взаимоотношения героев и удачное смешивание комедии и драмы в названных мной телепроектах заставляет вспомнить о сериалах 80-х - "Ремингтон Стил" и "Детективное агентство "Лунный свет". А в части расследования преступления целой группой детективов "Менталист", "Кости" и "Касл" наследуют таким долгоиграющим телефильмам, как "Закон и порядок" и "Место преступления: Лас-Вегас".

У комедийно-драматических проектов, в которых по следу преступников идут целые бригады детективов, есть 2 главных проблемы: необходимо подобрать гармоничную актерскую команду и соблюсти баланс в сериале между драмой и комедией. Создателям "Менталиста" удалось справиться с ними на твердую четверку.

Проблема качественного кастинга важнее соблюдения баланса. Когда сериал становится излишне смешным или ударяется в печаль-тоску, то это обычно касается нескольких серий в сезоне, когда зритель чувствует, что баланс между серьезной основной историей и отдельными комедийными сценами несколько нарушен. А вот неудачный кастинг способен загубить весь проект. Трудность в том, что создателям нужно найти не 2-3-х человек, а целую команду из 5-7 актеров.

В "Касле" актеры были подобраны просто идеально. В "Костях" есть некоторая проблема с главной героиней -  Эмили Дешанель не относится к типу неотразимых красоток, которые могут привлечь аудиторию к экрану одним своим появлением в сериале. С учетом того, что она играет странную особу, с большими тараканами в голове – ее героиня поначалу кажется слабым звеном актерского ансамбля "Костей". Но постепенно комическая составляющая ее персонажа была усилена и Дешанель перестала меня раздражать.

В "Менталисте" Саймон Бейкер в роли прирожденного гения сыска Патрика Джейна великолепен, но его напарница Тереза Лисбон в исполнении Робин Танни в начале сериала не впечатляет. Робин довольно обаятельная актриса, но у нее нестандартное лицо и к ее кривым улыбкам надо просто привыкнуть. Другая история с Амандой Ригетти, играющей молодого агента ван Пелт – я сперва подумал, что она просто плохая актриса. На самом деле проблема не в ее профессионализме. Когда до тебя доходит, что по сценарию ей отведена роль наивной и немного мужиковатой красотки, то все становится на свои места.

С Ригетти связана и еще одна история: во время съемок одного из сезонов актриса готовилась к родам, но ее героиню не стали убирать из сериала, чуть сократив ее роль. Это привело к проблеме: во время беременности Ригетти сильно располнела и стала выглядеть нелепо в роли постоянно сидящего за столом детектива, который прячет от камеры живот и боится встать из-за стола...

Подобный "Менталисту" сериал всегда имеет основу в виде некоей долгоиграющей истории, на которую создатели нанизывают отдельные серии, в каждой из которых герои расследует одно дело. В "Костях" системообразующим является вялотекущий роман эксперта Темперанс "Боунс" Бреннан и агента ФБР Сили Бута, который дополняется сексуальными романами коллег Бреннан по лаборатории. Есть у Бреннан скелеты в шкафу в виде ее отца-преступника и брата, которые в свое время появляются в сериале и придают ему драматизма, но эта семейная драма не настолько значима для проекта, как отношения Бута и "Боунс". Чуть большее значение имеет для "Касла" история расследования убийства матери главной героини - детектива полиции Кейт Беккет, но основой сериала также являются взаимоотношения главных героев – писателя Касла и Кейт.

Своеобразие "Менталиста" в том, что его главной скрепой стал не роман  консультанта Калифорнийского бюро расследований Патрика Джейна и агента КБР Терезы Лисбон, а нескончаемый поиск Патриком серийного убийцы Красного Джона, который за несколько лет до начала событий сериала убил его семью (из-за разных переводов слова Red Джон может фигурировать в сериале в качестве "Рыжего" или "Кровавого"). С одной стороны, данная идея с бесконечным преследованием Красного Джона привносит напряжение в достаточно легкий сериал, и не дает зрителям сильно расслабляться, следя за выкрутасами Патрика. С другой, она выглядит сильно притянутой за уши.

В подобных долгоиграющих детективных сериалах главный герой не так уж редко становится объектом повышенного внимания маньяка ("Мыслить как преступник", "Кости") или опасного преступника ("Касл"). Проблема в том, что серийные убийцы, которые упорно преследуют тех, кто их ловит, бывают только в кино. И сильно перегибать палку по этой части создателям не следует. В "Менталисте" этот перегиб тоже имеет место, что сериал не красит.

Вторая несуразица, связанная с Красным Джоном, заключается в том, что благодаря создателям сериала он превратился в настоящего Дьявола. Джон играет в кошки-мышки с гениальным детективом Джейном и регулярно оставляет его в дураках. Вполне естественно, что когда зритель наконец-то узнает, кто такой Красный Джон, его постигает сильнейшее разочарование. И это вполне естественный результат, к которому авторы сериала шли очень долго. Любой Красный Джон в человеческом обличье будет проигрывать тому неуловимому, всеведущему и всемогущему фантому, который фигурирует в "Менталисте".

К счастью, плюсы сериала перевешивают его минусы. Помимо удачного кастинга, интересного основного сюжета и добротного сценария, у "Менталиста" есть настоящий козырь в рукаве: персонаж Патрика Джейна. Саймон Бейкер в роли Джейна – само Обаяние. А еще его Патрик умен, наблюдателен, отличный психолог, стильно одевается (хотя как бомж спит в одежде!) и чрезвычайно раним (после смерти жены и ребенка). Трагедия превратила его из экстрасенса-афериста в детектива-артиста и этому новому Патрику невозможно не сопереживать. Если вы просмотрели несколько серий "Менталиста" и поближе познакомились с Джейном, оторваться от просмотра его вендетты с Красным Джоном практически невозможно. Сериал затягивает так же сильно, как и "Родина", "В поле зрения" или "Морская полиция: спецотдел".

При съемках любого популярного сериала неизбежно наступает время, когда лавочку следует прикрывать. Чаще всего при принятии решения создатели и телекомпании смотрят на рейтинги проекта, но это не всегда правильно. Есть телесериалы-долгожители, которые длятся 15-20 сезонов, хотя история, которая лежала в их основе, уже давным-давно исчерпала себя. Несмотря на это, преданная аудитория проекта из года в год возвращается к телеэкранам, чтобы встретиться со своими любимыми героями, и такое поведение телезрителей может продлевать им жизнь до бесконечности. Возьмем отличный когда-то сериал "Морская полиция: спецотдел". По хорошему, его стоило закончить после 12-13-ти сезонов, но в 2018 году постаревший агент Гиббс снова появился перед зрителями и не желает с ними расставаться даже после окончания 15-го сезона. И многие телезрители тоже не хотят, чтобы седой Гиббс покинул их. Да, он не молод, но ведь и они за прошедшие 15 лет тоже моложе не стали… И похоже, что Марк Хэрмон (Гиббс), которому сейчас 67 лет, так и умрет на боевом посту….

С такими телепроектами, как "Менталист", "Касл" или "Кости" ситуация несколько иная. Время их жизни изначально ограничено. Гиббс может и до 70 лет бегать с пистолетом вместе со своими молодыми помощниками, но условных Патрика и Терезу поджимает возраст. В тех сериалах, где любовь-морковь является существенной частью сюжета, герои любовники не могут быть слишком старыми.  Когда актеру 35-45, а актрисе 30-35, то их любовная история на экране будет выглядеть вполне гармоничной. Но если мужчина приближается к 50-ти, а его пассия к 40 – это явный сигнал к тому, что их телероман пора заканчивать.

Сериал "Кости" умудрился продержаться в эфире 12 сезонов: к его окончанию Эмили Дешанель стукнуло 39, а Дэвиду Бориназу – 47! Пятнадцать сезонов "Кости" бы уже не потянули. Рейтинги проекта были крайне низкими и в 12-м сезоне.
 
"Касл" закончился всего через 8 сезонов, когда Натану Филлиону исполнилось 44, а Стане Катич – 37. И здесь затягивать проект дальше не стоило, тем более, что последний сезон вышел вымученный и рейтинги "Касла" упали.

В "Менталисте" Робин Танни работала над последним 7-м сезоном, когда ей было уже 42 года (Бейкеру – 45). Неудивительно, что этот сезон создатели сериала сделали укороченным (13 серий), чтобы просто завершить историю Патрика Джейна и его друзей.

К сожалению, и такой сокращенный сезон получился явно лишним. Ведь две основные сюжетные линии сериала (охота за Красным Джоном и роман главных героев) подошли к своему логическому концу еще в 6-м сезоне, старая команда агентов КБР развалилась и ничего принципиально нового в судьбе главных героев "Менталиста" в последние 13 серий не произошло.

Несмотря на то, что последний сезон был необязательным, рейтинги проекта не упали. Они оставались на уровне предыдущих двух сезонов, когда количество американских телезрителей, смотревших сериал на телеканале CBS, составляло около 9 млн человек. Цифра весьма внушительная – выше, чем у "Касла" и почти в 3 раза выше последнего сезона "Костей". Патрик Джейн покинул нас на высокой ноте. Ушел не один, а вместе с Терезой. Надеюсь, у них все получится…   
 


Рецензии