Пороки и слабости

УНЫНИЕ

     Уныние – чудесная вещь. Погружаясь в него, совершенно не ощущаешь падение. Какая-то анестезия делает уныние процессом безболезненным. Цепкие коготочки удерживают тебя на дне и требуется невероятное усилие, чтобы всплыть на поверхность и ощутить оптимизм. Мы знаем, что уныние нехорошо, грешно и деструктивно. Но есть в нем некая горькая сладость, от которой трудно отклеиться. Все ваше существо легко и властно подчиняется сладостно  убаюкивающим ритмам. Уныние находится где-то очень близко около русской тоски, которая может заполнить не то что всю душу, а целый народ. Лень, грусть, пассивность, созерцательность, расслабленность – все это так характерно, так свойственно и так липко. Неужели из этого теплого бульона невозможно выбраться? Кому-то удается, а кому-то нет. Все дело в жизненной энергии, или по-другому – в тестостероне. В основном это дефицитный товар и его нехватка способна заболотить любого. А стряхнуть трудно, почти невозможно. Многие так и плывут, не пытаясь приподняться над поверхностью уныния. Молекулярное притяжение не отпускает тех, кто пассивен. Нужно взорваться, взломать липкую пленку и взлететь… трудно, но можно.

ЛЕНЬ

     Лень сделала человека «царем природы». Именно она научила думать, изобретать, искать самые незатратные решения. В то же время, она  способна сделать из человека тупое животное. Два противоположных результата, две альтернативы. Мудрые говорят: «Змеиный яд смертелен, а в малых дозах целебен». Так и лень. Даже Антон Чехов говорил, что всю жизнь мечтал о лени, как о самом сладостном наслаждении и всю жизнь писал, писал как каторжник. Интересно, что он, будучи чахоточным, всю жизнь тянул своим трудом разорившегося отца, учебу брата и сестры, с каждого гонорара посылал книги в Таганрогскую библиотеку, где читал в детстве, спонсировал деньги на строительство сельских школ в Лопасненском уезде и, наконец, вел врачебную практику в Мелихове и окрестностях, и что уж совсем не по-нашему – деньги за услуги доктора по вызову в любое время дня и ночи – не брал! Вот это да, истинный интеллигент, святой, каких больше нет…. И всю жизнь мечтал полениться всласть….

ЧРЕВОУГОДИЕ

     Мы все грешны и любим пожрать. Все жизненные дела и события сопровождаются едой. Мы перегружены лишним весом, обременены пищеварительными проблемами, но едим, едим, едим. Свадьбы, похороны, дни рождения, расставания, переговоры – все поводы поесть. Раньше  еду надо было хотя бы догнать, теперь и эта нагрузка исчезла. Только дети еду терпеть не могут и, как правило, едят только под давлением, и ровно столько, сколько нужно организму. Работает нормальный природный алгоритм.
     Пора людям учиться у детей и других божьих тварей, которые едят только чтобы утолить голод.
     Еда стала убивающим злом, делающим нас тупыми и ленивыми. Отношение к еде должно измениться в корне. Поговорка: «Все полезно, что в рот полезло», - досадное заблуждение наших предков, живших впроголодь. Еда – это зло и так же, как змеиный яд, целебна только в малых дозах. Человеку следует научиться видеть в еде не только благо, но и прямой вред. Точнее сказать – неизбежное зло…
     На основании изложенного остается добавить, что изощренная кулинария – это главнейшее, придуманное человечеством на свою погибель, зло, которое способствует большему потреблению еды, превращая его в наркотик. Счастлив лишь тот муж, чья жена кормит его мало, невкусно, без соли, сахара и холестерина!!! Если он ее не выгонит или от нее не сбежит, то проживет счастливо сто лет! «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок» - этот остроумный лозунг хорош лишь в период ухаживания.

ЗАВИСТЬ

     Зависть – плохое чувство, это знает каждый. Но, как и многое в этом мире,  в малых дозах это и стимул к развитию, и стремление к совершенству. Бывает зависть корыстная, бывает бескорыстная. Как говорят, зависть «черная» и «белая». Однако природа зависти происходит из простого стремления ребенка подражать, сделать как другие. «Черная» зависть сжигает человека изнутри, потому что в ней содержится эгоистичное желание отнять, присвоить, но никак не  заработать, достичь. В этом, видимо, корень и разница. Есть люди, лишенные чувства зависти, это счастливые люди, которые долго живут, так как их ничего не изнуряет изнутри. Они в гармонии с самим собой. Так что, и позитив здесь есть, и понятно, почему здравый смысл относит зависть к тяжким порокам. Зависть как порок идет рука об руку с другим грехом – эгоизмом. Думать, что у тебя должно быть больше, чем у других – эгоистическое заблуждение. Человеческая мудрость еще со времен Сократа все  открыла, но людям эта истина по-прежнему невдомек. Ясно, что в могилу ничего с собой не унесешь, тем не менее, заточенность на выживание дергает нас за одну и ту же ниточку: «Еще, еще, еще хочу», «Больше, больше, еще больше». Некоторым, особенно женщинам, бывает особенно больно, если у кого-то больше, чем у них. Это чувство может выжечь  изнутри, как напалмом. Поэтому Диоген ходил голым, жил в бочке, думал о вечном и был лишен зависти. Правда, в Греции к этой истине приблизиться проще, чем в России…

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

     Это очень непросто у людей. У животных – совсем другое дело. Еда, отдых, охота, гон. Прелюбодеяние – чисто человеческое изобретение. Животные предаются радостям совокупления раз в году. Люди занимаются этим постоянно. Продолжение рода – два-три соития, а прелюбодеяния по частоте сравнимы с едой и другими постоянными занятиями. Причина проста. Человек слаб и беззащитен, и только благодаря «соображалке», в состоянии согреться, насытиться и вырастить потомство.  Но, самая главная живучесть вида – в постоянной, непрерывной плодовитости, иначе вид рискует погибнуть. Природа явно перестаралась и заложила в человека неуемное стремление к получению сексуального удовольствия, чтобы он размножался всегда и везде. «Соображалка» этот процесс наделила всяческими украшениями и ритуалами. Возведение прелюбодеяния на пьедестал духовных отношений, окончательно запутало  проблему в умах людей. Религия, чтобы ввести прелюбодеяние в какие-то приемлемые для общества и выращивания потомства рамки, обложила его всевозможными ограничениями и табу. Вполне здраво религия отделяет тему продолжения рода от прелюбодеяния. Но эта мера до конца не решает проблему.  Институт брака часто распадается именно из-за «ножниц» между продолжением рода и прелюбодеяниями, поскольку «блуд» люди предпочитают осуществлять за рамками семьи. За рамками больше новизны и романтизма.
     Патриархальные законы просты и понятны:  родители подбирают  пару своему чаду по вполне здравым критериям: хорошая хозяйка, хорошая мать, верная жена. Все остальное называется: «стерпится – слюбится», кроме того, всегда рассматривается материальная база для будущей семьи в виде приданого или других активов. И весьма мудро в тех условиях. Что может понять в девушке молодой отрок? Кроме плеска гормонов, пушистых ресниц, красивых глаз, аппетитных форм – ничего, да и девушка кроме кудрей, блеска улыбки и стройной фигуры ничего понять тоже не может. Что такое совместимость физиологическая или психологическая они вообще не знают.  Родители же зрят в корень на много лет вперед и могут оценить гораздо больший массив факторов. Но мы под влиянием доктрины о свободе личности и, опять же европеизированной  культуры, проповедующей красивые мифы о любви, забываем простые вещи и кормимся  легендами. Да, хорошо, когда у пары случается гармония. Но ведь это редчайший случай. В России XIX века  православные законы действовали и работали. Менделеев в свое время сделал простой расчет о развитии русской нации, и у него получалось, что через сто лет в стране будет жить 600 миллионов русских. Это была экстраполяция русской православной семьи, в которой родители решали за детей все. Многодетные семьи были обычным явлением, нормой. Если бы не было многодетных семей, тогда кто бы защищал Россию в Великой Отечественной войне, где полегло столько русских? У моей мамы на фронте воевало пять братьев, а у папы – два. А что теперь? Зато все как в Европе.
     В Турции мне рассказали притчу. Молодой турок задал седому мудрецу вопрос про любовь и все такое. Мудрец тихо ответил: «Если засунешь руку в мешок с гадюками, то какая разница, какую достанешь?» Это было умно и доходчиво, хотя юноша, с высоты своих малых лет, конечно, был не согласен.
     С другой стороны, чего добилась Европа в погоне за раскрепощением личности?   Вырождения, разнузданного гомосексуализма и катастрофического падения рождаемости. Свобода в смене сексуальных партнеров приводит не к обогащению личности, не к ее свободе, а к опустошению. Бесконечная смена партнеров – дорога в никуда, в пресыщение и разложение. Видимо, это не божий путь. В тоже время верная пара на протяжении жизни может получать постоянную эмоциональную подпитку, поднимаясь все выше и выше к вершине любовных тайн. Неискушенность молодых дает им постоянную пищу в познании секретов любви на всю оставшуюся жизнь. К сожалению, все это в прошлом, и молодые сексуально опустошены уже в первой половине жизни, а дальше скука и поиск более изощренных форм. Природа или Бог подают нам знаки, мол «Не туда, не так!» СПИД, венерические болезни, контрацептивы, множество рисков, сопровождающих случайные встречи. Ничего не помогает, люди прелюбодействуют. Конечно, прелюбодеяния случались и в патриархальные времена. Неверных жен побивали камнями, топили в болотах, сжигали на костре. Ничего не помогало. Но это были редкие случаи. Человек, с его весьма изворотливым интеллектом, тем не менее, выхода из этого тупика не нашел и, на сегодняшний день, запутался окончательно в неуемной тяге к прелюбодеянию, всевозможных моральных ограничениях и попытках гармонизировать институт семьи. В этих трех соснах он и блуждает уже не одно тысячелетие. А истина-то была в руках еще со времен Адама и Евы.  Род людской активно множился, пока не преодолел некую черту, за которой, вместе с достигнутым благополучием, пришел  поиск удовольствий и развлечений. Видимо,  человеческий род заточен на условия, в которых индивид должен выживать. Праздность, которой человек достигал, будь то Византия, Рим, Китай, Месопотамия, приводила с неумолимостью к деградации, упадку, развалу. И прелюбодеяние, о котором здесь идет речь, является первым вестником распада. Трудное выживание на базе патриархальной семьи, где нет места «соплям» о Ромео и Джульетте,  есть суровая необходимость выживания,  а продолжение рода превращает в божий дар. Вот так. Хорошо, что общество пытается дисциплинировать поведение людей. Отношения – вещь хрупкая, не допускающая вседозволенности, но в этом отход от фундаментальных и библейских правил ведет в тупик. Погоня за удовольствием  свойственна людям, но эта погоня является провокатором  грехов и пороков.

СТЫД

     Стыд тоже чисто человеческое изобретение. Игра ума и следствие всевозможных «табу» и условностей. Культура окружила человеческие отношения ореолом загадки, тайны, лиризма. Человек – существо коллективное и, чтобы общество находилось в балансе, люди вырабатывают множество правил и приемов поведения от этикета, который выражается в условностях поведения, формул вежливости,  до понятия суверенности личности. В этой системе координат сексуальные отношения находятся в самой глубине общего устройства. Поэтому, какие-либо публичные проявления сексуальной сферы обозначены понятием «стыд». Очевидно, что все это у людей неспроста и не случайно. Эта обоюдоострая тема в силу своей «опасности» запрятана глубоко и обставлена самым большим количеством условностей. Стыд – одна из них. В человеческой культуре  понятие стыда несколько шире понятия срама. Срам – это первичное понятие первобытных отношений. Первый стыд оброс массой ракушек и сделал стыдными и поступки и неблаговидные действия. Стыдно нарушать правила, надо быть как все, отклонение от любых условностей поведения - стыдно.

СКВЕРНОСЛОВИЕ

     Ругань, брань – обычное дело. Люди, конфликтуя друг с другом, применяют брань, как средство усилить воздействие словом. История брани проста. Человек с древнейших времен придумал средство общения – слово, язык. Этот первозданный набор слов был прост и примитивен, отличая лишь едва-едва человека от животного. Постепенно общество людей усложнялось, и усложнялся язык. Желание правящей элиты отличаться от простой массы порождало и особый язык. Некоторые слова и выражения становились запретными для публичного применения вместе с понятием стыда, которое породила одежда. То, что скрыто от глаз, автоматически стало запретно и неприлично. Религия еще более усилила этот запрет, стремясь нормализовать поведение людей, подчинить их сексуальное поведение жестким правилам.
     Во времена матриархата, о котором мы ничего не знаем, но можем полагать, возможно было все,  в половых отношениях, и означающих  эти отношения словах. Постепенно, наиболее энергичные мужчины, не желая делиться с другими своими женщинами, обособлялись в прайды, где была возможность создать свою ячейку, защищенную от вторжений извне. Матриархат на этом завершил свое существование, так как для эволюции обособленная ячейка была более жизнеспособна по сравнению с беспорядочными отношениями матриархата. Язык именно в это время начал расслаиваться на  дозволенные и запретные темы. Например, в период матриархата, фраза между двумя мужиками, готовыми напасть друг на друга : «Я …  твою мать!», означала: «Я не враг, а может мы родственники!» Когда наступил патриархат, эта фраза стала неприличной, потому что отцовство стало определенным, а позднее и вовсе бранной. Человечество развивалось, и отношения в обществе  усложнялись, как усложнялся и язык, который мог быть и дозволенным, и неприличным, и бранным, и даже эмоциональным оружием, способным поразить и смертельно оскорбить. Между тем люди легко научились преодолевать условности языка и, в нынешнем состоянии,  можно наблюдать  их равноправное сосуществование. С легкой руки Пушкина, Баркова и других борцов за полноту русского языка, они существуют, и исчезать не собираются. Возможно, условность их расслоения на новом витке приведет к стиранию слишком жесткой границы между ними. В просвещенном обществе полнота и богатство языка желательны и необходимы, особенно если избавиться от его самых грубых, примитивных форм.

ЛОЖЬ

     Неправда – еще одно произведение человеческого ума. Там, где есть правда, там может быть и кривда. Граница между ними весьма условна, потому что человек, как существо эмоциональное, легко стирает границы между правдой, полуправдой и полуложью. Магия  умозаключений такова, что люди частенько в них путаются. Не случайно говорят, что благими намерениями выстелена дорога в ад. Обман – плохо, это знают все, но демагогическая аргументация способна из черного сделать белое. Демагогия – еще одна грань этого же предмета разговора. Умение отличать одно от другого – великое искусство, а умение смешивать – еще большее. Но, не будем строги. Во многом видение правды у каждого свое. Потому что эгоизм это фундаментально, и что уж на ум грешить, если он заточен на твой личный интерес. Довольно трудно абстрагироваться от себя  и подняться до объективности. Как правило, проходит время, и только оно может все расставить по своим местам. Человек слаб и легко может впасть в заблуждение.
     Совсем другое дело – ложь сознательная и злонамеренная. Сознательное искажение правды – тяжкий грех, так как причиной, его побуждающей,  является злой умысел. Даже «ложь во спасение» остается ложью, и человек пользуется ею лишь не умея добиться чего-то хорошего по-другому, то есть честно.
     Различные люди относятся ко лжи  по-разному. Мы знаем и патологических врунов и врунов «бескорыстных» и врунов истинных. В русской традиции врунов меньше всего, таков уж это тип человека – прямолинейный, однозначный, бесхитростный.
     Другие народы трактуют и допускают ложь в разных дозах и по разным поводам. Как правило, это диктуется традицией, религией, образом жизни. Почти каждая религия считает, что обмануть «неверного» не грешно. В той или иной степени желание соврать, обмануть, свойственно всем и проистекает из детства, когда человек слаб, и ложь помогает чего-либо добиться обманным путем.
     С усложнением цивилизации ложь все чаще используется людьми для достижения коллективных, клановых, групповых целей. Размывание фундаментальных основ жизни общества, таких как добро-зло, правда-ложь, по утверждению библии ведет к концу света. Эти признаки есть и их становится  больше. Игры людей во вседозволенность чреваты печальными последствиями. Человек, как часть общества, бессилен противостоять тенденциям этого общества. Если общество движется «не туда», люди, это осознающие, почти бессильны, так как способны управлять только собой.. Тем не менее, некая борьба добра со злом идет непрерывно, и чаша весов колеблется то в ту сторону, то в иную, по законам человеку неподвластным. Эти неведомые законы, которые правят миром, являются основой нашего мироустройства, и их лучше не подвергать сомнению. Тем не менее, люди все время пытаются их обойти для решения сиюминутной задачи, не понимая последствий, которые могут быть непредсказуемы. Известна масса примеров, когда ложь, обман разрушают человека изнутри. Ведь никто не отменил совесть, а она всегда знает правду.

СОВЕСТЬ

     Это абсолютно мифическое понятие, которое, тем не менее, является самой реальной реальностью. Ее как бы и нет, и она как бы есть. Без нее в мире воцарился бы хаос. Наверное,  метафизическое понятие «совесть» сформировалось в людях за тысячи лет эволюции. Полагаю, что совесть – главный фундамент нашей цивилизации. Без нее наше общество погибнет. Раз так, может она является объективной реальностью? Не знаю, но факт ее наличия делит весь мир понятий на плохое и хорошее, правду и ложь, подлость и честность. Видимо, внутри индивида заложен некий индикатор, который как чип все  идентифицирует. Даже если человек совершает подлость, врет, он всегда это осознает как поступок со знаком минус. Патологические «подлецы» даже наслаждаются своим вероломством. Однако барометр внутри каждого есть. Слава Богу, или долгой эволюции, которая на уровне рефлекса заложила в людях индикатор «плохо - хорошо». Наверное, без этого вид не выжил бы. Делая что-либо хорошее, мы обязательно в ответ получаем  положительный импульс, неизвестно от кого и неизвестно как, и наоборот. В этом кроется загадка человека и его сложность, понять которую, может быть, нам и не дано….

ОДИНОЧЕСТВО

     Сложный вопрос, потому что большинство считает, что одиночество это плохо, чуть ли не грех. Между тем, одиночество вполне естественное состояние человека. Ведь в одиночестве мы рождаемся и умираем. Наличие в каждом из нас своего «Я» означает дуализм мира: «Я и весь остальной мир». Родители, дети, близкие родственники – все это факторы, создающие некий соединительный мостик между нами и миром.
     Несмотря на свою естественность, одиночество – тяжелое испытание. Человек его  избегает, стремясь погрузиться в гущу людей, обретая друзей, знакомых, детей, жен, мужей и так далее. Это все попытки избежать одиночества, которое инстинктивно нас страшит мыслями о конечности жизни и многих других философских  вещах. Человек не любит думать в одиночестве, так как это всегда выводит его на мысль о конечности бытия. Поэтому все, что способно отвлечь от подобных мыслей, охотно принимается. Вся наша цивилизация это попытка спрятаться от одиночества в обществе, семье, коллективе… Тем не менее, монахи именно одиночество считают самым основным богатством своего бытия, и это понятно, ведь религия – некий противовес общества, возвращающий нас от суетности к вечным истинам, в том числе и о конечности жизни…

СУЕТНОСТЬ

     Человек состоит из двух ипостасей – духовной и телесной. Тело требует постоянной деятельности: работа, добывание пищи, борьба с трудностями, погоня за удовольствиями, отдых, сон, лень… Духовное начало в человеке смутно и его нельзя посчитать, измерить, взвесить. Оно и есть, потому что мы испытывает чувства переживания, страх будущего, радость открытий, любовь, тоску, грусть. Традиционно, кажется, что утолить голод важнее созерцания и размышления. Телесные горести и радости ощутимы и весомы, значимы и регулярно необходимы. А духовные ценности внутри нас, их никто не  в состоянии оценить, пока они не проявятся в виде неких поступков, плохих или хороших, подлых или благородных. Человек всю жизнь постигает собственную сложную структуру, проходя путь ошибок, заблуждений, побед над собой или обстоятельствами. Может быть жизнь вообще дается для того, чтобы человек постиг самого себя во всей своей сложности и противоречивости, слабостях и силе, любви и ненависти.
     Так вот, ошибка обывательского большинства заключена как раз в недооценке духовного начала.
     Жизнь в «комфорте» - это то, что принято считать идеалом и целью существования современного индивида, лишает человека возможности развивать его вторую сущность. Современная цивилизация создала некую комфортную жизнь, стремится освободить человека от необходимости о чем-либо думать. Общение, развлечение, кино, телевизор, игры, пьянство, пустые разговоры, - все устройство современной жизни делает невозможным работу души:  размышления, мысли о боге, жизни, вечности, добре и зле, твоем предназначении, смыслах. Это все невозможно в условиях суетности современной жизни. Религия скажет: цивилизация в таком виде, как сегодня – это происки дьявола, который стремится сделать человека бездумным животным. Посмотрите на людей в метро или транспорте, вынужденных ничего не делать. Боясь о чем-то задуматься, они  хватаются, как за соломинку за свои телефоны и играют в них, лишь бы не думать. Это суетность в чистом виде. Неспособность к размышлению, лишает нас чего-то человеческого. Куда же мы тогда движемся?  Полагаю, в никуда…

ЛЮБОВЬ

     Еще одно, и самое красивое изобретение человека! Отношения полов – наш базис и основа. Он прост как правда. Тем не менее, он больше чем что-либо наделен мистикой и романтическими выдумками. Вся культура, поэзия, живопись пропитана мифологией любви. А может так оно и есть? Ведь случается любовь с первого взгляда…. Научные данные тоже говорят , что любовь рождается из совпадений запахов, зрительных образов и прочее. Существует отторжение и взаимное притяжение между полами.  Кто-то нас притягивает, а кто-то оставляет равнодушным. Здесь много непознанного и неоткрытого. Может быть это впереди. А может быть, это склонность людей к романтизму и мистике. Также как мы наделяем зайчиков милыми чертами, а волков и крокодилов – злыми, а они всего лишь статисты природы, и понятие «добрый» – «злой» им не свойственно. Это чисто человеческое изобретение. Любовь может быть точно такая же мифологизация. Однако, алхимия человеческих эмоций и разума могут породить нечто без вкуса и запаха. Это,  прежде всего,  чувство любви, которое охватывает нас целиком и творит чудеса. Многие это состояние называют болезнью и даже безумием, и это правда, ведь люди в этом состоянии способны на то, что им и в голову не придет в обычной жизни. Любовное помешательство они сопровождают всевозможными подвигами и дикими поступками, а затем хранят в памяти всю жизнь. Все это  способно материализовать миф о Любви. Правы романтики в том, что не все в жизни можно измерить и взвесить. В человеке много такого, что называют химией мозга и эта химия творит вещи, не вписывающиеся ни в одну материалистическую теорию.
     В нашей жизни скоро появятся механические роботы. Они смогут сравниться с человеком только тогда, когда испытают влюбленность, гнев, обиду, стыд, смех и многое другое, без чего человек жить не может. Наверное, инопланетянам трудно понять и отнести эти «вещи» к безусловным признакам разумности человека. Или наоборот, отнести их к рефлексии каких-нибудь термитов.

ДОБРОТА

     Как известно, доброта – обоюдоострое оружие и доброта должна быть с кулаками. Доброта бескрайняя может быть злом, она может развратить неокрепшие души. Однако доброта это одно из истинно человеческих свойств, на котором зиждется понятие, что такое хорошо и что такое плохо. Без доброты многое  у людей было бы иначе, и особенно в человеческой культуре. На шкале ценностей и уникальностей нашей цивилизации доброта занимает одно из центральных мест. Доброта – это то,  без чего человек не создает ничего такого, что его делает человеком. Этим понятием пронизана философская мысль, поэзия, любое искусство. Я уж не говорю об отношениях к детям и вообще ко всем, кто слабее, включая животный мир, флору и фауну. Осмелюсь сказать, что человек стал человеком с того момента, когда начал совершать поступки не продиктованные инстинктом выживания, скорее наоборот, вопреки им. Осмысленно переоценивая ту или иную ситуацию в своем сознании, человек совершал нравственные поступки, продиктованные внутренней работой чувств и привязанностей. Способность на жертву ради тех, кого любишь, меняет человека внутренне, делая его сложным духовным существом, облагораживает и переводит из статуса животного в статус человека разумного, приближает к Богу!


ПЬЯНСТВО

     Выпить любят все. Боюсь, что это чуть ли не самая коренная потребность человека «расширить», преобразить сознание. Практически всюду люди научились достигать опьянения, используя для этого местные возможности. Будь то виноград, или рожь, или ячмень, или грибы, или мак, или конопля. Все это природные способы уйти от обыденности. Некоторые медики утверждают, что человек без такого способа не может уберечь свою нервную систему от перегрева. Жизнь, как известно, всегда стресс, и снимается он только одним  способом. В молодости мы все или почти все грешим чрезмерными загулами. Это всегда сопровождается больной головой,  зато девственным сознанием. Дать отдых голове от неотвязных мыслей, возможно, переключить их на нечто незамысловатое – есть способ, спасающий психику от навязчивых страхов. Я не рассматриваю в данном случае алкогольную зависимость, что уже является болезнью. Алкоголь – это спасательный круг, дающий человеку возможность, возвысившись над обыденностью, многое увидеть с высоты птичьего полета. Культура нашего бытия  связана с алкоголем, поскольку он помогает посмотреть на все с иной стороны. Молодой загул я называл маленьким отпуском, когда проспавшись и приведя себя в нормальный вид,  ощущаешь себя как после отдыха. С возрастом такие формы релаксации становятся неприемлемы, так как организм такие нагрузки уже перенести не может и восстанавливаться придется слишком долго. Да и пагубная зависимость следует по пятам и губит каждого второго, кто релаксируется  таким образом слишком часто. 
    В пьянстве есть некая убаюкивающая сладость, в которую погружаешься незаметно. Я избежал этой затягивающей воронки, но наблюдал чудесных умных людей, которые погружались в зависимость на моих глазах. Как дайверы, попавшие в зависимость от кессонной болезни, не хотели возвращаться наверх. Глубина гипнотически притягательна. Пьянство действует  точно так же.  Русские люди  подвержены зависимости от алкоголя потому что вино раскрепощает сознание, фантазию, раздвигает рамки.  Это как нельзя лучше действует на русскую лень, мечтательность, романтизм, рождая в нас много хорошего и конечно плохого. Взвесь на дне души поднимается и может всколыхнуть как самое низкое, так  и самое высокое.   Я бы не решился отнести пьянство исключительно к пороку. Это все же еще  крылья, о которых в каждом из нас дремлет мечта, как о чем-то утраченном со времен грехопадения…



МАНЕРЫ
 
     В манерах нет ничего плохого. Люди подразделяют манеры и манерность, что принято понимать, как одно противоположное другому. Хорошие манеры мы воспринимаем как нормальный, естественный стиль поведения. Тогда, когда поведение становится нарочито или заметно, и тем более карикатурно, то это уже манерность. Как правило, манерность связывается с дурным воспитанием, так как в процессе эволюции человек вырабатывал формы поведения и хорошего тона.  В кругах аристократии манерам уделялось особое внимание. Исключительность происхождения подчеркивалась особо изысканными манерами поведения. Пьеса Бернарда Шоу наглядно описывает силу и важность хороших манер в обществе. Приобретая аристократические манеры, героиня становится как бы иным человеком. Дурной тон, простонародные замашки всегда выдавали в человеке «низкое» происхождение. Это отчасти верно, хотя истинно народная среда создавала свою культуру поведения, не менее сложную и разветвленную, чем у аристократов. К слову сказать, аристократизм – это искусственно создаваемая культура простоты, а народная – это аутентичное продолжение естественной патриархальности быта. В одном случае – это искусство поведения, доведенное до естественности, в другом – это органика быта, сохраняемая традицией. В том и другом случае мы идентифицируем манерность, как нечто нарочитое, неестественное в поведении, когда человек хочет выпятить свое превосходство. В нарочитости скрыта фальшь – это и есть манерность, которой следует избегать….

СНОБИЗМ

     Снобизм – ужасная человеческая слабость, когда хотим показаться значительней, чем мы есть на самом деле. Жизнь – театр и в этом театре мы все актеры. Желание произвести первое впечатление очень сильно и частенько в этом стремлении мы позволяем себе высокомерие или снисходительность. В этом то и кроется ловушка, так как лучше всего оставаться самим собой, иначе попадешь  впросак. Высокомерное отношение к людям, будь то другое сословие или юный возраст, всегда чревато тем, что в иной ситуации роли могут поменяться, и ты можешь оказаться смешным, что еще хуже…. Снобизмом больше страдают женщины. Скажем, жена генерала всегда переносит на солдата статус своего мужа и это всегда плохо. Аристократизм поведения заключается в отсутствии границ между людьми, даже если они из разных сословий. Человек слаб и уязвим. Мир огромен, и люди одинаково равны и зависимы перед мирозданием, поэтому проявление какого либо снобизма нелепо и смешно. На мой взгляд, снобизм – это очень стыдно. Но, чего греха таить, в молодости мы частенько в него впадаем.

ЛУКАВСТВО

     Лукавство – это изобретение англосаксонское. Современная цивилизация считает, что истину нужно размыть, утопить в море аргументов, каждый из которых на чуть-чуть размывает истину. Люди простодушные считают, что правда есть одна и Бог все видит.
     Однако изощренные умы создали целую философию или целую теорию по размыванию истины и достижению своих целей путем перелицовки правды в полуправду, а полуложь - в ложь.
     Путем этих манипуляций можно черное переделать в белое и наоборот.
     Средства массовой информации при этом являются не транслятором фактов, а их интерпретатором и сознательным манипулятором.
     Этот процесс уводит человека все дальше и дальше от сути вещей, превращая жизнь в иллюзию.
     Я полагал, что конфликт англо-саксонской цивилизации с русским миром так непримирим, потому что некоторые вещи для нас неприемлемы, как и наша кажущаяся простота и прямолинейность неприемлема для них. Может быть, этот дуализм так и задуман свыше. В противном случае все слишком быстро закончится, а так, в единстве и борьбе противоположностей, человек должен в конце концов к чему-то прийти…

НЕДАЛЬНОВИДНОСТЬ И СЛЕПОТА

     Брейгель и его слепые, когда я увидел его впервые, меня не впечатлил: средневековая неумелая живопись, примитивный сюжет, уродливые лица слепцов.… Прошли годы, и эта вещь стала восприниматься совершенно иначе. Стилизованные, а не уродливые лица, провидческий сюжет, и главное, простое и мастерское изложение человеческой сущности с полной неспособностью увидеть опасность.
     Брейгель как гениальный художник в этом произведении поднялся до высоты провидца на несколько столетий вперед.
     Эту вещь сегодня вполне можно назвать «Закат Европы».
     Жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Эту истину Маркса, немца, кстати, европейцы с гневом отвергли, заменив погоней за свободой личности. В этой погоне они поднялись до невероятных высот, конкурируя с творцом. Смена пола, это тоже акт свободы личности. Вырождение, превращение человека разумного в человека играющего. Развлечения, гаджеты, атрофия мозга, лишаемого какой-либо работы. Разрушение семьи – фундамента, на котором стоит наша цивилизация, неизбежно опрокидывает всю систему ценностей. Поэтому, так называемая толерантность и допуск в свою среду беженцев из Азии и Африки, это не акты милосердия, которое всегда было чуждо европейцам. Именно европейская цивилизация всегда отличалась непомерным эгоизмом и снобизмом по отношению к слабым. Пограбить колонии, поэксплуатировать черных на плантациях, подсадить китайцев на опиум, - это другое дело, и вдруг «толерантность»? Я Вас умоляю! Это всего лишь жалкая попытка выправить ситуацию, уйти от демографической катастрофы,  любой ценой, не исчезнуть бесследно с лица Земли…
     В библии все это есть, но Европа с упорством, достойным лучшего применения, продолжает двигаться в том же направлении, а точнее, уже не в силах остановиться.
     Мы, русские, с грустью и состраданием следим за этими процессами. Для нас Европа и европейцы всегда были примером, на который хотелось равняться. Мы многое переняли, на многое уже подсели, но  трезвой частью своего сознания начинаем понимать, что нам туда не надо, мы туда не хотим.  Уже не в первый раз Европа нам  показывает, как делать не следует. Однако в силу инерции и стадного инстинкта двигаться проторенной дорогой, мы повторяем те же ошибки, искушаемся соблазнами, соблазняемся искушениями сладеньких искусов безграничной свободы личности.
     Неужели Брейгель написал и про нас?
     Всмотритесь в лицо каждого слепого, исключая поводыря, и, может быть, увидите себя…


Рецензии
Очень неспешные и правильные суждения о наших реальных слабостях и пороках.надо чаще перечитывать ваш труд.и не забывать,кто мы такие.

Владислав Карчевский   09.07.2020 11:24     Заявить о нарушении
Спасибо Владислав за Вашу оценку хотя перечитывать вряд ли необходимо.

Геня Пудожский   13.07.2020 16:12   Заявить о нарушении