Чужая земля

«Почему я должен любить свою Родину, если она меня не любит?» - такой вопрос, наверное, задает себе каждый, покидающий свою страну. Вопрос-оправдание. Хотя оправданий никто не требует. Однако, оправдываются. Перед собой. Перед своим сердцем.

Первая мысль, которая у меня мелькнула, когда я услышала эти слова, была о потребительском отношении к Родине. «Ну что ж, - подумала я, - человек ищет место под солнцем. Ему никто не может отказать в этом праве».

Потом пришло в голову, что в этих словах может заключаться бунт – протест проигравшего человека против неправды, изгаженной врагами и предателями, родины. «Вот уеду от вас, раз вы такие плохие!» - так обычно говорит ребенок родителям, не оправдавшим его ожидания. Родители, однако, остаются родителями, несмотря ни на какие обиды. А Родина – Родиной, хотя обида на нее сильна.

Так был оскорблён своими родителями маленький Кеша Смоктуновский, когда в голодный год они выставили его с младшим братом за дверь, сказав: «Живите, как хотите. Воруйте или просите подаяние. Но живите сами. Без нас».

Такие раны на сердце не зарастают. Никогда. И боль не унимается.

Но бывает и по-другому. Петр Диакон, римский монах и историк 11 века рассказал подлинный случай о том, как германец-лангобард по имени Дроктулфт явился с войском в Италию завоевывать Равенну. Но, увидев, как непостижимо прекрасен этот город, влюбился в него с невыносимой силой. Затем переметнулся на сторону осажденных и стал бороться против своих. Город ворвался в него подобно урагану и перевернул его душу. И, быть может, мрачный воин подумал тогда, что лучше уж он будет последним псом в этом чудесном городе, чем первым в своих темных лесах и болотах.

Благодарные равеннцы с почестями похоронили в своем храме, убитого в бою, героя. На мраморном надгробии они написали эпитафию: «Нас возлюбив, презрел он родных по крови, отчизною своей назвал Равенну…».

Разве мы не встречали в своей жзни таких людей? Вспомните, каким горящим взглядом смотрел на свою учительницу, слушающую загадочную музыку, герой фильма «Весна на Заречной улице». Вспомните похожий фильм «Дело было в Пенькове» и вы поймете, что очарование, или даже одержание, которое переживают герои этих фильмов, идут вовсе не от сексуальных переживаний, а от соприкосновения с чем-то таинственным из другого мира. Трудяги, привыкшие к примитивному быту и грубой работе, вдруг сталкиваются к энигмой и понимают, что этой тайной обладают какие-то особенные люди, чуть ли не боги, к которым их неудержимо тянет.

Так и Дроктулфт, назвать предателем которого не поворачивается язык. Да он и не был им. Ему даже не привелось испытать на себе радостей цивилизации прекрасного города. Он погиб на его стенах, защищая тайну, красоту и гармонию, которые ранее не переживал никогда. Скорее уж, был этот грубый и мужественный лангобард «очарованным странником», пережившим озарение, подобно св. Павлу, и, обратившимся в другую веру. А другая вера уже не предполагала ни старой жизни, ни старых связей.

Надо сказать, что сильные культурные цивилизации обладают большой властью и легко втягивают в себя зазевавшихся странников.

И ведь, по иронии судьбы, случилось так, все лангобарды стали, в конце концов, итальянцами, унаследовав цивилизацию Рима. А до этого римляне, завоевавшие Грецию, унаследовали ее культуру. И монгольские всадники, - о которых пишет Борхес, - «вознамерившиеся превратить Китай в бескрайние пастбища, мирно состарились в его городах».

Изгаженную, темнеющую Родину покидать не трудно. А в нашем случае, массовый исход с Родины даже напоминает пассивную агрессию – войну мягкими средствами, когда огромная масса эмигрировавшего населения начинает медленно переваривать оккупированную страну. И здесь важную роль будет играть то, чья культурная масса окажется более значимой. И я вполне могу предположить, что Россия в этой войне (о которой она даже не подозревает, потому что она, скорее, похожа на войну деревьев в лесах) окажется победительницей в этой странной сетевой войне.*
____________________
* За границей живет 360 миллионов русских.
____________________

Судьбы человеческие неисповедимы и, поскольку, исправить на Родине уже ничего нельзя (так как вся земля заражена сосущими червями), постольку ничего не остается, как пожелать новым колонизаторам счастливого пути на новой земле и под новым небом. Пусть едут в новые культурные миры и осваивают их. Потому что СЧАСТЬЕ, в конце концов, ЭТО не что иное, как ШИРОКАЯ ДОРОГА И ОТКРЫТЫЙ ГОРИЗОНТ.

И, в теперешнем нашем положении, я думаю, вовсе неплохо будет, если за границей окажется много русских. Главное только, чтобы эти странники не забывали, откуда они пришли и где находятся их корни. И единственное, что хотелось бы мне сказать им на прощание – это пожелание:

«Уезжая в дальние края, найдите чистый клочок земли где-нибудь в священной, для всякого русского сердца, березовой роще, - возьмите горсть земли и поклонитесь той, что остается – многострадальной и обиженной…
---------------------
Иллюстрация:
Гелий Коржев. Иероним Босх.


Рецензии