Философия одиночества

Я пришел в этот мир один, также в одиночестве и покину его, когда придет время. Мне абсолютно неизвестно, зачем я пришел сюда и есть ли тут какая-то цель, хоть какой-то смысл. Я не знаю, посылал ли меня кто-то в этот мир для чего-то или же все произошло  по чистой случайности. Сам факт моего появления может быть абсолютно парадоксальным и  весьма маловероятным, но все-таки я каким-то образом обрел свое бытие. Выбирал ли я это? И если выбирал, то почему ничего не помню? Все эти вопросы сводят с ума, они не дают покоя , так и норовят кольнуть перед сном , во время приема пищи или даже во время общения с другим человеком, а также на рабочем месте. Но чаще всего эти вопросы с особым упорством изливаются во время глубоких раздумий в уединении, когда можно хоть на какое-то время оторваться от будничной суеты и задуматься о смысле жизни. И чем больше размышлял я над этой проблемой, тем больше еще возникало вопросов без ответов.  Кажется, я  понимаю философа Кьеркегора с его терзаниями души, тоскующей по чему-то непознанному и как бы ищущей свой истинный дом. Этот великий мыслитель задавался точно такими же вопросами : «Кто я есть? Как я явился на свет? Почему меня об этом ранее не спросили?». И ведь действительно, к чему весь этот абсурд? Я ввергнут какой-то неведомой силой, злым роком или волею случая черт знает зачем в это материальное бытие, которое всю жизнь противостоит моему «Я», как бы сдавливая его со всех сторон. И не видно никакого выхода, только смерть может давать надежду на какой-то конец , означающий или окончательный распад моей личности , или же возрождение в новой жизни. Понятное дело, что первый исход ближе всего атеистам и материалистам, а второе как раз людям религиозным. Но чтобы принять что-то на веру, надо все-таки поступится Разумом, хоть это и даст мне готовые яко бы ответы, в которые лишь и нужно поверить, приняв за истину. Путь веры близок большинству людей, так как не требует постоянного напряжения мыслей, самоанализа, всестороннего изучения аспектов бытия и личности. Однако, когда человек вроде бы отходит от верований и остается один на один с непознанным бытием, ему гораздо труднее справляться с трудностями жизни, принимать мир таким, каков он есть на самом деле. При этом после этого «отпадения от веры» человеку приходится еще труднее ладить с окружающими, которые в массе своей не хотят рассуждать и самим искать ответы, полагаясь на готовые предписания, данные им от их предков. Да, разрыв с верой и сохранение  вместе с тем в душе твердого стержня и мужества – все это воистину не для слабых личностей. Сильный духом человек осмеливается идти своим путем, бросая вызов общепринятым мнениям, догмам  и предрассудкам.

Но как бы ни старался человек гордится тем, что он целиком положился на Разум и отбросил все надежды на потустороннее, все-таки есть в нем что-то такое, жаждущее приоткрыть тайну бытия и своего «Я», даже если окажется правой какая-то религиозная доктрина. Тут как раз интересный парадокс, что перерастающие атеизм или агностицизм духовно алчущие и в то же время рассудительные личности приходят к принятию чего-то божественного внутри себя. Да, это кажется весьма странным, если вы не понимаете диалектики человеческого существования. То есть, по мере созревания личности в духовном смысле необходимо пройти порой противоположные друг другу мировоззрения, чтобы после познания этих самых противоположностей постичь их высший синтез, который казался невозможным на предыдущих уровнях самопознания. К сожалению, даже те немногие, кто идет своим путем и отошли от верований , все равно зачастую могут не вынести тяжести бытия, приняв на веру какой-то идеал, ударившись в мистику, оккультизм, астрологию или что-то еще, способное заполнить их экзистенциальный вакуум. Человек может быть верящим в коммунизм атеистом, то есть быть по сути тоже как верующий какой-то религии. Или же он может просто отбросить на время все вопросы, придав своей жизни вид «веры в себя». В наше время молодежь остро чувствует нехватку чего-то, что дало бы им какие-то цели, но при этом уже не доверяют тому, во что верили предыдущие поколения их родителей, бабушек и дедушек. Велик соблазн, особенно в нашем 21 веке, впасть в гедонизм и потребительство, как бы заглушая острые вопросы внешним информационным шумом и всевозможными развлечениями. Значит, надо вернуться в привычное нам состояние, когда не было ничего такого, что так тревожит наше Сознание? Неужели стоит просто вернуться в привычный средневековый мир, где и так все понятно, ведь все объяснят религиозные догмы и их толкователи, а если уж появится смутьян, нарушающий общепринятый покой, то можно и на костер ведь его. Верно? Или может туда в античность, чтобы верить в богов и провидение, злой рок  или фортуну? А можно уж сразу в первобытность, живя в гармонии с природой и не зная никаких болезненных экзистенциальных мучений (ибо некогда, надо бороться за выживание). Все это конечно можно воспринять как шутку, но найдутся и такие консерваторы или просто тревожные люди, которые с удовольствием увидят в этом единственный выход из современного экзистенциального и общественного кризиса.

Кто бы что ни говорил, но человек и вправду двойственен в своем существовании. С одной стороны, он вроде бы еще не совсем вышел из Природы и обладает биологическим телом. Но с другой стороны, он уже обрел самосознание, способен творить , создает культуру, ценности, мораль, этику и какие-то высшие цели.  Прав был мыслитель-гуманист Эрих Фромм: «Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Он – часть природы, подчиненная ее физическим законам и неспособная их изменить. Одновременно он как бы противостоит природе, отделен от нее, хотя и является ее частью. Он связан кровными узами и в то же время чувствует себя безродным. Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть этот мир. И поскольку он имеет самосознание, он видит свое бессилие и конечность своего бытия. Он никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить». Все это обрекает человека на острый конфликт с самим собой и окружающим мирозданием. Может быть, вся наша цивилизация построена на этом самом конфликте, который человек пытается всячески преодолеть, создавая что-то, изобретая и преобразуя окружающую действительность. Не исключено, что сама религия изначально была неким поиском высших смыслов, так как наше «Я» никогда не смирится с тем, что оно смертно и может навсегда сгинуть в небытии. Я сам хочу сказать, что категорически отвергаю то, что просто вот так исчезну после смерти и ничего не останется от моих уникальных мыслей, душевных порывов. Даже если и сотрутся воспоминания, то должно же быть что-то, остающееся нетленным и передающееся хотя бы от личности к личности как некий внутренний опыт. Хотя и смертность личности тоже удручает, хотелось бы именно продолжения себя в последующих жизнях. Собственно, вот это и есть истинная религиозность, присущая нашему «Я» вне зависимости от официальных верований. Даже если я отброшу все созданные религии , посчитав их заблуждениями, то все равно не удовлетворюсь атеистической картиной мира. Тупиковость  материализма очевидна, он не дает конкретных убедительных объяснений  того, как из косной неживой материи вдруг каким-то образом возникла разумная жизнь. Мне не нужны ни готовые ответы религий, ни общепринятые материалистические воззрения научных кругов. И первое и второе весьма удобны, чтобы не истязать себя вопросами о своем «Я» и смысле бытия. Я как одиночка и индивидуалист хочу докопаться до истины самостоятельно, даже если это будет стоить мне душевных страданий  и полного разрыва с обществом. Тернистый путь все-таки далеко не для всех. Может кому-то и вправду хорошо быть принадлежащим определенному кругу по взглядам, подчинив себя коллективному эгрегору. Мне же все это чуждо, путь к Богу (если он есть) я хочу пройти сам. Я должен сам выяснить всевозможными способами, есть ли во мне что-то такое, что никогда не умирало и не рождалось, а существует в вечности. Есть ли все-таки бессмертие Духа?

Таким образом, к каким выводам я прихожу? Все дело в том, что я одинок и всю жизнь должен как-то раскрывать свою сущность, в то время как преходящие  и уходящие люди лишь временные попутчики , которые могут чему-то научить меня, а я в свою очередь дать что-то им. Но путь к истине это сугубо мой путь, который уникален и неповторим, никто его никогда не пройдет. То или иное решение, которое я принимаю при жизни, есть именно мой личный выбор как личности. Было бы кощунством и предательством по отношению к своей душе, позволив другим определять мой жизненный путь и предоставив им принимать за меня какие-то важные ответственные решения. Да, философия экзистенциализма подразумевает бесконечную ответственность за свою бесконечно возможную неповторимость, спонтанность и уникальность. Я живу в состоянии полной неопределенности, не обладая познаниями основ бытия, а также подвергаюсь соблазнам общества, навязывающего мне какие-то готовые проторенные пути, где не придется так терзать свой Разум. Но в том то и дело, что мне не нужен легкий путь , а также «счастье в неведении». Уж лучше быть вечно ищущим странником, но идущим только своим путем, который он сам осознанно для себя выбрал. Как нельзя не согласится со словами  моего любимого философа Николая Бердяева : «Сознавшая себя личность слушает внутренний голос и повинуется лишь ему, она не покорствует внешним голосам». Только исходя из внутренних побуждений я смогу хотя бы как-то приблизится к истине, пусть даже она и останется по-прежнему бесконечно далека от меня. Смысл в том, чтобы раскрыть Себя, стать самостоятельным и выдвигать свои цели от себя самого. Так как мое бытие как таковое в состоянии полной неопределенности и «богооставленности», то остается лишь положится как раз на свой внутренний голос. Кстати, под «богооставленностью» я понимаю именно тот факт, что либо нет ничего трансцендентного и мистического, либо же есть Бог, боги или  Первооснова бытия (Дао), но все это не меняет ничего для меня в этой текущей жизни. Даже если есть Высший Разум, то ему может и нет дело до того, что происходит здесь и сейчас тут со мной, а может быть он с интересом наблюдает и знает, что я в конечном итоге путем проб и ошибок справлюсь с его испытаниями. Может даже, я и есть часть Глобального Сознания, играющего с самим собой, а отделенность себя от мироздания лишь навязчивая и временная иллюзия? В любом случае, мое «Я» зачем-то заброшено в этот непонятный мне мир и переживает острое противоречие с ним. Само отчаяние от состояния абсурдности и безысходности существования может привести как к падению, так и к воспарению. И даже если бы было предоставлено каким-то образом достоверное доказательство существования чего-то потустороннего и вне-материального, изменило бы ли это что-то в нашей жизни? Или может быть все дело в другом? Может в чем-то и прав экзистенциалист Сартр в своей мысли о том, что ничто не спасет человека от самого себя, никакое доказательства существования бога. Философ считал, что даже если бы бог  существовал, то это все равно ничего бы по сути не изменило и мы все равно заброшены, одиноки и должны нести на себе бремя свободы, отвечать за сделанный выбор, за свою жизнь. Я каждому советую задуматься над своей жизнью, самостоятельно выстраивая цели в жизни, не прогибаясь под мнение общества и господствующую идеологию, мужественно и с чистой совестью искать свою истину.

Мир вам и всех благ!


Рецензии
Очень близки по духу данные рассуждения! Тоже нахожусь в постоянном поиски смысла жизни/себя в этом мире. Есть много вопросов, ответы на которых предстоит найти самому на своем жизненном пути. Хорошо и грамотно написано! У меня периодически мелькают в голове подобные мысли, но так точно и красиво их изложить, как это сделал ты, Володь, я бы точно не смог! Молодец! Жму руку!

Желаю творческих успехов, успехов в спорте, работе и всех благ!;)

P.S. Ничего, что на ты? Просто давно слежу за твоим (теперь уже новым) youtube каналом и периодически просматриваю твои философские рассуждения, как время свободное появляется. Вообще узнал о тебе еще со времен Володи-качка, даже песня до сих пор в моем MP3 плеере есть про тебя - (MR.OLEG) «Качек Володя»=)

Антон Нижегородцев   15.04.2020 13:42     Заявить о нарушении
Доброго здравия Антон! Спасибо за отзыв, рад что тоже находишься в духовных поисках, главное идти своим путем, не копировать никого. Можно на "Ты". Да у меня давно новый ютуб-канал, чисто на тему философии, политики, психологии и соц.проблем. Мистер Олег)? Это было так давно, а до сих пор кто-то помнит))). Рад знакомству Антон!

Владимир Савельев 1   15.04.2020 14:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.