Кто управляет миром?

          Мертвые души (о пошлости советской жизни): http://www.proza.ru/2018/10/22/1070         

         2.4. «Каждому будет дано по его вере» (доказательства бытия Божия).

Автором приводится три живописных доказательства бытия Бога, причём все они изложены уже в первой главе. Нам необходимо их рассмотреть, ибо они связаны с мировоззрением самого Булгакова и имеют большое значение для понимания судьбы персонажей романа.

         2.4.1. Кто управляет миром?

Иван Бездомный «очень хорошо и сатирически» изобразил рождение Иисуса, но не удовлетворил этим своего начальника Берлиоза, который и наставляет его: «… но соль-то в том, что ещё до Иисуса родился целый ряд сынов божиих…коротко же говоря, ни один из них не рождался и никого не было, в том числе и Иисуса… А то выходит по твоему рассказу, что он действительно родился!..»  Вот в эту-то беседу и вклинивается Воланд, приводя все свои аргументы и умно высмеивая их мировоззрение.

Возникает разговор о философских доказательствах бытия Божия, которые атеисты не задумываясь отвергают, тогда Воланд спрашивает: «…ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» – «Сам человек и управляет», - отвечает Берлиоз. На что следует следующая тирада: «… для того, чтобы управлять, нужно иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок…как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?… тот, кто ещё недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике…», - намекает Воланд на судьбу самого Берлиоза.

Попробуем представить это доказательство в более стройном виде. На наш взгляд, оно является логическим развитием так называемого телеологического доказательства, свидетельствующего о разумности мира. Его сущность такова. Устройство мира поражает своей гармоничностью и закономерностью, и говорит о целесообразности и разумности силы, его созидающей. Следовательно, о разумном Творце, т.е. о Боге. Между законами человеческого разума и законами природы существует предустановленная гармония, которая и является условием всякого познания, т.е. науки. Эту мысль выразил А.Эйнштейн: «К религии относится вера в то, что мир явлений управляется по законам разума и что этот мир постигается разумом». И прямо исповедует: «Моя религия – это глубоко прочувствованная уверенность в существовании Высшего Интеллекта, Который открывается нам в доступном познанию мире.»  Убеждение Эйнштейна соответствует словам ап. Павла: «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы».

Аргумент Воланда о внезапной смерти, на первый взгляд, говорит как раз о дисгармонии мира, об отсутствии закономерности. Но это лишь кажется. Принимая разумность мира в его устроении, мы должны исповедать, что этой силе подвластен весь этот мир абсолютно, ибо Бог-Творец мыслится, как Абсолют. Значит, и те явления, которые могут быть непонятны человеческому разуму, всё-таки устраиваются (или допускаются) Богом, Высшим Интеллектом. Здесь такое свойство Божие, как разум, дополняется таким атрибутом, как воля Божия, которая направлена на спасение души человека для вечности.

В тексте романа вновь этот же аргумент подтверждает Йешуа. Пилат призывает его поклясться своей жизнью, которая висит на волоске и говорит: «Я могу перерезать этот волосок». На что арестант с улыбкой отвечает: «…согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»

        Категорический императив Канта: http://www.proza.ru/2018/10/23/982


Рецензии