Слова

(венок сонетов)

1

Когда во мне вдруг ожили слова
И голосом живым заговорили,
Они как будто предо мной открыли
Чудесный мир земного волшебства.

И звуки, различимые едва,
В живые строки слиться поспешили.
В них было всё: и белизна ковыли,
И зелень трав, и неба синева.

Но этих звуков непонятных нить
Не мог я вдохновеньем объяснить,
Я ничего тогда не знал об этом.

И только видел, что однажды ввысь
Слова как солнце утром поднялись
И озарили мир волшебным светом.

2

И озарили мир волшебным светом,
И струны сердца тронули слегка –
Легонько, как дыханье ветерка;
Тихонько, словно ночь перед рассветом.

Уже тогда я был в душе поэтом.
Мне вдруг открылась сила языка
И радость, когда звонкая строка
Была моим стараниям ответом.

И те слова, волнуя и дразня,
Словно живыми были для меня
И обладали запахом и цветом.

Как домики из детских коробков,
Так я строку выстраивал из слов.
Они во мне росли как травы летом.

3

Они во мне росли как травы летом,
То сладко-ароматны, то горьки.
Они звенели, словно ручейки,
Как пчёлы в летнем воздухе нагретом.

Они кружились сказочным балетом,
Свиваясь и вставая на носки.
Я верил, что узнал секрет строки,
И дорожил полученным секретом.

Но не всегда всё гладко получалось.
Случалось так: строка не удавалась.
Бывали непослушными слова,

Теряли запах свой и цвет теряли.
Тогда слова тихонько умирали
И падали, как осенью листва.

4

И падали, как осенью листва,
Как в синем небе раненные птицы.
Но по весне спешила вновь пробиться
К теплу и свету свежая трава.

И так порой кружилась голова
От похвалы,  прожектов и амбиций!
От достижений как не возгордиться,
Восторженные слушая слова?!

Мы все на жизнь свои имеем виды,
Амбиции, претензии, обиды.
Жизнь – океан. Она всегда права.

Я шёл по жизни и играл словами.
И мне они казались островами.
Терялись в океане острова.

5

Терялись в океане острова –
Пропавшие, потерянные строки.
Я и сегодня слышу их упрёки,
Они ещё звучат едва-едва.

Я от утрат порою изнывал
И вновь творил, не назначая сроки,
И счастлив был, когда рождались строки
Натянутые, словно тетива.

Стихия слова пламени сродни,
И ничему её не заменить –
Ни роскоши, ни власти, ни монетам.

Мои литературные труды
Дарили мне чудесные плоды.
А жизнь звенела сказочным сонетом.

6

А жизнь звенела сказочным сонетом.
Пусть не смолкает в сердце этот звук!
В периоды смятений и разлук
Он душу защитит стальным корсетом.

Когда бесчестным, подленьким наветом
Исподтишка кольнёт фальшивый друг,
От разочарования вокруг
Окраситься весь мир унылым цветом.

И память о тех днях ещё жива,
Когда литературная братва
Меня бранила, радуясь при этом.

Я вдаль смотрел поверх чужих голов,
Стремясь подняться по ступенькам слов
Назло непониманьям и запретам.

7

Назло непониманьям и запретам
Петь под диктовку не хотелось мне.
И я шагал по тропке в стороне,
Дорогу уступив другим поэтам.

И тем, кто был с писательским билетом,
Удачно оказавшись на волне,
И тем, кто был попроще, но вполне
Считал себя талантом и эстетом.

Я отстранился и исчез из виду,
Не затаив ни злобу, ни обиду.
И пусть манера эта не нова,

Не ради денег и не славы ради
Я чувства доверял своей тетради.
И времени вращались жернова.

8

И времени вращались жернова.
Оно одно реально миром правит –
Оценит всё и по местам расставит,
На суд бесстрастный предъявив права.

Тогда же я от многих отставал –
От тех, кто шёл вперёд навстречу славе,
Кто творчество и жизнь усердно правил
За строчкой строчка, за главой глава.

И многие из них, скажу без лести,
Достойны и признания, и чести
За их талант, старания и смелость.

Я ж был зависим от досужих мнений.
В пустой борьбе мечтаний и сомнений
Умчалась юность вдаль, настала зрелость.

9

Умчалась юность вдаль, настала зрелость,
Стремлений дерзких остужая жар,
Амбиции растаяли как пар.
Романтика, мечты – куда всё делось?

Но пустота и чувства омертвелость –
Для тех, кто болен и душою стар.
Мне ж не давал застыть мой божий дар.
И колесо, как прежде, завертелось.

Я не фальшивил и в своё искусство
Вплетал живые, искренние чувства,
Когда душе и плакалось, и пелось.

Текла, менялась жизнь за вехой веха.
Всеобщего признанья и успеха
Под этим небом мне всегда хотелось.

10

Под этим небом мне всегда хотелось
Однажды быть услышанным людьми –
Хотя б на день, на час или на миг,
Чтоб сердце от восторга загорелось.

О том, что осень в золото оделась;
О том, как сердце от любви щемит;
Врачует радость и печаль томит;
Про боль потери, преданность и смелость.

Я не шагал по тропам проторённым,
Не следовал придуманным канонам,
Которые просты как дважды два.

Каноны эти хуже приговора.
А мне хотелось, убежав из хора,
Иметь на голос собственный права.

11

Иметь на голос собственный права,
Забросив в дальний угол трафареты.
Найти свои нехитрые секреты,
Простые и доступные слова.

И светом озарится голова,
И сердце застучит, как кастаньеты.
Нелёгок, но прекрасен труд поэта.
Как перец горек, сладок как халва.

Я славлю тех, кого не так уж много –
Кто до конца прошёл своей дорогой,
Стараясь не за деньги, не за званья,

Тех, кто, познав успех и неудачи,
Остался верен лишь одной задаче:
Идти вперёд и знать своё призванье.

12

Идти вперёд и знать своё призванье –
Удел немногих пламенных натур,
Извечных выразителей культур
В безбрежном океане мирозданья.

В периоды расцвета, увяданья
Поэт – пророк, глашатай, трубадур.
Под звуки домр, гитар или бандур
Звучат баллады, песни и преданья.

Поныне те из гениев в чести,
Кто шёл к заветной цели, на пути
Сметая все преграды твёрдой дланью.

Им покорить вершины удалось.
Но, несомненно, каждому пришлось
Пройти сквозь муки разочарованья.

13

Пройти сквозь муки разочарованья,
Но уберечь в душе и сохранить
Чудесную божественную нить,
Которой не придумали названья.

На зыбкую удачу упованье
Стараньем и упорством заменить.
Уметь секунду каждую ценить,
Отбросив спесь и самолюбованье.

Работать безоглядно и свободно,
Бросая в мусор всё, что непригодно,
Как ветхие постройки на дрова.

Не чуя боли и не слыша ропот,
Стремиться вверх по каменистым тропам
К сверкающим вершинам мастерства.

14

К сверкающим вершинам мастерства
Приводит чувство светлое, большое.
И разум лишь в созвучии с душою
Великое способен создавать.

И лучше уставать и отставать,
Быть от других отрезанным межою,
Но звонко петь своё, а не чужое,
Свой голос в каждой строчке узнавать.

Великим, кто вершин достигли прежде,
Дань отдаю я в призрачной надежде,
Что искра божья и во мне жива.

И зыбко, словно ветра дуновенье,
Живёт в душе далёкое мгновенье,
Когда во мне вдруг ожили слова.

15 (магистрал)

Когда во мне вдруг ожили слова
И озарили мир волшебным светом,
Они во мне росли как травы летом
И падали как осенью листва.

Терялись в океане острова,
А жизнь звенела сказочным сонетом
Назло непониманьям и запретам.
И времени вращались жернова.

Умчалась юность вдаль, настала зрелость.
Под этим небом мне всегда хотелось
Иметь на голос собственный права,

Идти вперёд и знать своё призванье,
Пройти сквозь муки разочарованья
К сверкающим вершинам мастерства.

Окончено в 2011г.


Рецензии