Память

Хоронили 91- летнюю женщину, старушкой её было назвать, язык не поворачивался. Не упала бы она дома и не сломала шейку бедра,  может быть, ещё  пожила. Да уж так, наверно, Господь распорядился, к себе забрал, чтоб не мучилась, не страдала от боли. Две недели полежала и преставилась, заснула и не проснулась. Хоронили её на Ваганьковском кладбище, там же и отпели покойную, свечки зажгли, помолились за душу усопшую. Распоряжалась всем женщина агент, и церемония шла без промедления. Подошли молодые здоровые ребята, взяли гроб, вынесли из ритуального зала, поставили на каталку и повезли к уже подготовленной могиле, расположенной рядом с могилой её матери. Когда – то, ещё в советские времена, она получила бумагу с гербовой печатью на своё захоронение на этом кладбище, где были захоронены многочисленные её родственники. Народу было не много; родные, соседи по даче, моложе её на двадцать лет, да старушка -  соседка по этажу. Все бежали, еле поспевая за молодцами, катившими каталку, подтянутыми в униформе и трезвыми. Вспомнилось «Смиренное кладбище» Сергея Каледина. Тоже ведь о Ваганьково писал, только это время было другое, могильщики другие, да похоронить стоило гораздо меньше, чем сейчас. Закопали покойницу быстро, благо земля была не тяжёлая, не липла к лопате, и день выдался на редкость тёплый, солнечный, как по заказу, будто Господь с небес наблюдал и улыбался. Покойница была светлым и тёплым человеком, как этот погожий день. По три горсти песка бросили в могилу, и пошли поминать в небольшой ресторанчик, неподалёку от кладбища. Заодно, на могилы знаменитостей глянули, там есть на что посмотреть – произведения искусства. Имена и звания захоронённых в Ваганьково не вызывает никаких сомнений, кого там только нет; нищие, декабристы, профессора, академики, архитекторы артисты, футболисты и прочие. Вспоминаются слова В. Высоцкого
                – И лягут в землю общую
                Останки наши бренные,
                А там едино всё…….
  Наша покойница, не сказать, что из простых (25 лет Сибирь осваивала коренная москвичка).  Она не из «великих», а жизнь свою СССР и России посвятила. Помнить и поминать её долго будут её дети, её трое внуков и трое правнуков и те, кому она платила добром и вниманием. А мы поминали и вспоминали её юмор и её афоризмы: - Решила научиться воровать ( в 90 –е), оглянулась, а там уже всё разворовано до меня.
 - Вам пить нельзя.
- Доктор, я ведь диетическим продуктом закусываю.
- Вы не помните, в чём были одеты женщины на министерском приёме?
- Вы знаете, одеты были все, раздетых я  не видела.
- Бабушка, вы не в ту очередь встали (в милиции района, на регистрацию оружия).
- В ту, милый, в ту, внука от бандитов защищать.
- Докатилась Россия (возглас из толпы) бабки вооружаются.
А ведь не вспомнить нельзя, было хорошо рядом с ней, последним куском поделится, вникнет в твою жизнь и добрый совет даст. Мало сейчас таких людей, ох как мало, потому и ПАМЯТЬ о ней будет светлая, как чистый Божий ручеёк.
22.10. 2018


Рецензии